«Многие неверно считают, что до прихода на правобережье Кубани казаков места эти были дикие и необжитые. Но это не так. Кубань в то время, конечно, была практически не заселена, но не выглядела как безжизненная степь», — краснодарский блогер и путешественник Юрий Родригез рассказывает о тех, кто раньше жил на месте Краснодара.
Черкесы, татары, казаки
Все мы знаем, что левобережье Кубани, или так называемое Закубанье, было заселено черкесскими племенами. Река Кубань в конце XVIII века была пограничной рекой, а на другом ее берегу начинались владения Оттоманской порты, то есть Турции.
На правом берегу Кубани стояли русские укрепления Кубанского корпуса, которым в 70-х годах XVIII века командовал блестящий русский полководец Александр Васильевич Суворов. Одновременно на правобережье Кубани среди русских укреплений кочевали большие ногайские орды кубанских татар или кубанских ногайцев.
В 1793 году большой отряд черноморских (запорожских) переселенцев во главе с атаманом Захарием Чепегой прибыл в Карасунский Кут, устье реки Карасун, где впоследствии будет образована столица Черноморского казачьего войска — город Екатеринодар. Сейчас это место горожане знают как парк «Городской сад» (бывший Парк Горького). А что было на этом месте, когда большой казачий обоз остановился в месте впадения Карасуна в Кубань?
На месте аула
Как рассказывает этнолог и специалист по коренным культурам Северо-Западного Кавказа Виталий Штыбин, «5 июня 1793 года Захарий Чепега надиктовал писарю рапорт на имя Таврического губернатора Семена Жегулина. В рапорте они рассказали, что встретили в Карасунском куте аул бжедугского князя Батыр-Гирея мурзы (также пишут его имя как Гаджин Оглы Батыр-Гирей), который обратился к ним с письмом и просит принять в подданство. В ауле 11 домов, а вокруг земли используются под сельское хозяйство».
Бжедугам было предложено переселиться в Северное Причерноморье (губернатор ошибочно полагал, что бжедуги — это ногайцы), где в те годы кочевали их собратья (о чем я рассказывал выше), в район реки Ея. Если такое предложение не устраивает, казакам указано было предлагать бжедугам селиться на левом берегу Кубани, на Османской стороне, поближе к линии и обещать защиту по возможности и открытую торговлю.
Касательно аула, расположенного на месте будущего Екатеринодара, — Батыр-Гирею разрешалось, по его просьбе, собрать урожай осенью 1793 года и на следующий год перебраться на левый берег на место современного поселка Яблоновского (поселок на другом берегу Кубани напротив Краснодара, который территориально принадлежит к Республике Адыгея).
Казаки перезимовали в землянках на Карасуне и после ухода адыгов (черкесов) в 1794 году принялись за постройку крепости. Так что и черноморцы пришли не на пустые земли. Как говорят архивные документы, на месте будущего Екатеринодара (Краснодара) был черкесский аул.
Жизнь била ключом
Но даже во времена до нашей эры территория, на которой находится современный Краснодар, тоже не была безжизненной. В 20-х годах прошлого века при строительстве домов на пересечении улиц Седина и Постовой (практически территория современного парка «Городской сад») был обнаружен древний могильник. Тогда в нем было обнаружено 150 погребений I–II вв. н. э.
При последующих раскопках в этом месте были обнаружены погребения IV–III вв. до н. э. Раскопки в этих местах происходили в разное время. В результате археологических изысканий были обнаружены предметы быта, украшения и оружие, кости домашних животных, а также столбовые ямы через ров, что может свидетельствовать о наличии деревянного помоста через него.
Так что жизнь на территории современного Краснодара била ключом еще задолго до прихода сюда черноморских казаков и строительства города Екатеринодара.