С началом жаркого сезона краснодарцы активно готовятся к отпускам. А это неизменно сопровождается новыми покупками — от одежды и аксессуаров до сезонных спорттоваров, и всё чаще для этого жители выбирают маркетплейсы. Но как же все эти товары с онлайн-площадок приходят в пункты выдачи в срок, иногда и вовсе за один день?
По данным Data Insight, рынок интернет-торговли в стране продолжает расти. Так, во втором полугодии 2022 года доля маркетплейсов в количестве заказов достигла 73% и впервые превысила половину всего объема продаж. В лидерах оказались OZON и Wildberries — в ноябре 2022 года их доля достигла максимума. Она составила 75% от всех онлайн-заказов.
От тенденций не отстает и Кубань. По данным Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ) и Сбербанка, её доля в общероссийском объеме электронных покупок на локальном рынке в прошлом году составила 4,71%. Регион по этому показателю уступает лишь Москве, Московской области и Санкт-Петербургу.
Что чаще всего покупают краснодарцы?
Если говорить о том, что лучше всего продается на маркетплейсах, то здесь многое зависит от сезонности. Солнечные пляжи Черного моря — одно из самых популярных мест для отдыха жителей Краснодара летом. Казалось бы, в сезон первые места в списках лидеров продаж должны занимать пляжные принадлежности и купальники. Однако на деле всё обстоит иначе.
Смена времени года означает, что обладателям машин предстоит покупка резины, а также обновление запчастей к лету. Поэтому первую строчку в статистике Ассоциации компаний интернет-торговли по обороту в летние месяцы в Краснодаре занимают автозапчасти и автоаксессуары.
Пляжные принадлежности не стоят и на второй строчке — это место занимают лекарства. По данным портала New-retail.ru, в весенне-летний период увеличивается спрос на уходовые средства, солнцезащитные крема и спреи с УФ-защитой, спортивную одежду, бытовую технику и гаджеты. Кроме того, на всех площадках растут продажи грилей и принадлежностей для барбекю.
Маркетплейсы диктуют свои правила для селлеров
Не только жители Краснодара активно пользуются услугами маркетплейсов, но и региональные селлеры всё больше завоевывают этот рынок. По информации того же Data Insight, Краснодарский край стоит на третьем месте по территориальному расположению продавцов маркетплейсов. Больше всего активных селлеров зарегистрировано на Wildberries, OZON и AliExpress.
Одно из главных преимуществ маркетплейсов — практически отсутствующий барьер для старта. Выход на онлайн-площадки позволяет избежать сложностей с созданием собственного интернет-магазина и привлечением аудитории. Маркетплейсы предоставляют уже готовую базу клиентов и широкие возможности для продвижения.
На первый взгляд выглядит всё просто: селлер продает — онлайн-площадка помогает найти своего покупателя. Но перед началом продаж начинающему предпринимателю предстоит пройти тернистый путь, ведь каждый из маркетплейсов предъявляет свои требования.
Сотрудничество с маркетплейсами, по сути, сводится к двум основным вариантам: FBO (хранение и продажа товара со склада маркетплейса) и FBS (хранение и продажа со склада продавца).
При FBO нужно платить за хранение товара на складе онлайн-площадки, поэтому для этого стоит выбирать товары с высоким спросом и оборачиваемостью, которые долго не задерживаются на складе.
Не так давно стал активно распространяться третий вариант — DBS (доставка продавцом), в рамках которого маркетплейс выступает в роли витрины, а продавец самостоятельно занимается хранением, комплектацией, упаковкой, доставкой заказов. Для новичков подобная схема может оказаться сложной, поэтому она больше подойдет продвинутым селлерам, которые уже успели поставить свой бизнес на «рельсы» маркетплейса.
Есть вариант комбинировать разные схемы работы для разных категорий товаров, например FBO и FBS. Так, можно продавать крупногабаритные или хрупкие товары со своего склада своего магазина, а другие — через площадку маркетплейса.
Внимание к деталям: сюрпризы для селлеров
Для того чтобы товар попал в руки покупателю, при приемке в маркетплейс он должен пройти обязательную проверку на соответствие множеству требований.
По данным одного из ведущих отечественных перевозчиков на рынке сборных грузов, компании «Байкал Сервис», самыми распространёнными при отказе приема товара маркетплейсами являются ошибки при внесении данных в личный кабинет онлайн-площадки — почти 50%, около 30% — при маркировке товара, а 15% ошибок связаны именно с неправильной укладкой товара.
Так, для примера, Wildberries принимают товары только коробами до 1 м3 либо коробами на палетах. В Ozon — это короба, монопалеты и сборные палеты. Поэтому продавцы должны разбираться, в каком случае и при каких объемах нужно сдавать товар на палетах, а когда без.
Монопалеты — один артикул товара на палете. Сборные палеты — разные артикулы товаров на палете.
Кроме того, прежде чем передать товар на хранение или реализацию в маркетплейс, каждый продавец неминуемо сталкивается с первичной упаковкой. Хорошая упаковка ― гарантия того, что ваш покупатель получит свой заказ в целости и сохранности.
Так, верхняя одежда — например, пальто, должна быть на вешалке и полностью покрываться упаковочным материалом, запаянным с обеих сторон. Или не все знают, что каждое ювелирное украшение должно быть помещено в индивидуальную упаковку и снабжено навесной биркой или пломбой ― их лично передают водители сотруднику маркетплейса вместе со штрих-кодами поставки. Поэтому, что бы вы ни продавали, советуем вам внимательно изучить все требования и правила маркетплейса.
По словам территориального директора ООО «Байкал-Сервис ТК» Александра Шавочкина, продавцы маркетплейсов могут свести к минимуму подобные ошибки, сотрудничая с надежной транспортной компанией.
— Сотрудники проконсультируют и проверят упаковку на соответствие требованиям маркетплейса, обеспечат подходящим транспортным средством под условия выгрузки на соответствующем складе маркетплейса. А в это время вы сможете спокойно планировать свои продажи, не потратив деньги из-за простоев или сверхожидания в очереди в пунктах маркетплейсов, — отмечает он.
Как снизить затраты на логистику в два раза: выбираем транспортную компанию
При грамотном выборе транспортной компании для доставки грузов можно решить большинство проблем, возникающих на этапе поставки. Для этого нужно учитывать несколько факторов.
Во-первых, опыт работы ТК с маркетплейсами. Например, компания «Байкал Сервис» (на рынке перевозок почти 30 лет, более 3 миллионов клиентов) занимается доставкой в маркетплейсы с 2017 года. У компании свыше 150 терминалов по всей стране, которые обслуживают более 50 000 населенных пунктов. А за последний год «Байкал Сервис» удвоил число доставок грузов в маркетплейсы по всей России и ближнему зарубежью.
В Краснодаре у «Байкал Сервиса» два терминала: «Центральный» — на шоссе Нефтяников, 38н, и «Уральская» — на улице Уральская, 126/4. С их помощью жители Краснодара и ближайших районов могут воспользоваться услугами компании в удобных локациях. Это облегчает процесс отправки и получения грузов.
Еще один из важнейших критериев — стоимость услуг. Чаще всего именно комплексные предложения являются наиболее выгодными. По словам Александра Шавочкина, в «Байкал Сервис» постоянно отслеживают открытие новых распределительных центров, расширяя на них действие специальных предложений компании.
Так, для поставщиков Wildberries и Ozon сегодня действует предложение, которое дает возможность доставить груз в распределительные центры маркетплейсов с выгодой до 50% на европалетах. При этом чем ниже палета, тем дешевле выходит отправка для клиента — он не переплачивает за лишний вес и объём. Предложение также включает бесплатный забор груза и льготную доставку до склада маркетплейса в городе назначения.
Еще одно спецпредложение позволяет клиентам сэкономить до 50% на перевозке небольших коробочных грузов общим весом до 35 килограммов и объёмом до 0,1 м3. По цене оно сопоставимо с экономичной курьерской доставкой.
Для того чтобы обезопасить себя от рисков, стоит обращаться к транспортной компании с гибким подходом. То есть условия сотрудничества должны оставлять за вами возможность вносить изменения в уже оформленный груз. При этом компания должна гарантировать возможность перемаркировки, переукладки груза, если при формировании поставки продавцом была допущена ошибка. Пользуйтесь страховкой, а главное, всегда указывайте правильную оценочную стоимость товаров, чтобы быть полностью защищенными.
Размер не имеет значения
В случаях, когда нужно перевезти небольшую партию товара, выгоднее обращаться к перевозчику, который может перевезти как одну коробку, так и предоставить целую фуру.
Для небольших отправлений стоит обратить внимание на услугу «Посылка из рук в руки». С ней отправителю не нужно самому доставлять груз на терминал транспортной компании, достаточно оформить онлайн-заявку на сайте, отдать курьеру в назначенное время и получить груз, не выходя из дома или офиса. Услуга доступна всем, и она может заинтересовать поставщиков маркетплейсов по системе DBS с доставкой напрямую грузополучателю, а также будет удобна клиентам интернет-магазинов и просто физическим лицам.
А еще стоит отметить, что на перевозку спорттоваров для клиентов «Байкал Сервиса», в том числе велосипедов и велотоваров, действует скидка 10%. Эти же условия доступны для дачных товаров — семян, грунта для растений и т. д. Эта опция доступна и для интернет-магазинов.
ООО «БАЙКАЛ-СЕРВИС ТРАНСПОРТНАЯ КОМПАНИЯ», baikalsr.ru