С чего всё начиналось?
В конце июля портал 93.RU писал про планы чиновников построить в Краснодаре скоростную дорогу вблизи многоэтажек в микрорайоне Гидростроителей в районе Большого острова — от улицы Бородинской до улицы Воронежской. Сама концепция магистрали остается туманной. Горожанам тогда показали сырые наброски того, как она будет выглядеть. При этом там не предусмотрены пешеходные переходы и съезды, а сама дорога местами должна быть многоуровневой. Местные жители выступили с резкой критикой планов администрации города
Во-первых, строительство трассы предполагает изъятие около 200 гаражей в местном кооперативе ГСК № 57 (при этом альтернативной стоянки горожанам предлагать не стали), во-вторых, дорога должна пройти по спальному микрорайону, в нескольких метрах от жилых домов, детских площадок и социальных объектов, в-третьих, сотрудники мэрии не смогли внятно объяснить людям, как эта трасса будет строиться, зачем она нужна и какая компенсация положена за изъятые гаражи. Еще один момент — многоуровневая дорога пройдет по особо охраняемой территории Большого острова, который чиновники обещали защитить от застройки и благоустроить.
Местные жители предложили альтернативный план строительства. Но для этого дорогу придется отодвинуть чуть ближе к реке Кубань — в сторону Краснодарского лесопарка. Но тут тоже есть проблемы, так как территория лесопарка имеет особый статус.
Гаражная амнистия?
Что касается изъятия земли под строительство (в зону отвода дороги попадает около 200 гаражей ГСК № 57), то собственникам гаражей в администрации города пообещали дать «возможность оформления такого права» для дальнейшей приватизации по «гаражной амнистии» и выплатить компенсации за изъятый участок.
— В случае если права оформлены исключительно на гараж, для дальнейшего изъятия участка под объектом владелец будет иметь возможность пройти процедуру регистрации прав на земельный участок по так называемой гаражной амнистии, — говорилось в официальном ответе мэрии на вопрос журналиста 93.RU.
Однако после этого началось странное. При попытке оформить право на землю людям начали отказывать с формулировкой, что земельный участок зарезервирован для строительства федерального объекта. То есть людям сначала предложили оформить землю по гаражной амнистии, а при подаче документов массово в этом праве отказывают.
Также по строительству этой дороги проходили общественные обсуждения, на которых, по словам жителей микрорайона, не было компетентных чиновников, которые бы смогли рассказать о самом проекте. Вместо этого на стендах там вывесили эскизы будущей трассы. На вопросы горожан эти эскизы ответить не смогли.
Средства не предусмотрены
22 июля, уже после общественных слушаний, проект решили отправить на доработку с учетом поступивших от граждан дополнений. Но есть нюанс. Часть жителей во время общественных слушаний выступили не за изменение проекта, а за его полную отмену. Так как при покупке жилья в районе улицы Гассия (по ней пройдет магистраль) люди не планировали жить около оживленной трассы. Как этот вопрос будет учтен при доработке документа, не уточняется.
Отметим, что речь идет не о проекте самой трассы, а лишь о «проекте проекта» — документации по планировке территории. После принятия этой документации и на ее основе будет разрабатываться сам проект и земельно-правовая документация. Тогда же появится и информация о стоимости строительства. Причем, как следует из официального ответа мэрии на запрос журналиста портала 93.RU, средства на проектирование в местном бюджете на 2022 год не предусмотрены.
— Департаментом в первоочередном порядке будут реализовываться работы по объектам улично-дорожной сети, по которым имеется готовая проектно-сметная документация на реконструкцию и строительство автомобильных дорог. На сегодняшний день стоимость строительно-монтажных работ по таким объектам превышает 17 миллиардов рублей, — говорится в тексте.
Отвечая на вопрос, почему жителям отказывают в приватизации гаражей, чиновники написали, что участок, где планируется построить скоростной периметр, «предназначен для размещения объектов федерального, регионального или местного значения, и с заявлением о предоставлении участка [в собственность] обратилось лицо, не уполномоченное на строительство этих объектов».
Теперь люди боятся, что у них заберут землю под гаражами и на прилегающей территории, а стройку так и не начнут из-за дороговизны проекта или по каким-либо другим причинам. На какие деньги вообще планируется построить дорогу, будет это концессия, выплаты из федерального бюджета или что-то иное, не говорится.
Очередная встреча с чиновниками
22 августа в ГСК № 57 снова приехали чиновники. Встреча с местными жителями переросла в стихийный митинг. Но во время встречи стало известно, что дептранс Краснодара решил учесть мнение жителей о переносе дороги в лесопарковую зону. Теперь слово за Минприроды Кубани, так как лесопарк имеет статус земель «для осуществления рекреационной деятельности». Из Земельного кодекса РФ следует, что такая территория используется «для организации отдыха, туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности граждан». Каким образом на землях краснодарского лесопарка можно будет построить многополосную дорогу, не сообщается.
Кроме того, восьмиполосная трасса, по словам чиновников, должна будет соединить развязку на М-4 «Дон» и улицу Воронежскую (сейчас там всего две полосы для движения, а по обеим сторонам расположены частные дома, а дальше по ходу движения — железная дорога и трамвайные пути). На встрече было сказано, что улицу Воронежскую потом будут расширять, но каким образом (местные предполагают еще одну волну изъятий территории) не говорится.
— Это будет уже второй этап Южного скоростного периметра, — говорят чиновники.
На вопрос, почему линейный объект — «Южный скоростной периметр» — рассматривается не целиком на всем протяжении дороги, а по частям, чиновники ответить не смогли, но уточнили, что гаражи не будут изымать вовсе «в зависимости от принятых проектных решений». Всё упирается в доработанный проект документации по планировке территории. Также без согласованного проекта жителям и отказывают в гаражной амнистии (на основании предварительной резервации земли под строительство).
«Проект проекта» в итоге отправили на доработку
24 августа в Краснодаре около гаражного кооператива прошел митинг против строительства магистрали. По данным регионального отделения КПРФ, более 300 человек подписали резолюцию на имя исполняющего обязанности главы города Максима Слюсарева. В ней учтены мнения горожан.
— Мы не против дороги, мы против того, каким образом это делается — без учета мнения горожан, — сказал депутат гордумы Краснодара от КПРФ Александр Сафронов.
29 августа в администрации Краснодара сообщили, что документация по планировке территории под «Южный скоростной периметр» от улицы Бородинской до улицы Воронежской отправлена на доработку. Когда будут итоги этой доработки, не говорится.
— Вся эта история со строительством трассы очень сумбурная. Информации мало и она подается скомкано. Из официальных ответов ничего не понятно. А объяснения из чиновников приходится вырывать клещами. Почему нельзя было сделать нормальные эскизы, показать их людям и уже потом дорабатывать. Почему нам показывают сырые документы и ставят перед фактом, что под окном у нас появится магистраль, а вдобавок еще и гаражи изымут, — сетует местная жительница Наталья.