Месяц назад в хуторе Ленина под Краснодаром нашли неработающую притравочную станцию с дикими животными на территории местного охотхозяйства. Звери там были истощены и находились в сильном стрессе, у некоторых отсутствовали зубы. Прокуратура объявила о начале проверки, спустя месяц никакой информации по этому поводу не поступало. Портал 93.RU решил узнать, что в итоге случилось с хищниками и чем закончилась проверка.
С чего всё начиналось?
В июле на территории базы отдыха «Лесная сказка» нашли вольеры с дикими животными, которых содержали в ужасных условиях. Первыми их увидели дети, которые подошли к клеткам и попытались просунуть лисицам кошачий корм.
Эта история с детьми могла закончиться трагедией. Не так давно в Сочи 12-летнюю шахматистку растерзала собака. Она сама зашла на участок в районе улицы Лучезарной в поселке Лоо, который не был огорожен со всех сторон. Там местный житель содержал овчарок без специальных вольеров, они свободно перемещались по территории.
— Сначала нам позвонили родители детей, которые нашли животных в клетках. Как туда попали несовершеннолетние, не совсем ясно. Там всё должно быть под замками, всё огорожено должно быть. Чтобы вы понимали, к самим клеткам не так просто попасть. Сама территория выглядела заброшенной. Когда мы увидели фото, сразу поняли, что это притравочная станция, — рассказала журналисту портала 93.RU зооволонтер Маритта Чотчаева.
После того как о случившемся стало известно, на место приехали волонтеры, которые специализируются на помощи животным: оформляют необходимые документы и подыскивают им новый дом, — а также журналисты и сотрудники прокуратуры, последние — с проверкой.
— Хозяин станции согласился сам отдать животных, всего — 16 штук. В журнале охотхозяйства записано, что их 18, по словам волонтеров, на деле их количество могло быть еще больше. Где остальные животные, сколько они провели в этих клетках, сколько им лет — никто сказать не может. Все животные перепуганы. Я думаю, что лисы там менялись как перчатки. Радует, что на них нет свежих ран, — рассказала Маритта.
Выяснилось, что притравочная станция на территории базы отдыха «Лесная сказка» считается чуть ли не самой старой в Краснодарском крае. Ее открыли в середине 80-х. По словам председателя правления охоткордона, притравка на этой станции уже давно не ведется. Об этом он рассказал активистам, которые приехали забирать измученных животных.
— Притравочные станции у нас не запрещены, запрещена контактная притравка. Нам сказали, что она не работает года три уже. Хотя по всей территории там ходят охотничьи собаки, живут в хороших вольерах, — рассказывает Маритта.
Сама база находится на территории Старокорсунского егерского охотничье-рыболовного кордона, который принадлежит Краснодарской городской общественной организации охотников и рыболовов. По данным системы «Контур.Фокус», председателем правления является Валерий Маршнев.
Связаться с Валерием Маршневым редакции портала не удалось, он оказался в отпуске до 15 августа. В самом охоткордоне журналисту сказали, что притравочная станция продолжает работать, просто всех животных решили раздать.
«У лис не было зубов»
По словам волонтеров, те животные, которых нашли на станции, были в ужасном состоянии — они истощены, травмированы, у некоторых сломаны челюсти.
— Как именно они получили эти травмы, не совсем ясно. У лис не было зубов. Еще их плохо кормили — кашей на бульоне. Конечно, это всё не еда для дикого животного. Если барсук сможет выжить на таком рационе, он вполне нормально переваривает зерновые культуры, то для лисы или енотовидки (енотовидные собаки. — Прим. ред.) — это пытка. Одной лисице вот дали мясо, а она даже не поняла, что его есть надо, — сетует Маритта.
В итоге искалеченных животных всё-таки забрали со станции, оформили на них документы и перевезли за свои деньги в питерский Центр реабилитации диких животных «Сирин». Скорее всего, там они и будут доживать.
«Выпуску не подлежат»
Естественно, ни о каком выпуске в дикую природу этих животных говорить не приходится, ведь звери с травмированной от притравки психикой и серьезными увечьями просто не смогут адаптироваться на воле. Около двух недель лисы, енотовидные собаки и барсуки будут находиться на карантине, чтобы привыкнуть друг к другу, пройти курс лечения от паразитов и других болезней.
— Сначала мы хотим их стерилизовать. Для лис мы постараемся сделать такую же территорию, как и для наших питомцев, которых мы выпускаем в дикую природу, — с естественным лесом и травой. Животные смогут сами регулировать уровень взаимодействия с человеком. Выпуску эти животные не подлежат, это исключительно доживание. Пристраивать по зоопаркам — это тоже не всегда выход. Всё ведь зависит от того, какая у них психика, — рассказал сотрудница центра «Сирин» Ксения.
По словам волонтеров, по всей России таких притравочных станций еще много, как и полузакрытых и полулегальных контактных зоопарков.
— Я хочу, чтобы люди могли этих животных спокойно передать нам, не опасаясь осуждения или жалоб во всякие инстанции, — поделилась Ксения.
Центр «Сирин» занимается реабилитацией и реинтродукцией диких животных, то есть подготовкой и возвращением в природу диких животных, пострадавших в первую очередь от антропогенных факторов (влияния человека). Нередко случается, что искалеченное животное просто не сможет выжить в дикой природе. В таком случае оно остается доживать. Центр существует во многом благодаря пожертвованиям. Помочь волонтерам можно здесь. Узнать информацию о реабилитации животных можно по номеру: (812) 981–70–33.
Что такое притравочная станция?
На территории таких станций обычно натаскивают собак на зверя. Всё зависит от породы охотничьей собаки и от потенциальной добычи: лиса, барсук, заяц, енотовидная собака и так далее. Делается это для того, чтобы научить неопытную собаку делать то, что нужно во время охоты на определенный вид зверя, и не погибнуть. Например, енотовидную собаку охотничьих псов натаскивают душить прямо в норе, а барсука — просто обозначать. В последнем случае пес может погибнуть, будучи растерзанным. В конце обучения собаки получают диплом.
По словам волонтеров, как именно звери для оттачивания охотничьих умений собак попадают в такие станции, неизвестно. Это могут быть цирковые животные или выращенные разводчиками.
В 2018 году депутаты Госдумы решили запретить контактные притравки, так как они «не отвечают требованиям гуманного и развитого общества». До этого организовывать полигоны можно было практически где угодно. А под официальный учет они не попадали. Даже депутаты не смогли назвать точное количество таких станций в России. В целом всё это позволяло организовать вполне прибыльный бизнес на своего рода «конвейере смерти». Редкий зверь доживал в таких условиях до биологической старости.
Сам полигон — типовой. Он представляет из себя «восьмерку» — это деревянные боксы, которые имитируют норы. Там и происходит всё действо. А наблюдают за этим специальные «судьи». Кстати, для безопасности собак хищникам обычно вырывали зубы, морили голодом, чтобы они ослабли.
Что-то поменялось?
После принятия закона притравочные станции (теперь там нельзя допускать полного контакта между зверем и собакой) можно оборудовать только на территории охотничьих угодий. Между диким зверем и собакой теперь обязательно должен быть забор. Кроме того, полномочиями регулировать деятельность таких станции наделили разные надзорные ведомства. Все эти поправки, в общей сложности во время принятия закона депутаты изучили тысячи инициатив, должны были привести к ужесточению наказания за жестокое обращение с животными.
А что с проверкой?
После того как волонтеры рассказали журналисту портала 93.RU о дальнейшей судьбе животных, редакция обратилась за официальным комментарием прокуратуры о результатах проверки.
— Нарушений на станции выявлено не было, — говорится в ответе пресс-службы ведомства.