НГС.Краснодар проанализировал, насколько не соответствуют реальности эпизоды сериала "Станица"
На главном федеральном канале недавно завершился показ сериала «Станица». Буквально с первой серии фильм вызвал неоднозначную реакцию у телезрителей. Так, жители станицы Кущевской сочли фильм заказным, а «Коммунисты России», оскорбившись тем, что в сериале не показана роль партии в борьбе с «цапковским» режимом, так и вовсе потребовали запретить показ фильма. Ленинцы провели пикет и предложили режиссеру сериала Владимиру Шевелькову «раскрыть истинное лицо партии «Единая Россия» и показать реальную сущность современного кубанского казачества". Доподлинно не известно, знает ли Шевельков об этих требованиях и собирается ли внять им, однако, о патриотичности регионального отделения «Коммунистов России», использовавшего в очередной раз имена известных людей для самопиара, уж точно заговорили.
Итак, «Станица». Повествование о нелегкой женской доле и нерадивости и лени провинциальных жителей. Что ни говори, восприятие фильма напрямую зависит не только от игры актеров, но и от симпатии к ним. Авторы сериала подобрали отличную команду, чего только стоит Нина Усатова в роли зловещей Надежды Волковой — женщины нелегкой судьбы, которая, сумела «подняться» вопреки жестокости людей и несправедливости этого мира.
Благодаря невероятным усилиям, главной героине и ее старшему сыну Николаю удалось построить в станице Лощинской огромный бизнес, защищать который от недругов приходится буквально со «стволом» в руках (чем и занимается Николай и его охранное предприятие, попутно насилуя девушек из местного интерната и убивая в лесополосе тех, кто «перешел дорогу»). По сюжету, Волковы дали станичникам рабочие места и хорошие зарплаты, построили школы и детские сады, но в ответ неблагодарные лишь собирают компромат да ругают своих добродетелей. Вот и приходится местным олигархам наставлять лощинцев на путь истинный силовыми методами. А что, добро должно быть с кулаками! За это станичники не любят Волковых еще сильнее, а зверства последних становятся вполне объяснимыми: как же еще втолковать неразумным, что не понимают они своего счастья.
Враги - повсюду. Защищать бизнес приходится не только от конкурентов из соседней станицы, но и от нападок бессовестных журналистов. «Если прокуратура не разберется с волковской группировкой, весь север Кубани погрязнет в коррупции», - с болью восклицает Николай Волков, зачитывая с утра свежую прессу горячо любимой маме. Надежда Алексеевна в это время истово молится Богородице. С потолка в стиле Ренессанса на мать с сыном взирают золоченные ангелочки.
Сюжетные зарисовки одна другой краше. Вот героиня Марии Шукшиной - Марина Горобец - ищет пропавшую без вести дочь. Вместе с этим огорченная мать (видимо, не находя себе покоя) успевает «крутить» любовь с младшим Волковым - Сергеем, сводить с ума Николая и прочих сериальных лиц мужского пола, а также открывать бизнес с ненавистным в станице семейством.
Можно, конечно, понять, что действия матери оправданы (даже в объятиях нового «возлюбленного», отдыхая на берегу реки, она не забывает напоминать ему , что девочку необходимо найти), но отчего-то на фоне бизнес-романтических отношений особого беспокойства в ее глазах не заметно.
Сергей Волков (прототипом которого, надо полагать, явился Сергей Цапок) - этакий безвольный маменькин сынок, который мечется между двумя женщинами. В итоге - выбирает ту, которая более выгодна семейному бизнесу и маме — т. е. нелюбимую, но законную жену. Когда-то в юности старший брат Николай отправил Сережу учиться в Краснодар, так сказать, подальше от трудностей лощинской жизни, дабы не исковеркать ему судьбу. Спустя годы парня вернули в станицу, но ему чужд и семейный бизнес, и жестокие разборки.
«Надо было вообще оставаться учителем! - беспомощно восклицает младший Волков, трогательно поднимая брови. - А это все вообще не мое».
«Сережа — он правда, - не такой, как все: два языка знает», - шушукаются девушки, намекая на моральное уродство остальных мужчин станицы.
И действительно, Сергей Волков предстает в фильме этаким рыцарем — до слабоволия добрым, но справедливым. Он не только спасает возлюбленную из плена (куда заточил ее злой брат Николай), но и отдает Марине копию таинственной тетради, из-за которой за решетку может сесть полстаницы, в том числе и остальные Волковы. Ведь в бумагах - не что иное, как пароли-явки-адреса.
«Вас обидели? Я понимаю. Вы можете подать иск против моей семьи», - говорит рыцарь Сережа лощинцам и, разбазаривая семейные миллионы, освобождает от тюрьмы врагов своей матери и брата.
«Ненавижу!» - кричит Николаю.
«А я тебя люблю! Брат!» - отвечает тот и порывисто обнимает Сергея.
Наблюдая за развитием семейной драмы на фоне лихо закрученного сюжета, ловишь себя на мысли, что почему-то симпатизируешь обоим героям фильма. Сопереживаешь. И только мысль о совершенном убийстве 12 человек заставляет отрезветь.
Ознакомились ли авторы фильма с материалами дела? Или просто сняли его по мотивам громкой истории, не придавая значение реальным событиям?
Кстати, помимо несоответствия образа Волкова- младшего «образу» Сергея Цапка, в сериале есть несоответствия образа показанной Кубани — реальной. Так, действие нескольких эпизодов происходит на берегу реки. Но видеть в кадре черноморские пицундские сосны достаточно странно. Хотя зритель, проживающий в другом регионе, возможно этого и не заметит. Как не заметит и другое: казаков, например, одетых в форму образца начала XX века, с волосами до плеч и непременно при шашке. Понятно, что авторы фильма хотели показать казачество Лощинской (читай: Кущевской) не с лучшей стороны. Но подобное клоунское обличье оскорбляет казаков этнических.
По неизвестной причине регион, в котором разворачивается действие сериала, именуется областью. Возможно, авторы стремились сделать сюжет универсальным и показать тем самым, что подобные события могли произойти, где угодно. Но тогда зачем постоянно упоминать Краснодар и Кубань? Быть может, у всей съемочной группы проблемы с географией, да и актеры знаниями не блещут? Иначе, как можно объяснить, что слово «край» впервые звучит лишь в 11 серии.
Консультантов в кино еще никто не отменял, да и обычную логику — тоже. Но «отцов» сериала все эти несоответствия мало волнуют. Оттого и появляются в фильме многочисленные кино-ляпы. Населяют казачью станицу (опять-таки, судя по одежке) либо казаки, либо гопники, проводящие время в станичном «Ресторане 24 часа», где бизнес-ланч - всего 240 рублей. По акции! Жизнь тех и других день за днем сопровождается песнями в исполнении казачьего хора — другой музыки на Кубани не знают. Отметим, кстати, средняя стоимость бизнес-ланча в краевом центре составляет 150-170 рублей, но, видимо, Краснодар по уровню доходов населения, Кущевке и в подметки не годится.
Судя по всему, тратить время на выяснение подобных мелочей никто не захотел.
Как заявлял «Первый канал», сюжет сериала основан на реальных событиях, но отчего-то половину изложенной так называемой реальности, хочется сразу отбросить. На протяжении всего фильма не покидал вопрос: с какой целью Цапок-младший, обвиняемый в организации убийства 12 человек, представлен в столь ангельском виде? Кому это выгодно? И есть ли связь между трансляцией сериала по телевидению (сила воздействия которого на умы людей огромна) и началом судебных прений сторон по делу об убийстве? Версия защиты известна: «обвинения безосновательны — Сергей ни в чем не виноват» - и отлично согласуется с линией сюжета сериала.
Как говорится, сказка — ложь, да в ней намек?