Ведущие солисты краснодарского театра балета Юрия Григоровича – заслуженная артистка России Александра Сивцова и заслуженный артист Кубани Инь Даюн – вместе не только на сцене, но и в жизни. Именно балет соединил их судьбы на сцене творческого объединения «Премьера» в 1999 году.
– Балет – это и профессия, и внутреннее состояние, наполненное возвышенными чувствами, романтикой, любовью, – говорит Инь Даюн.
– Что привело вас на сцену?
– Когда мне было три года, – вспоминает Александра, – я увидела Максимову в «Щелкунчике». И с той поры мечта о балете стала главной. Очень хотела стать балериной, несмотря на трудности, связанные с многочасовыми репетициями. На первом курсе Воронежского хореографического училища пришло ощущение вкуса сцены. Мне всегда хорошо на сцене.
– А я, – включается в разговор Даюн, – попал в балет почти случайно. Я думал, что заниматься танцами не так трудно, как учиться в школе. На самом деле, чтобы постичь премудрости балета, пришлось немало потрудиться. Сначала в хореографическом училище в Шэньяне, городе на Севере Китая, затем в Новосибирске.
– Инь, как вы оказались в России?
– У нас был обмен учеников с Новосибирским государственным хореографическим училищем, после окончания которого я немного поработал в Новосибирском театре оперы и балета. Участвовал с этой труппой в гастрольных турне в Аргентине, Египте и Японии. А в 1996 году – тогда создавалась балетная труппа в Краснодаре – меня пригласили сюда в качестве ведущего солиста.
– Как принял коллектив молодого танцовщика из Китая?
– Нормально. Тогда мы все были молоды и быстро нашли общий язык.
– Ваше появление в театре совпало с приездом в Краснодар великого мастера нашего балета – Юрия Григоровича. Не страшно было работать?
– Когда на третий день после приезда мне сообщили, что я буду работать с Григоровичем, у меня был шок, – признается Даюн. – Но работать было очень интересно, потому что Юрий Николаевич – удивительный человек и блестящий профессионал.
– Поначалу было немножко страшновато, – подхватывает Александра. – Но Юрий Николаевич – это тот человек, с которым всегда интересно.
– Какой была ваша первая большая роль?
В репертуаре Инь Даюна и Алесандры Сивцовой – сложнейшие партии лучших мировых балетов, которые с успехом проходят как на сцене творческого объединения «Премьера», так и в театрах Санкт-Петербурга, США, Европы, Японии и Турции.
Наиболее яркими работами за последние пять лет у Александры Сивцовой являются партии Мехмене Бану в спектакле «Легенда о любви» Меликова, Люськи в «Золотом веке» Шостаковича, Никии в «Баядерке» Минкуса и Хозяйки Медной горы в спектакле «Каменный цветок» Прокофьева. Из работ Даюна краснодарских поклонников балета особенно восхищают партии Ромео в «Ромео и Джульетте» Прокофьева, принца Дезире в «Спящей красавице» Чайковского и Спартака в одноименном балете Хачатуряна.
– Первой большой ролью была партия Нуриды в «Тысяча и одной ночи», – вспоминает балерина. – Помнится, что психологически было трудно в юном возрасте исполнять образ замужней женщины. В Краснодаре – роль Эгины в балете «Спартак» Хачатуряна.
– А моей первой большой ролью в Краснодаре стал Спартак, – заметил Даюн. – Это была и первая премьера, поставленная краснодарскими артистами, и первое совместное выступление с Александрой.
– Как же вы познакомились?
– Как-то у нас постепенно все складывалось, – говорит Александра. – Вместе репетировали, в перерывах между репетициями общались. И как-то незаметно для себя пришли к выводу, что нашли друг друга.
– Танцевали-танцевали – и «дотанцевались», – улыбаясь, добавил Даюн. – В 1999 году мы поженились. У нас есть маленький сын, Ярослав. Мои мама и тетя приезжали в Краснодар посмотреть на внука. А когда Ярик подрос, мы ездили в Китай знакомиться с дедушкой.
– Как вы распределяете бытовые обязанности?
– У нас все просто. Мы дополняем друг друга как инь и янь, стараемся делать все вместе. У кого вечером нет спектакля в театре, тот и хозяйничает на кухне, – рассказывает балерина. – Даюн очень любит мою пиццу, в которую я обычно кладу все, что нахожу в доме.
– А если у Саши спектакль, – продолжает беседу премьер, – то тогда я хозяйничаю. Хожу за продуктами, стираю, готовлю. У меня тоже есть свои фирменные блюда, которые нравятся супруге – плов и ребрышки по-китайски. Добрую часть наших домашних хлопот берет на себя мама Александры, которая сидит с Яриком, когда мы вдвоем заняты. Но частенько наш сын во время репетиций находится за кулисами, растет в театре.
– Как вы отдыхаете? Где любите бывать?
– Дома, – признаются супруги. – Мы любим отдыхать дома в тишине. А отпуск складывается по-разному. Это может быть отдых на море, прогулки на природе, путешествие или поездки к родственникам.
– В этом году мы всей семьей ездили к родственникам Даюна в Шеньян. – говорит Александра. – В первый раз удивительно и интересно было все. Поразило тогда невероятно трогательное отношение китайцев к древним обычаям, верованиям, традициям и бережное сохранение культуры предков, среди которых особое восхищение вызвал Императорский дворец первой половины 17 века. А в эту поездку удивило значительное изменение облика города, в котором стремительно растут новые современные здания, но по-прежнему сохраняются уголки старого Шеньяна. Каждое путешествие оставляет очень теплые воспоминания от встречи с родственниками и пополняет словарный запас китайского языка.
– Приближается Новый год. Самый, пожалуй, значительный, многообещающий и веселый праздник, который у нас с одинаковым ощущением волшебства ждут и дети, и взрослые. Как отмечают Новый год в Китае?
– Новый год у нас в последние годы отмечают дважды, – рассказывает Инь Даюн. – 1 января, как в большинстве христианских стран, но без особых торжеств, елок и Санта Клаусов. Для китайцев самым важным праздником является так называемый китайский Новый год – Чуньцзе, Праздник весны, который отмечается уже более двух тысяч лет во время первого новолуния первого месяца года между 12 января и 19 февраля. Каждый год время празднования Нового года выпадает на разные числа.
– Как и у всех народов мира, у китайцев должны быть свои традиции, приметы и суеверия, связанные с этим праздником…
– Празднование Нового года в Китае начинается с первого дня новолуния и длится 15 дней до полной луны, – рассказывает Инь. – Это масштабное и очень красочное действо с шумными народными гуляньями и ярмарками, с танцами львов и драконов, хороводами «сухопутных лодок», номерами на ходулях и потрясающе красивым праздником фонарей.
– Но китайский новый год – это прежде всего семейный праздник, – продолжает Даюн. – За столом, полным яств, среди которых обязательно присутствуют пельмени, символизирующие пожелания достатка и богатства, собираются все члены семьи. На протяжении 15 дней китайцы ходят друг к другу в гости и посещают храмы.
– Что у вас в планах на год Дракона?
– Хотелось бы новых спектаклей, интересных гастролей и путешествий, – говорит Даюн. – Очень хочется современную пластику освоить.
– Мне все нравится, я все хочу, – смеется Александра. – А вообще мечтаю танцевать в балетах «Золотой век» Шостаковича, «Анна Каренина» Эйфмана и «Манон Леско» Макмиллиана.
– Но прежде всего мы хотим вырастить сына хорошим человеком, потому что хороший человек обязательно найдет свое место в жизни, – считает премьер.
Фото: Фото из семейного архива Инь Даюна и Александры Сивцовой