На IX Международном инвестиционном форуме «Сочи-2010» министр транспорта РФ Игорь Левитин сообщил, что со следующего года значительная часть участков на трассе «Дон» должна стать платной.
По его словам, в компанию «Автодор», которая создана для строительства и эксплуатации платных автомобильных дорог, сейчас уже пошли деньги для того, чтобы со следующего года значительная часть участков была в платном варианте. «Это, прежде всего, обходы крупных городов на дороге «Дон». Всего там будет 17 млрд рублей в 2011 году», – уточнил министр.
Как отметил Левитин, «это как раз те средства, на которые мы можем привести дорогу в нормативное состояние, и приглашать операторов на долгосрочный период обслуживания этой дороги».
В то же время часть федеральной трассы в центральном округе уже содержит платные участки. Переход на платный проезд, по словам чиновников, вызван необходимостью ускоренной реконструкции этой важнейшей автодороги, связывающей Москву и центральные регионы России с Северным Кавказом и Черноморским побережьем. При этом сохранится и возможность бесплатного проезда по альтернативным дорогам. «По крайней мере в Воронежской области такие дороги уже есть», – отметил губернатор Воронежской области Алексей Гордеев.
В Российской федерации работа над созданием платных дорог началась в 1998 году. На сегодня есть один участок платной дороги на федеральной трассе М-4 «Дон» (в Липецкой области, на обходе населённого пункта Хлевное) и несколько участков на региональных автодорогах. В частности, в Псковской области имеется четыре платных участка: Остров-Вышгородок (62 км), Печоры-Старый Изборск (23 км), Опочка-Дубровка (82 км) и Усвяты-Невель (58 км). Цены варьируются от одного до 17 рублей за километр, они зависят также от грузоподъёмности транспорта. Самая дорогая отечественная дорога – трасса «Остров-Вышгородок» (0,47 евро за км для трейлеров).
После реконструкции трасса «Дон» станет по-настоящему европейским автобаном с развитой инфраструктурой на всем протяжении. Работа по созданию объектов такой инфраструктуры уже ведется в каждом из регионов, через которые проходит трасса. Автодорога будет оборудована вертолетными площадками и медицинскими центрами для оказания срочной помощи водителям и пассажирам. Полностью реконструкция трассы завершится к открытию зимней Олимпиады в Сочи в 2014 году.
Создание современных автомагистралей в районе Сочи, стыкующихся с дорожной системой Северного Кавказа, – одно из приоритетных направлений развития транспортной инфраструктуры страны. Подготовка к проведению Олимпиады-2014 включает, естественно, и планы по расширению автотранспортной сети. Хотя естественные природные условия (преимущественно горная местность) затрудняют создание широко разветвленной дорожной сети, возможности транспортного строительства используются по максимуму.
Повышению общеэкономической эффективности работы по развитию транспортной инфраструктуры, в том числе в районе Сочи, будет способствовать недавнее подписание между Внешэкономбанком и госкомпанией «Российские автомобильные дороги» (ГК «Автодор») Меморандума о взаимопонимании и сотрудничестве. Символично, что подписание такого документа состоялось в рамках IX Международного инвестиционного форума «Сочи-2010».
Целью меморандума, заключенного на срок до пяти лет, является «установление и последующее развитие в среднесрочной перспективе стратегического делового партнерства в области инвестиционной деятельности». Документ предусматривает совместную реализацию инвестиционных проектов в области инфраструктуры на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП), взаимодействие в области стратегического планирования инвестиционной деятельности, обеспечение разработки и применения инновационных методов и технологий при реализации совместных проектов.
В частности, стороны предполагают сотрудничать в планировании и разработке механизмов реализации на принципах государственно-частного партнерства (ГЧП) транспортных инвестпроектов. А также в организации финансирования выбранных проектов «с привлечением различных видов заемного финансирования, в том числе в форме облигационных займов и банковских кредитов».
В ходе состоявшейся в Архангельске конференции «Приоритетные направления реализации программ по строительству, ремонту и содержанию автомобильных дорог, безопасности дорожного движения», руководитель Федерального дорожного агентства Анатолий Чабунин отметил, что все строящиеся дорожные объекты, входящие в программу подготовки к зимней Олимпиаде-2014 в Сочи, будут завершены в срок. В настоящее время в этом регионе реализуются следующие проекты:
отвечающий современным техническим стандартам мост через реку Сочи;
строительство дублера Курортного проспекта;
транспортные развязки «Адлерское кольцо» на Курортном проспекте, трассе М-27 в микрорайоне Голубые Дали, развязка «Аэропорт» на автодороге Адлер – Красная Поляна;
реконструкция ряда участков автодороги М-27 Джубга–Сочи.
По словам Анатолия Чабунина, строительные работы идут на всех участках в должном темпе. Хотя существуют некоторые трудности по выделению земли под строительство, но эти вопросы, по мнению Чабунина, решаемы. Кстати, в ходе недавней доработки проектных решений по строительству дороги-дублера Курортного проспекта в Сочи, Федеральное дорожное агентство сократило расходы на ее строительство на 23,4%. Таким образом, стоимость строительства трассы составит 89,3 млрд рублей в текущих ценах. Прежняя стоимость реализации такого проекта достигала 116,6 млрд рублей.
Дорога-дублер Курортного проспекта – один из важнейших проектов олимпийского строительства. В основном, по этой магистрали будет осуществляться перевозка гостей и участников Олимпиады-2014 в Сочи. А весь грузовой транспорт в этом районе планируется направить по объездной дороге. Уже объявлен конкурс по выбору подрядчиков для строительства второй и третьей очередей трассы Курортного проспекта. Подрядчиком первой очереди дороги-дублера является ОАО «Мостотрест». Напомним, что строительство первой очереди дороги-дублера началось в ноябре 2009 года. Протяженность первой очереди – около шести километров, строительные работы ведет «Тоннельный отряд-44» (ТО-44 входит в холдинг «Трансстрой»).
О том, какие участки трассы М-4 «Дон» могут стать платными, мы спросили у заместителя руководителя Краснодарского территориального управления Воронежского филиала государственной компании Российские автомобильные дороги Игоря Афанасьева: «В соответствии с программой деятельности, утвержденной правительством РФ, мы производим реконструкцию трассы. Приводим ее в соответствие с европейскими стандартами, строим развязки, развиваем инфраструктуру. Реконструкцию участка дороги от границы Ростовской области до станицы Павловской планируется полностью завершить к 2012 году. На въезде будут установлены пункты пропуска, и движение станет платным. Следующий платный участок, Павловская-Краснодар, появится не ранее 2015 года. Кроме того, планируется строительство новой дороги Краснодар-Абинск-Кабардинка. Для реализации этого проекта планируется привлечь средства инвесторов».