Банка шоколадной пасты от зарубежного бренда за 400 рублей или отечественный продукт за 200? Если еще несколько лет назад покупатели отдавали предпочтение первому, то сейчас всё популярнее становятся местные товары. В том числе и собственная продукция торговых сетей. Так, по данным Romir, каждый россиянин покупает товары собственных продуктовых марок в среднем 46 раз в год.
Торговые сети тщательно работают над составом и качеством собственной продукции. А «Магнит» стал одной из первых сетей, которая пошла еще дальше и стала привлекать к этому покупателей. В преддверии Всемирного дня качества, который в этом году отмечается 10 ноября, рассказываем о тест-студиях. Это специальные помещения, где потребители могут продегустировать товары и оценить их по разным параметрам. Тестируется продукция собственных торговых марок (СТМ) — это ассортимент, который производится специально для розничной сети и эксклюзивно представлен только в ней.
Например, «Магнит», кроме поставок от других компаний, сам выпускает продукты питания на собственных 18 предприятиях. Ключевые площадки находятся в Краснодарском крае: грибной и тепличный комплексы, Индустриальный парк. Продукты СТМ по качеству не уступают известным брендам, а вот по цене дешевле: нет затрат на продвижение продукции. Всего у компании почти 27 000 магазинов в 67 регионах. Одна из тест-студий работает в Краснодаре, на улице имени 40-летия Победы, 174. Журналисты 93.RU посетили именно ее.
Узнать тест-студию несложно — она находится прямо напротив касс суперстора. Внутри всё аскетично, чтобы покупателя ничего не отвлекало и он мог объективно оценить вкус, запах, цвет и другие параметры предлагаемых продуктов. Дизайн выполнен в нейтральном светло-сером цвете, проведена шумоизоляция, поддерживается климат-контроль.
— В 2020-м, когда мы только запускались, пробовали продумать дизайн самостоятельно, — вспоминает управляющая студии Алена Хрипченко. — Но потом перепоручили это дело профессионалам. Сейчас здесь каждая деталь создана по международным стандартам ISO и ГОСТ.
В помещениях есть кухня для подготовки дегустационных товаров, дегустационный зал, технические зоны. Везде используют принципы пищевой безопасности — от масок и перчаток у сотрудников до обработки поверхностей дезинфицирующим средством.
Как покупатели помогают улучшить товары?
Визит в тест-студию начинается с зоны ресепшен. Здесь персонал интересуется у журналистов, нет ли у них аллергии на какие-либо компоненты, и рассказывает, какую продукцию тестируют. Сегодня это зефир и консервированные ананасы.
На столе уже стоят три тарелки с малиновым зефиром. Никаких надписей с названиями брендов и других подсказок — оценка должна быть максимально объективной. После пробы нужно ответить на несколько вопросов в электронном планшете.
— Не очень люблю зефир, но тот, что на второй тарелке, мне понравился. Я бы такой купила, — делится впечатлениями журналистка Ангелина. — А вот на первой он слишком сладкий, я бы снизила количество сахара.
Доработать вкусовые качества представленных десертов, чтобы они стали еще лучше, вполне реально. Причем в довольно короткие сроки. Ответы опрошенных автоматически собирает и обрабатывает специальная программа.
— Каждый раз мы анализируем рынок и специально подбираем товары. Обычно тестируем то, что только планируем запустить в продажу, или уже существующие товары, а бывает, проверяем продукты, на которые покупатели ранее давали обратную связь, — рассказывает менеджер. — После анализируем ответы и составляем отчеты, которые уходят производителям для доработки продукта, если это необходимо.
Только за этот год «Магнит» улучшил характеристики почти 70 наименований товаров. Так, покупатели помогли улучшить потребительские свойства картофельного пюре быстрого приготовления «Моя Цена». Производитель на основании оценок респондентов снизил уровень соли и специй, а пюре стали покупать на 70% чаще.
Как попасть в тест-студию?
Чтобы посетить тест-студию и продегустировать товары, не нужно записываться или регистрироваться на дополнительных ресурсах. Достаточно просто иметь карту программы лояльности «Магнита». Держатели карт получают оповещение по SMS или электронной почте. Приглашают и тех, кто в этот день просто приходит за покупками в супермаркет.
— Когда мы только начинали, людей было немного. Тогда мы сами зазывали людей у входа, — вспоминает управляющая тест-студии Алена Хрипченко. — Сейчас же людей приходит много, и мы искренне рады тому, что наши покупатели активно участвуют в создании и улучшении товаров собственных торговых марок.
Одна из постоянных дегустаторов — Нелли. Девушка регулярно делает покупки в «Магните».
— Я даже затрудняюсь ответить, сколько раз уже была здесь. Прихожу каждый раз, когда попадаю по времени, — делится покупательница. — Делаю это, потому что интересно пробовать что-то новое. А бывает, товар нравится настолько сильно, что потом хожу и ищу его на полках.
Обычно за день в тест-студию приходят до 100 человек, каждый получает поощрение: 50 или 100 бонусов на карту «Магнит», которые можно потратить на любые товары сети.
— Частенько «Магнит» дарит за дегустацию шоколадки. Мои дети просто обожают их, поэтому стараемся не упускать возможность получить сладкий подарок, — смеется Нелли. — А бонусы — это еще приятнее. Обычно сразу трачу их на что-то вкусное.
Оценка продукции в тест-студиях проходит регулярно. Неудивительно, ведь сегодня «Магнит» насчитывает 25 собственных марок. В магазине представлена продукция в разных ценовых сегментах от самого бюджетного до премиального.
Кстати, для того чтобы попасть на полки, товары проходят не только потребительские тесты. Это длительный путь с испытаниями в независимых аккредитованных лабораториях и проверками предприятий, даже собственных.
— Сейчас каждый пятый товар, который покупают в «Магните», — это продукт под собственными марками или эксклюзивными брендами, — рассказал Петр Костыгов, директор департамента собственных торговых марок розничной сети. — У нас есть «Моя Цена», семья брендов «Магнит», «Магнит Свежесть», Premiere of taste, например, а также многие другие марки на любой вкус и кошелек. Наша цель — предлагать товары, за которыми покупатель будет возвращаться в наши магазины, иначе зачем занимать полку? Покупатели сами решают, что положить в свою корзину, а тест-центры позволяют нам подобрать верное соотношение потребительских свойств товаров СТМ в интересах наших клиентов, давая возможность экономить семейный бюджет при обеспечении должного уровня качества товаров.