
Один из домов связан с культовой персоной Екатеринодара
В 2025–2026 годах в Краснодаре стартует масштабный проект по реставрации трех знаковых зданий, которые являются яркими образцами архитектуры конца XIX — начала XX века. Речь идет о домах Клавдии Петровны Пятковой, Христофора Фришкулиди и купца Марка Лихацкого. Власти готовы приступить к работам, выделив на эти цели более 236 миллионов рублей из городского бюджета.
Проектная документация для реставрации всех трех зданий уже разработана и прошла государственную экспертизу, получив положительное заключение. Финансирование утвердила городская дума, а средства распределены между объектами следующим образом:
Дом Пятковой (улица Орджоникидзе, 50) — 60 643 700 рублей;
Дом Фришкулиди (улица Орджоникидзе, 48) — 62 886 200 рублей;
Дом Лихацкого (улица Красная, 118/1) — 114 339 000 рублей, из которых по 57 169 500 рублей выделено на 2025 и 2026 годы.
В ближайшее время городские власти объявят конкурсы для выбора подрядчиков, которые возьмутся за реставрацию. Как сообщила заместитель главы муниципального образования город Краснодар Надежда Панаетова в интервью «„КП"-Кубань», «заключение контрактов на выполнение работ планируется во втором квартале 2025 года» — то есть с апреля по июнь.
Портал 93.RU рассказывает об истории зданий и их нынешнем состоянии.
Дом Фришкулиди
Жилой дом Христофора Фришкулиди в Краснодаре — это один из примечательных памятников архитектуры начала XX века, сохранивший черты стиля модерн и ставший свидетелем бурных исторических событий. Расположенный в историческом центре города, на улице Орджоникидзе, 48, этот особняк появился в эпоху бурного развития Екатеринодара, когда город превращался из казачьей станицы в крупный торговый и культурный центр юга России.
Здесь пересекались культуры казаков, русских переселенцев, армян, греков и других народов. Купеческие семьи, такие как Фришкулиди и Пятковы, играли ключевую роль в экономике, финансируя строительство домов, лавок и общественных зданий.


Архитектура и происхождение
Дом Фришкулиди был построен в начале XX века, предположительно, в период расцвета стиля модерн в Российской империи. Автор проекта неизвестен, что не редкость для частных построек того времени, когда многие здания возводились местными мастерами или по типовым чертежам с индивидуальными доработками.
Фасады и интерьеры дома оформлены в характерном для модерна духе: плавные линии, асимметрия, декоративные элементы, вдохновленные природными мотивами. На фасаде здания сохранился герб с вензелем, который, вероятно, указывает на первого владельца — Христофора Фришкулиди.
Однако о самом Фришкулиди известно крайне мало. Предположительно, он был представителем местной купеческой или предпринимательской среды, что было типично для владельцев подобных особняков в Екатеринодаре.
Второй значимой фигурой, связанной с домом, является К. Л. Хлебников, которому также приписывается владение зданием. Отсутствие точных данных о том, как и когда дом перешел от Фришкулиди к Хлебникову, оставляет простор для гипотез. Возможно, Хлебников приобрел особняк у первоначального владельца или унаследовал его.
Имя Хлебникова упоминается в документах, но его личность и род занятий остаются неясными. В контексте эпохи можно предположить, что он также принадлежал к зажиточному слою общества, учитывая стоимость и статус дома.


Связь с Коваленко: миф или реальность?
Одна из интригующих версий гласит, что в доме Фришкулиди проживал Федор Акимович Коваленко — основатель первой картинной галереи Екатеринодара, ныне известной как Краснодарский краевой художественный музей имени Коваленко. Согласно этой гипотезе, именно здесь он впервые представил публике свою коллекцию картин русских художников.
Однако исследования кубанских краеведов опровергают эту теорию. Известно, что в юности, будучи 15-летним подростком, Коваленко работал в лавке купца П. Ф. Пяткова и снимал комнату в особняке его жены Клавдии Петровны на улице Орджоникидзе, 50 (по соседству).
Муниципализация и советский период
История дома резко изменилась после революции 1917 года. По решению НКВД от 10 августа 1922 года здание было изъято из частной собственности Христофора Фришкулиди и внесено в реестр муниципализированных строений Краснодара. Этот процесс был частью масштабной кампании по национализации имущества в Советской России, когда частные дома переходили в государственное владение для использования в общественных целях.
После муниципализации дом стал жилым, и его планировка начала постепенно меняться под нужды новых жильцов. К концу 1950-х годов здание было модернизировано: в нем появились электричество, водопровод, канализация, печное отопление, радиосеть, а также газ и газовые плиты. Эти изменения отражали общий курс советской власти на улучшение жилищных условий, хотя зачастую такие перестройки приводили к утрате первоначального облика исторических построек.

Дома определенно нуждаются в реставрации
Дом Фришкулиди не стал исключением: его объемно-пространственная композиция претерпела значительные изменения.
Угроза сноса и современность
В 1978 году было принято решение о сносе здания, что было типичным для советской градостроительной политики, когда старые дома часто уступали место новым проектам. Однако дом уцелел, возможно, благодаря вмешательству общественности или изменению планов властей.
После этого права на объект начали оспаривать различные учреждения. В 1999 году здание было передано кадастровой службе Краснодара, которая занимает его по сей день.
Современные технологии позволили сохранить и изучить историю дома более детально. Была создана BIM-модель (Building Information Modeling) объекта, объединившая все сведения о здании — от первоначального проекта до последующих изменений.



Дом Пятковой
Жилой дом Клавдии Петровны Пятковой по соседству — это еще один из сохранившихся памятников архитектуры конца XIX — начала XX века. Это время ознаменовалось развитием инфраструктуры, притоком купцов и предпринимателей, а также формированием городской элиты. Эклектика здания идеально соответствовала духу времени: она позволяла сочетать традиции с новыми веяниями, отражая стремление к прогрессу и одновременно уважение к классическому наследию.


Архитектура и местоположение
Дом Пятковой был построен в период между концом XIX и началом XX века, точная дата и автор проекта остаются неизвестными. Здание, как и особняк Фришкулиди, находится в квартале № 48 согласно планам Екатеринодара того времени, в границах современных улиц Красноармейской (ранее Бурсаковской), Орджоникидзе (ранее Базарной), Коммунаров (ранее Борзиковской) и Мира (ранее Екатерининской). Эта часть города в конце XIX века активно застраивалась, превращаясь в престижный район для зажиточных горожан.
Архитектурный облик дома представляет собой типичный образец эклектики — стиля, господствовавшего в Российской империи в тот период. Эклектика сочетала элементы разных направлений, и в случае дома Пятковой можно выделить черты классицизма и барокко.
Фасад украшен заимствованиями из античной архитектуры: строгие линии, симметрия и декоративные детали, такие как карнизы и пилястры, придают зданию торжественный вид. Эксперты отмечают «классицизм с южным колоритом», что проявляется в более мягких и теплых тонах оформления, характерных для южных регионов России.


Клавдия Пяткова и ее семья
Владелицей дома была Клавдия Петровна Пяткова, происходившая из зажиточной семьи. Участок с особняком принадлежал ей еще до замужества с Петром Федоровичем Пятковым, купцом 2-й гильдии. Предприниматели его ранга в Российской империи имели право на ведение средней торговли и владение недвижимостью, что позволяло семье Пятковых поддерживать высокий уровень жизни.
Особняк Пятковой приобрел особую известность благодаря Федору Коваленко. В отличие от дома Фришкулиди, с 1881 по 1918 год Коваленко проживал в доме Пятковой, арендуя комнату. Именно здесь в 1890 году он сфотографировал свою коллекцию картин, которая впоследствии легла в основу первой картинной галереи Екатеринодара.
Федор Коваленко начал собирать картины еще в юности, работая в лавке Петра Пяткова. Его страсть к искусству и стремление делиться им с обществом сделали дом Пятковой местом, где зародилась идея будущего музея.


Муниципализация и советская эпоха
После революции 1917 года судьба дома, как и многих других частных владений, резко изменилась. По решению НКВД от 10 августа 1922 года здание было изъято из собственности Клавдии Петровны Пятковой и внесено в реестр муниципализированных строений Краснодара.
Оно было зарегистрировано на праве государственной собственности за управлением жилищного хозяйства Кировского района в фонде местного совета. Дом стал использоваться как жилое здание, а его первоначальная планировка и интерьеры, вероятно, претерпели изменения.
Современность
В 1999 году дом Пятковой передали на баланс МУП «Институт Горкадастрпроект», который занимается проектированием и градостроительными исследованиями. Это решение позволило сохранить здание, хотя его нынешнее состояние и степень сохранности оригинального облика явно требуют дополнительных исследований.
Дом Лихацкого
Дом купца Марка Лихацкого, расположенный по адресу ул. Красная, 118/1, начали строить в конце XIX века по его заказу. Родившийся в 1840 году в казачьей семье станицы Екатеринодарской, Лихацкий еще во время военной службы занялся торговлей лесом и строительными материалами. Это дело принесло ему значительное состояние, позволившее построить двухэтажный особняк с подвалом в центре города.


Как здание выглядит
Архитектурный облик дома сочетает в себе черты эклектики и позднего классицизма. Фасад выполнен из традиционного для того времени сочетания кирпича и деревянных элементов, что придает зданию выразительность и индивидуальность. В учетной карточке объекта культурного наследия дом назван «уникальным образцом особняка периода эклектики с кирпичным декором позднего классицизма». Площадь здания составляет около 480 квадратных метров, а его яркие декоративные элементы до сих пор привлекают внимание прохожих, несмотря на нынешнее состояние.
Купец, благотворитель и общественный деятель
Марк Лихацкий был не просто состоятельным купцом, но и активным участником жизни Екатеринодара. Он неоднократно избирался в городскую думу, занимал пост церковного старосты и прославился благотворительностью. Его вклад в развитие города был значительным: торговля лесом и стройматериалами способствовала строительному буму в регионе, а общественная деятельность укрепляла его авторитет среди горожан. Лихацкий скончался 26 августа 1915 года в возрасте 75 лет от паралича сердца, оставив имущество своему сыну Антону Марковичу.


Судьба дома после революции
После революции 1917 года судьба дома Лихацкого изменилась. В 1922 году он был передан в муниципальную собственность в рамках кампании по национализации частных владений. Здание начали использовать для общественных нужд, что привело к постепенной утрате его первоначального облика. В начале 1980-х годов дом включили в список памятников истории и культуры, признав его ценность для Краснодара. Однако за десятилетия эксплуатации без должного ухода особняк пришел в упадок.
Ситуация усугубилась в 2010-х годах, когда рядом началось строительство гостиницы Marriott. По словам Романа Семихацкого, руководившего в 2018 году краевым управлением государственной охраны объектов культурного наследия, дом использовался как склад строительных материалов.
— Стройматериалы заносили прямо внутрь особняка, а вокруг здания раскопали траншею для прокладки коммуникаций, — возмущался он тогда.
Семихацкий подчеркивал, что местная администрация не реагировала на подобное использование памятника, называя это «преступным». Он также отмечал, что для восстановления дома потребуются огромные средства, которых у города не было, и предлагал искать инвестора.


Попытки реставрации и планы властей
В 2018 году мэр Краснодара Евгений Первышов признал, что состояние дома Лихацкого вызывает «серьезную обеспокоенность», и анонсировал его ремонт. Власти договорились с компанией-инвестором, строившей Marriott, о передаче здания в аренду с условием проведения полной реставрации.
Однако спустя два года стало ясно, что инвестор не готов вкладываться без коммерческой выгоды. Среди предложений были идеи открыть в доме «казачий ресторанчик в старинном стиле», но условия аренды не устроили потенциального партнера, который хотел получить объект в собственность.
В итоге мэрия решила взять реставрацию в свои руки. В 2020 году в бюджете зарезервировали более 45 миллионов рублей на восстановление дома, а департамент строительства начал разработку проекта. Директор департамента Артем Аганов сообщал, что подготовка займет больше года, однако к августу 2022 года был завершен лишь первый этап.
Контракт с подрядчиком расторгли в одностороннем порядке: ему выплатили 1,63 миллиона рублей за выполненные работы, но начислили более 9,2 миллиона рублей штрафов и пеней за просрочку, которые так и не были оплачены.
В марте 2023 года мэрия заключила новый контракт на разработку проекта по обновлению объекта культурного наследия. Стоимость работ — 8,46 миллиона рублей. Планировалось, что после того, как документация пройдет госэкспертизу, начнутся работы на самом объекте, но на это не нашлось средств в 2024 году.
— Срок проведения работ в соответствии с проектной документацией составляет 24 месяца, — сообщили 93.RU в администрации Краснодара в ответ на запрос.

Планируемые границы исторического квартала
Исторический квартал и современные планы
Ранее власти говорили о планах разместить здесь интерактивный музей Краснодара, который должен стать частью «исторического квартала» в границах улиц Красной, Пашковской, Красноармейской и Длинной. Этот квартал объединит пять памятников архитектуры и три исторически ценных объекта, воссоздавая облик Екатеринодара конца XIX — начала XX века.
При этом в марте 2025 года, отвечая на запрос 93.RU, в мэрии сказали, что «информации о дальнейшем использовании объекта после завершения реставрации нет».
Подробнее о нестыковках в планах на реставрацию дома Лихацкого читайте на сайте.