С каждым годом малый бизнес испытывает всё больше сложностей с подбором кадров. Исследования показывают: труднее всего найти линейный и обслуживающий персонал*. Как региональным предпринимателям удается находить специалистов даже в условиях дефицита кадров на рынке? Поговорили об этом с управляющим ресторана «Корова» Андреем Пономаревым.
Заведение знакомо всем убежденным ростовским мясоедам. В этом году ресторану исполнилось 10 лет, и его постояльцы точно согласятся с фразой «место делают люди»: многие сотрудники работают здесь с самого старта. Как собиралась команда ресторана, какие трудности были в процессе и почему здесь хотят работать даже спустя десяток лет? Андрей Пономарев рассказал о сотрудниках рок-звездах и о том, как сегодня закрывают вакансии.
«Мы ударили по рукам и начали работать»
В индустрию гостеприимства Андрей попал еще в студенчестве — на третьем курсе университета.
— В 2005 году я, наслушавшись рассказов моего лучшего друга про веселую ресторанную жизнь, прошел собеседование на бармена в лучшем на тот момент ресторане города, — вспоминает управляющий «Коровы». — К окончанию вуза я уже был управляющим и, немного посомневавшись, решил по профессии не работать, хотя когда-то мечтал стать инженером-строителем.
Символично, что прямо в день рождения Андрея, в 2013 году он ударил по рукам со своим будущим боссом — так и началась история ресторана «Корова».
— Когда мы открывались, не было такой высокой конкуренции. У нас был костяк из 15 человек, которые ранее работали со мной и с нашим шеф-поваром Антоном Семенцовым, — делится Андрей Пономарев. — Эти ребята узнали, что мы открываем новый проект, и захотели работать с нами, что, конечно, очень лестно.
По словам управляющего, искать людей в заведение было всегда тяжело. За 10 лет работы Андрей убедился: найти квалифицированного сотрудника, который останется в команде, в локальных группах и небольших чатах соискателей практически невозможно. В ход идут в основном специализированные платформы, например, hh.ru.
— Любой сотрудник индустрии гостеприимства скажет: главная рабочая площадка — это hh.ru. Если нам нужен человек, в первую очередь идем туда.
«В ресторане все мухи — слоны»
Спустя 10 лет в заведении ощутимо изменился интерьер, появилось больше посадочных мест, новых блюд, а штат расширился на 30%. По словам Андрея, сейчас искать сотрудников намного сложнее — отчасти дело в восприятии профессии и завышенных требованиях.
— Конкуренция сейчас выше, чем десять лет назад. Плюс в целом общепит ведет борьбу за сотрудников с курьерскими сервисами, у которых самый расцвет, ну и менталитет молодых людей сильно изменился: ребята хотят зарабатывать много, не прилагая к этому никаких усилий.
«Корову» Андрей называет «сознательно консервативной» и своего рода олдскульной. Найти сотрудника в такое заведение, по его мнению, сложнее, чем в место с более неформальным стилем.
— На фестивале «Гастрит» я как-то услышал фразу: «В ресторане все мухи — слоны». Это значит, что в нашей индустрии любой мелочи нужно уделять повышенное внимание, гораздо более тщательнее, чем в других сферах деятельности. А значит, и работать всем нужно с большей выкладкой. А сейчас появляется много новых мест, где внимание сервису уделяется меньше. Конечно, молодой сотрудник захочет в первую очередь попробовать себя именно в таком месте.
Сегодня в заведении работает пять официантов, которых нашли как раз благодаря hh.ru. По словам администратора ресторана Марии, большинство из них в команде уже несколько лет, а для общепита это хороший показатель.
— Я совершенно искренне считаю hh.ru суперресурсом, — считает Андрей Пономарев. — Сам сервис нативно понятный, плюс с тобой общаются личные менеджеры — в этом плане у них, конечно, конкурентов нет.
«Наша сила в том, что мы по-человечески относимся к сотрудникам»
Несмотря на низкую текучку, потребность в сотрудниках время от времени появляется. По словам Андрея Пономарева, иногда закрыть вакансию совсем непросто. В целом это общая тенденция на рынке труда.
— Недобор по кадрам — массовая проблема, — считает управляющий заведения. — Есть повальная тенденция, когда соискатели просто не доходят до собеседования. Сначала я думал: дело в нас. Но, пообщавшись с другими людьми из сферы, понял: сейчас на собеседование нужно буквально за руку приводить.
Управляющий заведения рассказывает: сейчас заведение расширяется, поэтому увеличивают штат поваров. Актуальные вакансии уже разместили на сервисе hh.ru. Что предлагают потенциальным сотрудникам?
— На рынке интенсивно растет зарплата, на этом фоне мы тоже стали чаще пересматривать ее повышение. Если раньше делали это раз в год, то теперь раз в полугодие. Что касается условий, у нас всё стандартно: питание, развоз по домам, своевременная зарплата. Корпоративы мы организовываем за счет предприятия, и у нас есть премии на день рождения. Но главное — соискателей мы привлекаем тем, что ценим сотрудников и по-человечески относимся к ним. Как подтверждение моих слов: у нас много возвращенцев.
«Общепитовцы — новые рок-звезды»
Для заведения, которое перешло отметку в 10 лет работы, «Корова» действительно по-своему уникальна. Управляющий заведения рассказывает: людей, которые трудятся здесь годами, действительно много. Отчасти сотрудники ценят «Корову» за творчество, общение, узнаваемость. В основном это касается молодых сотрудников:
— Вот представьте: жил себе парень, работал, к примеру, курьером, а потом решил стать барменом или официантом. Поскольку парень трудолюбивый и яркий, в его смены начали приходить постоянные гости. Парня узнают на улицах, а посты с его фотографией в соцсетях заведения набирают кучу комментариев из серии: «Наш любимый бармен!» Получается, в силу своей публичности эта работа во многом похожа на эстраду. Мы как рок-звезды, и наша сцена — это зал. Кто-то ходит на Киркорова, а кто-то ходит на Мишу, потому что он красиво делает коктейли и с ним можно поболтать.
Ну а то, сколько молодому человеку дает возможностей работа поваром, и говорить излишне! Посмотрите, сколько сейчас про поваров снимают передач и фильмов, сколько у поваров подписчиков и фанатов! И неудивительно, ведь самая творческая работа — это кормить людей! И делать так, чтоб они ели то, что нравится тебе, — смеется Андрей.
Андрей считает, что индустрия гостеприимства настолько же сложная, насколько интересная.
— Нет сотрудника, который давно работает в индустрии и не пытался сменить сферу деятельности, — отмечает Андрей Пономарёв. — К сожалению, у многих до сих пор есть предрассудки, что работа в ресторане — это временно, чтоб перебиться. Но ситуация уж точно медленно, но верно меняется в лучшую сторону. Ну а то, что эта сфера вызывает физическое привыкание, уже давно известный факт. Согласитесь, работать в красивом месте, где вкусно пахнет, стильные люди, хорошая музыка — это не то же самое, что работать в офисе или дома. Я искренне люблю свою работу, и меня окружают такие же люди.
*Исследование компании «Актион Кадры и HR».
ООО «Хэдхантер», hh.ru.