Летом 2011 года Генеральная прокуратура провела проверку скорости прибытия сотрудников ГИБДД на место аварии и на основе этого предложила министерству внутренних дел прописать на законодательном уровне время, за которое гаишники должны приезжать на место ДТП.
Возникающие из-за ДТП пробки часто обусловлены тем, что водители столкнувшихся автомобилей, перегораживающих часть дороги, не могут отогнать их в сторону до прибытия инспекторов, а тех иной раз приходится ждать час и более.
Несмотря на настойчивые рекомендации Генеральной прокуратуры, МВД приняло решение не вводить временного норматива прибытия инспекторов ГИБДД к месту аварии.
Госавтоинспекция заявила, что не может подготовить соответствующие документы для всей России, так как приходится учитывать плотность движения, состояние дорожного покрытия, расстояние и климатические условия. Это не позволяет разработать единый регламент, применимый для всех регионов.
По словам начальника Главного управления по надзору за исполнением федерального законодательства Генпрокуратуры Анатолия Паламарчука, гаишникам стоит разработать нормативы для каждого региона отдельно, поскольку их отсутствие «грубо нарушает права автовладельцев, парализует дорожное движение». Паламарчук также отметил, что «об этом свидетельствуют надзорная практика и многочисленные жалобы граждан».
В качестве альтернативы ГИБДД предлагает внедрять упрощенную процедуру оформления ДТП без инспекторов. Она позволяет автовладельцам самостоятельно определять виновника аварии и составлять схему происшествия. Следуя предложению госавтоинспекции, в Госдуме уже рассмотрели в первом чтении проект поправок к закону «Об ОСАГО», вдвое подняв максимальную сумму страхования при таком оформлении: с 25 000 рублей до 50 000. Российский союз автостраховщиков (РСА) поддержал это начинание. В ГИБДД надеются, что увеличение суммы компенсации резко увеличит количество желающих оформлять ДТП по этой схеме. Сейчас она ничтожно мала: всего 4%.
В связи с этим Генпрокуратура призывает водителей устанавливать в свои автомобили видеорегистраторы. По мнению ведомства, эта мера также значительно повысит число оформленных ДТП без выезда сотрудников ГАИ. Чтобы идея покупки недешевого автогаджета была более привлекательной для автомобилистов, Генпрокуратура предлагает разработать систему льгот для владельцев авто с видеорегистратором. Автостраховщики уже поддержали эту идею, соответствующее предложение направлено Минфину.
Предложение повысить сумму страховой выплаты по ДТП без полиции прокомментировал лидер Федерации автомобилистов России Сергей Канаев: «Сама инициатива, может быть, даже очень позитивная, однако она не решает ряд проблем, которые сейчас стоят гораздо более остро, чем, собственно говоря, сумма выплат. Водители боятся уезжать с места ДТП из-за множества случаев мошенничества. Их потом могут обвинить в том, что они покинули место ДТП, даже несмотря на то, что договорились. Хочу заметить, что как раз цена вопроса стоит на третьем месте, потому что больше людей волнует, принимают (заявления) или нет страховые компании, не обвинят ли их в том, что покинули место ДТП».
«Мне кажется, что более целесообразно было бы применить другой подход. Первое – описать и дать формулировку четкую в правилах дорожного движения, что является покиданием места ДТП... Второе – если на сегодняшний момент у нас прописано наказание за покидание места ДТП, значит, соответственно, должны быть нормативные акты, которые бы действительно регулировали этот вопрос. И третье – это то, о чем говорят депутаты, – повысить страховые выплаты», – полагает Канаев. Он убежден, что вопрос повышения выплат в этом списке стоит обсуждать в последнюю очередь.