Сегодня, 4 августа, таксисты, недовольные новым законом о пассажирских перевозках, проводят по всей стране акции протеста. А вчера в Москве под эгидой Общероссийского народного фронта состоялся первый Всероссийский съезд таксистов. Идею собрать съезд высказали весной представители некоммерческого партнерства СРО «Легковое такси Краснодарского края». Таксисты всей России хотят ввести мораторий на некоторые положения закона, который, по их мнению, принимался без обсуждения и без учета мнения самих таксистов и пассажиров.
Согласно новому закону, вступающему в силу с сентября этого года, пересекать границы регионов таксистам будет нельзя, единый документ смогут получить только перевозчики Москвы и Московской области. Таксистов обяжут установить спецфонари, шашечки, таксометры и выдавать чеки. Кроме того, местные власти могут обязать перевозчиков перекрасить все машины в единый цвет. Одновременно в следующем году вступают в силу поправки в КоАП, ужесточающие наказание за нарушение норм закона.
Закон необходим, потому что есть запрос от самих потребителей, заявил директор департамента госполитики Минтранса Леонид Липсиц. Он сказал: «Закон этот принят, потому что население не принимает услугу такси в том виде, в котором она существует». Само понятие такси сейчас дискредитировано из-за толп непонятных водителей без шашечек и специальных фонарей – жесткие меры позволят оградить рынок от бомбил, которых сейчас больше, чем белых такси, уверены чиновники. С одной стороны, нововведения – счетчик в каждой машине, обязательные шашечки и зеленый огонек – это шаг к цивилизации. С другой – платить придется пассажирам.
Согласно новым правилам, все таксисты и таксомоторные компании обязаны иметь спецразрешения на перевозку пассажиров и багажа. Для московских и областных перевозчиков такой документ будет единым. В других регионах пересечение территориальной границы может грозить солидным штрафом.
По словам председателя Межрегионального профсоюза таксистов Ярослава Щербинина, закон создавался без участия профессионалов. «В законе в той или иной мере не устраивает почти каждый пункт, но основная претензия, что разрешение выдается на автомобиль, а не на человека. Хотя основным фактором безопасности пассажиров и участников движения, наверное, является все-таки человек, а не машина. Очень много людей не смогут получить разрешения и останутся без работы просто в силу того, что не имеют в собственности автомобиля, а работают на нем по доверенности либо на основании договора аренды».
Также Щербинин выразил беспокойство о пункте про пересечение региональных границ без разрешения. Многие города лежат на границах областей, и, соответственно, при переезде из одной области в другую водители такси могут быть оштрафованы на довольно крупную сумму, не имея разрешения на работу в другой области: «Закон сделали на коленке, и он не может не вызвать недовольство».
Как рассказал порталу 93.ru председатель краснодарской Ассоциации таксомоторных и диспетчерских служб Сергей Гвоздык, у Краснодарского края уже есть договоренность с Республикой Адыгея о пересечении границ – таксисты и того, и другого региона могут пересекать границу беспрепятственно.
Предполагалось, что новый закон должен был исключить нелегалов в сфере такси. В частности, в Московском регионе штраф для нелегальных извозчиков авторы законопроекта предлагали поднять до 30 000 рублей с нынешних ста. Однако специалисты говорят, что бороться с бомбилами практически невозможно.
Ни о таксистах, многие из которых могут лишиться работы, ни о пассажирах государство, создавая новые правила, не подумало, считает автомобильный эксперт Сергей Асланян: «Противодействие таксистов абсолютно логично, потому что у них была своя жизнь с определенными правилами, которая теперь нарушается. Причем вторжение государства в их деятельность идет не ради того, чтобы клиенту стало хорошо. Оно идет под девизом «тут где-то наши деньги – кажется, нам не доплатили». То есть государство в данной ситуации выступает в роли рэкетира, который чувствует, что какой-то доход проходит мимо и нужно его прибрать к рукам, причем решительно и быстро».
Профессионалы называют закон непродуманным и уже говорят, что новые правила повлекут за собой повышение цен на услуги официального такси. По мнению председателя краснодарской Ассоциации таксомоторных и диспетчерских служб, стоимость проезда возрастет, но не катастрофично.
Что же касается нелегалов, то, несмотря на увеличения штрафов, их услуги будут по-прежнему востребованы. На 9 августа в Москве намечен митинг Межрегионального профсоюза столичных таксистов, выступающих против нового закона.