СЕЙЧАС +3°С
Все новости
Все новости

Как раньше на Кубани обзывали «понаехов» и «кубаноидов»?

Местные и приезжие выясняли отношения еще сто лет назад

Поделиться

Если вы думаете, что «понаехи» появились в Краснодарском крае совсем недавно и стали навешивать на местных ярлыки «кубаноидов» только в последние несколько лет, то спешим вас удивить. Сто лет назад картина была точно такая же. В историю вопроса погрузился краснодарский блогер и путешественник Юрий Родригез.

— Вопрос отношений местных жителей и приезжих лежит в исторической плоскости со времен заселения Кубани еще в XIX веке, так как, собственно, кроме казачества, которое обосновалось тут первым, принудительному переселению подвергалось и крестьянское население центральных и южных районов Российской Империи (частично и территории современной Украины). Взаимоотношение местных с приезжими всегда было не совсем гладким, особенно по таким острым вопросам, как надел земель. Позже полемика переместилась и в политическую плоскость в заседаниях законодательного органа — Кубанской Рады.

Если мы сейчас посмотрим на флаг Краснодарского края, который повторяет исторический флаг Кубанской Народной Республики, существовавшей в годы Гражданской войны, то в его цветах мы увидим, что и флаг Кубани делит население на местных, коренных и приезжих. По крайней мере, если считывать его так, как трактовался он в годы Кубанской Народной Республики.

Поделиться

Один из вариантов был такой: малиновая полоса символизировала казаков-черноморцев, потомков запорожских казаков, пришедших по велению императрицы Екатерины II на земли Кубани. Зеленая полоса символизировала адыгов — коренных жителей этих земель. Синяя полоса символизировала линейных казаков, наследников донских казаков, которыми заселяли восточные земли вдоль верхнего течения реки Кубань.

По другой версии, малиновый цвет означал центральное или государствообразующее всё казачье население Кубани, зеленый — автохтонные (изначальные) народы Кубани, синий — позднейшее или остальное население. Все три ветви и составляли единый народ Кубани. Кстати, заметьте, что розовая полоса самая большая, тогда как другие две в сумме дают тот же объем и что и розовая.

Поделиться

Если заглянуть на сайт администрации Краснодарского края в раздел «Символика», то трактовка современного флага такая: синяя полоса — символизирует потомков донских и линейных казаков. Синий цвет также символизирует чистое небо, водные просторы, честь и безупречность. Малиновая полоса, самая широкая, символизирует потомков запорожских и черноморских казаков, составляющих основу кубанского казачества, положивших начало освоению и развитию края. Малиновый цвет символизирует верность, скромность и набожность. Зеленая полоса — символ плодородия и богатства кубанской земли. Этот цвет также символизирует жизнь и надежду.

Поделиться

Недавно читаю книгу Серафимовича «Железный поток», где описываются эпизоды Гражданской войны на Кубани. И вот что я нахожу там:

— Та нэма ж края найкращего, як наш край! А теперь все зарятся на этот край, как чаша, переполненный невиданными богатствами. Потянулись гонимые нуждой из Харьковской губернии, из Полтавской, из Екатеринославской, с Киевщины, потянулись голь и беднота со скарбом, с детьми, расселились по станицам и щелкают, как голодные волки, зубами на чудесную землю...

И стали батраками переселенцы у казаков, дали им имя «иногородние». Всячески теснили их казаки, не пускали их детей в казацкие народные школы, драли с них по две шкуры за каждую пядь земли под их хатами, садами, за аренду земли, взваливали на них все станичные расходы и с глубоким презрением называли их: «бисовы души», «чига гостропуза», «хамсел»...

А иногородние, упорные, как железо, без своей земли поневоле бросающиеся на всякие ремесла, на промышленную деятельность, изворотливые, тянущиеся к знанию, к культуре, к школе, — платят казакам тою же монетой: «куркуль», «каклук», «пугач»... Так горит взаимная ненависть и презрение, а царское правительство, генералы, офицеры, помещики радостно раздувают эту звериную вражду...

Прекрасный край, дымящийся, как горькой желчью, едкой злобой, ненавистью и презрением. Но не все казаки, не все иногородние так относятся друг к другу. Выбившиеся из нищеты, выбившиеся из нужды сметкой, упорством, железным трудом иногородние в почете у богатых казаков. Держат они мельницы на откупу, много держат казацкой земли в аренде, держат батраков из своей же, иногородней бедноты, и лежат у них в банках деньги, ведут торговлю хлебом. Уважают их те казаки, у которых дома под железными крышами и амбары ломятся от хлеба, — ворон ворону глаз не выклюет.

Вот так писатель Серафимович в своем романе описал взаимоотношения местных и приехавших. Кстати, слово «чига» — это бранное прозвище казаков верховых станиц Дона. И через многолетнюю историю до наших дней и дошел вопрос взаимоотношения населения: «чиги», «хамселы» и «бисовы души» стали «понаехами», а «куркули», «каклуки» и «пугачи» превратились в «кубаноидов». Но, судя по всему, никого это сильно не напрягает — Кубань остается привлекательной для всех, кто хочет здесь жить! Как говорится: «Если есть на свете рай...» — а продолжение вы знаете.

По теме

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Другие статьи автора

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК9
  • СМЕХ1
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ1
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter