
Новые маршруты находятся далеко и не лучшего качества
На днях вице-мэр Краснодара Владимир Архипов заявил, что в 2025 году в городе планируется построить 3,6 километра новых велодорожек, а в ближайшие 10 лет сеть полос для велосипедистов в краевом центре обещают увеличить до 67 километров.
По его словам, на сегодняшний день (март 2025 года) в Краснодаре действует 16 веломаршрутов общей протяжённостью 35 километров. Ровно те же данные мэрия предоставляла 93.RU почти год назад, в мае 2024 года.
Однако незадолго до заявления вице-мэра мы подали запрос на информацию о количестве велодорожек в городе и получили иные сведения — 21 маршрут и протяженность более 44 километров. Корреспондент 93.RU Максим Дмитриев, проверил их, как и в прошлом году.
Выяснилось, что в этом сезоне ситуация для любителей двухколесного транспорта стала одновременно хуже и лучше. Так что изменилось и где можно ездить на велосипеде?
Велодорожки и велополосы

Полоса на Северной местами становится велодорожкой
Для начала в очередной раз определим разницу между терминами — в Краснодаре нет велодорожек, несмотря на заверения властей, но есть велополосы.
Велодорожка — это отдельная зона, физически отделённая от проезжей части и тротуаров, например, бордюрами, столбиками или зелёными насаждениями. Она предназначена только для велосипедов и иногда электросамокатов.
Велополоса — это часть дороги или тротуара, выделенная для велосипедистов линиями разметки, но не отделённая физически от движения машин или пешеходов. Она остаётся в пределах проезжей части или тротуара, и автомобили или прохожие могут случайно заезжать/заходить на неё, что делает её менее безопасной, чем велодорожка.
Проверка на дорожках
В этом году корреспондент лично осмотрел большинство старых и все новые маршруты из обновленного списка мэрии. Мы начнем с тех, что появились за год.
Улица Ратной Славы (новая)
Протяженность: 0,7 километра на бумаге — 0,7 километра в реальности



Новая велополоса находится в поселке Российском. Это тротуар, поделенный двумя полосами на две части — пешую и вело. Есть знаки — на столбах и земле. Однако есть одно большое неудобство — много припаркованных машин. Они занимают всю ширину велополосы. Также съезды в местах, где полоса прерывается — это очень высокие бордюры.
Улица Симферопольская (новая)
Протяженность: 1,9 километра на бумаге — 0 (?) километров в реальности


Эта улица в Карасунском округе не то, что бы большая — всего 1 километр по протяженности. Поэтому где уместились здесь почти 2 километра велополос — сложно сказать. На участке от Сормовской до Уральской нет ни знаков, ни отделяющих полос. Тут пустой тротуар с обеих сторон. Навигатор немного обманул на месте и участок длиной 0,3 километра от Уральской до Новороссийской остался без внимания, но вряд ли он вместит 1,9 километра велополос, указанных в отчете.
Улица Ейское шоссе на участке от улицы 3-я Трудовая до поселка Березовый (новая)
Протяженность: 6,5 километра на бумаге — 3,2 километра в реальности


Нет, велополоса начинается от улицы 3-я Тихая, а это сразу минус 560 метров от официальной протяженности. И нет, она совершенно не новая. Это старый полуразвалившийся асфальт с множеством ям и кочек. Можно ехать по соседней пешей плитке, но там радости тоже мало. Знаки стоят, но ставили их в совершенно случайном порядке: один показывает, что велополоса слева, следующий — что она справа, третий — опять слева, и так далее. Понять, что велополоса — именно асфальтовая часть, можно только по плавным съездам в паре мест, соседствующих с лестницей на плитке.


Обрывается велополоса вообще внезапно — на заправке, откуда нет выхода ни к жилым домам, ни на другую сторону автодороги. Эти лишние сотни метров после поселка Лекраспром просто есть, но никому не нужны.
Улицы Чепигинская и Батуринская (старая)
Протяженность: 2 километра на бумаге — 500 метров в реальности

Что мешало застройщику или властям прорисовать полосу и поставить знаки в остальной части улицы?
Все почти также. На Батуринской нарисована полоса протяженностью около 500 метров, которая начинается уже ближе к середине улицы. Но появились пара знаков. На Чепигинской вообще нет ничего. Хотя тротуар здесь очень широкий и пустой. Мы писали в прошлом материале, что район только застраивается. Так вот, он уже застроен, но с велополосой до сих пор вопрос не решен.
Улица Александровская — от Константиновской до Букетной (старая)
Протяженность: 1 километр на бумаге — 630 метров в реальности

Терпимая, но короткая
Все также. Начинается на самом деле не на Константиновской, а на Елисейской. Достаточно удобная, но в районе остановки исчезает, провоцируя столкновения с прохожими, тем более рядом школа. Есть знаки.
Улица 40-летия Победы — от Восточно-Кругликовской до Героев-Разведчиков (старая)
Протяженность: 700 метров на бумаге — 500 метров в реальности

Не самая удобная полоса
Все так же. Если ехать со стороны Героев-Разведчиков, полоса заканчивается уже через 300 метров в районе ярмарки, дальше узкий тротуар, а напротив аллеи полоса снова появляется и резко меняется местами с пешеходной частью. Поверхность — плиточная.
Улица Селезнева — от дома № 203а до Сормовской (старая)
Протяженность: 1,03 километра на бумаге — 0,9 в реальности



В прошлый раз корреспондент допустил ошибку и побывал на Селезнева на участке от Тихорецкой до кольца. Однако оказалось, что велополоса на улице есть — дальше, на отрезке между кольцом и Трамвайной. Правда, строго говоря, там не 1,03 и даже не 0,9 — она часто прерывается и в какой-то момент кажется, что вообще закончилась. Это ровный асфальт со знаками на столбах, но местами мешают припаркованные машины. А еще полоса напоминает американские горки.
Кольцевая по улицам Благоева, Трудовой славы, Мачуги и Игнатова (старая)
Протяженность: 2,86 километра на бумаге — 0 в реальности

Только знаки, да еще так высоко, что пешеходов трудно убедить, что это «велодорожка»
Все также. Через каждые 200 метров стоят или висят знаки, предупреждающие о велодорожке, но здесь только тротуар. Нет велоинфраструктуры, нет полос, нет наземных знаков, проложена плитка, высокие бордюры, много людей. Есть смысл поездить в сквере Пограничников, расположенном в этом кольце, но он маленький.
Улица Новороссийская — от Северной до Шевченко (старая)
Протяженность: 1,5 километра на бумаге — 1,5 километра в реальности

Одна из «лучших» велополос города
Все также. Сравнительно удобная велополоса, которая иногда даже проходит в стороне от пешеходной части (что не мешает прохожим регулярно ходить по ней). Есть знаки. Из минусов — шатающаяся плитка, постоянный сильный перепад высот, в одном месте посреди полосы стоит большой столб, кое-где мешают проехать кусты.
Улица Московская — по обеим сторонам (старая)
Протяженность: 5 километров на бумаге — 1,2 километра по восточной стороне, 2,3 километра по западной стороне в реальности

Узкая, экстремальная, но длинная
Все также. Если ехать на север (по восточной стороне), начинается на Жигулевской. Очень скоро появляется столб посреди полосы, а в районе Гомельской — опасный выезд прямо на проезжую часть, где с Московской постоянно сворачивают машины.
Здесь полоса заканчивается спустя 630 метров, но снова начинается у «Бургер Кинга», причем с очень крутой горки вверх. Высота постоянно скачет. В одном месте тротуар сильно возвышается над узкой велополосой — разъехаться со встречкой на ходу здесь невозможно. Завершается путь у трамвайного кольца.

Сравнительно удобная
Оттуда можно вернуться по западной стороне к Солнечной. Этот отрезок намного удобнее, поскольку здесь нет жилых кварталов. Но перепад высот тоже сильный. Местами машины паркуются прямо на полосу, а ближе к Солнечной — широкая яма поперек для каких-то кабелей. Поверхность ровная. И там, и там есть знаки, и даже нарисованы мини-зебры у остановок для пешеходов, желающих перейти полосу.
Улица Коржнева — от Яна Полуяна до Константина Образцова и далее до дома № 22(старая)
Протяженность: 300 метров на бумаге — 300 метров в реальности

Комфортная благодаря почти полному отсутствию людей
Все также. На самом деле она проходит мимо сквера «Самолеты», но не от Яна Полуяна, а со стороны улицы Архитектора Ишунина. Знаки и полосы есть, очень широкая. Однако поверхность плиточная, везде эта плитка шатается. Эту велополосу власти посчитали за две.
Улица Яна Полуяна — от дома № 55 до Тургенева(старая)
Протяженность: 230 метров на бумаге — 230 метров в реальности
Все также. Полосы почти стерты, но есть более темная плитка, помельче. Имеются знаки — стоячие и нарисованные.

Дальше решили не продлять
Улица Яна Полуяна — от Ковалева до Тургенева
Протяженность — 1 километр на бумаге — 0 в реальности (старая)


Нет, мэрия не ошиблась, и это действительно та же улица, просто эта «велополоса» находится на другой ее стороне. Судя по знакам, она начинается от сквера «Самолеты» до Ковалева. Но радоваться не стоит — это только знаки. Маршрут проходит без отделяющих полос по довольно запруженному тротуару с торговыми точками.
В прошлом отчете она указывалась как просто «от Ковалева до Тургенева», без упоминания Яна Полуяна, поэтому технически это «старая» велополоса, хотя не указана в прошлом исследовании — вместо нее изучалась другая улица.
Улицы Гагарина, Герцена, Атарбекова, Ковалева — до Яна Полуяна (старая)
Протяженность: 2,01 километра на бумаге — 0 метров в реальности


Все также (почти). Понять по названию маршрута, где проходит «велодорожка» — затруднительно, поскольку улицы (как и в прошлый раз) перечислены не по порядку фактического местоположения. В реальности маршрут проходит по Ковалева, начинаясь от Яна Полуяна и до Атарбекова. Но здесь только знаки, на деле это узкий тротуар. Рядом школа, и по нему ходит много детей. Легендарные три знака подряд на пересечении Герцена и Атарбекова, которые указывают на якобы существование велополосы на Атарбекова, до сих пор стоят, но теперь один повернут в другую сторону. Правда, там велополосы тоже нет…
Улица Тургенева — от Калинина до Монтажников (старая)
Протяженность: 200 метров на бумаге — 220 в реальности

Специально заезжать на тротуар ради 200 метров велополосы кажется бессмысленным
Все также. Не ясно, зачем нам говорят, что границы велополосы проходят от Калинина до Монтажников, расстояние между которыми составляет 2 километра. Короткий маршрут здесь организован по восточной стороне между Гагарина и Красных Партизан, и это всего 0,2 километра. Здесь опять более темная плитка, без полос, но со знаками, в том числе наземными.
Улица Северная — от Тургенева до Аэродромной (старая)
Протяженность: 0,8 километров на бумаге — 1,6 в реальности

Возможно, самая лучшая велополоса по сравнению с другими, но сама по себе с кучей недостатков
Все также. Она проходит по обеим сторонам дороги в виде подковы. Выделена красным цветом, ровная, имеет знаки и собственные светофоры. Из недостатков: узкая, заставляется машинами и самокатами, мешают кусты, в районе остановки пересекает пешеходную часть. Мэрия до сих пор считает только одну сторону, хотя в случае с Московской учла обе.
Улица Зиповская — от Московской до Байбакова (старая)
Протяженность: 800 метров на бумаге — 420 метров в реальности

Делать велополосу с мелкой плиткой — совершенно неправильно
Все также. Полос нет, но есть знаки на земле и на столбах. С поверхностью не стали всё усложнять и выложили ее плиткой. Улица очень загруженная, поэтому нормально проехать здесь не получится — подавляющее большинство пешеходов не смотрят на велознаки.
Улица Красная — между Екатерининским сквером и Чистяковской рощей (старая)
Протяженность: 5 километров на бумаге — 140 метров в реальности

Легендарный кусок рядом с мэрией, который олицетворяет собой ситуацию с велополосами в городе
Все также. Центральная улица города, по большей части, не имеет ни знаков, ни полос, указывающих на существование велополосы. Есть только обустроенный отрезок в 140 метров, который проходит в районе Главной городской площади и имеет множество неудобств.
Между Екатерининским сквером и Ботаническим садом (старая)
Протяженность: 5,8 километра на бумаге — 1,9 километра в реальности

Когда-то тут была велополоса. Давно
Все также. Местами действительно есть полосы и знаки, показывающие наличие велополосы, хотя ее состояние, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Понять, где проходит этот маршрут в теории, можно только по старой и во многом давно не актуальной карте проекта «Велогород».
Там велополоса идет от сквера по улице Постовой до парка 30-летия Победы, затем по Кубанской Набережной, Тургенева, Калинина и Академика Трубилина. На деле полосы есть только в первой половине маршрута — до моста Поцелуев в парке (плюс еще 100 метров чуть дальше). На Кубанской Набережной лишь один велознак в районе моста, а вместо полос — более темная плитка.

Очень, очень трудно убедить пешеходов, что здесь якобы можно кататься на велосипеде
Остальная часть маршрута также имеет велознаки на пешеходной части, но это крайне узкий неудобный тротуар, где местами даже прохожим затруднительно разойтись.
По Постовой от Захарова через парк 30-летия Победы, набережную реки Кубань до Тургеневского моста(старая)
Протяженность: 5 километров — в реальности…

Начало маршрута на Постовой
Мы тоже не поняли, почему мэрия посчитала одну велополосу, да еще и частично отсутствующую, дважды. В теории она проходит ровно по тому же маршруту, что вышеуказанный.
Да, на бумаге маршрут «между Екатерининским сквером и Ботаническим садом» не имеет точных указаний прохождения, но подразумевается, что он именно там и проходит — через парк и набережную, поскольку больше и негде.
Учитывая этот факт, мы не стали ее считать, поскольку уже сделали это выше. Более того, даже длина указанного отрезка составляет не 5, а 4 километра.
Итог
Если в прошлом году удалось насчитать 11 километров велополос в реальности против 35-ти на бумаге, то в этом году их уже 16. К списку добавились: разваленная в районе поселка Березовый, запруженная машинами в поселке Российском и неучтенная в прошлом году на Селезнева. Не отделенная от тротуара «новая велополоса» на улице Яна Полуяна и, скорее всего, несуществующая на Симферопольской не засчитаны по понятным причинам.

Есть велополосы в некоторых скверах, но их не учитывают власти
Проблемы остаются те же — большая часть действительно существующих велополос (не говоря о тех, что существуют на бумаге) разрознены и находятся в километрах друг от друга, особенно в восточной части города. Многие из них настолько короткие (до 200 метров) и «обрезаны» посреди остальной инфраструктуры, что теряется всякий смысл в их использовании.
Припаркованные на пути машины и самокаты, а также пешеходы, пользующиеся велополосами, как продолжением тротуара, все также мешают езде. При этом возникает вопрос в разумности организации новых велополос в отдаленных поселках (да еще и существующих только там, а не ведущих в центр), в то время как в самом центре почти нет маршрутов, где можно ездить на велосипеде.
Что планируется

Одна из неплохих неучтенных велополос находится в микрорайоне Россинского
По информации, предоставленной мэрией в ответ на запрос 93.RU, в 2025 году в Краснодаре будет построено 6,7 километра велодорожек. Работы затронут сразу шесть улиц в Новознаменском жилом районе:
улица Выездная — от Богатырской до Георгия Жукова;
улица Виктора Нарыкова — от Георгия Жукова до Виктора Казанцева;
улица Геннадия Казаджиева — от Владимира Волкова до Юрия Радоняка;
улица Анатолия Барабанова — от Владимира Волкова до Виктора Нарыкова;
улица Владимира Волкова — от Геннадия Казаджиева до Анатолия Барабанова;
улица Георгия Жукова — от Выездной до Центральной.
Кроме того, в этом году начнётся строительство велодорожек ещё на двух крупных участках:
улица Старокубанская — от Новой до Воронежской, включая подъездную дорогу к школе-интернату для одарённых детей «Наследие». Протяжённость составит 2,5 километра, а открытие запланировано на 1 сентября 2025 года, одновременно с запуском школы;
улица Есенина — от Солнечной до Гомельской (включая Кухаренко от Есенина до Российской и Шолохова). Это первый этап реконструкции, который добавит 1,9 километра велодорожек.