Мэр Краснодара Евгений Наумов 29 ноября 2022 года сообщил, что утвержден проект концессии по строительству трамвайных путей в Восточно-Кругликовский микрорайон и на Гидрострой. В городе хотели построить еще одно депо и около 35 километров трамвайных путей.
Концессия — вид соглашения, когда государственным объектом владеет предприниматель (концессионер). Например, предприниматель обязан построить дорогу, а затем передать ее городу. Но перед этим он может сделать проезд платным, чтобы иметь доход.
Реализовать проект собирались до 2027 года. В течение 10 дней документацию планировали разместить на сайте torgi.gov.ru и при отсутствии заявок заключить концессионное соглашение с ООО «Синара-ГТР Краснодар.ДОМ». Как отметил Наумов, с «Синарой» уже заключено соглашение по строительству новых веток в районе Западного обхода.
По данным системы «Контур.Фокус», ООО «Синара-ГТР Краснодар.ДОМ» было образовано 1 августа 2022 года и зарегистрировано в Краснодаре на улице Советской. Генеральный директор компании с апреля 2023 года — Игорь Васильев, до этого одно время фирмой руководил бывший вице-мэр города Артем Доронин. Учредитель «Синара-ГТР Краснодар.ДОМ» — ООО «Синара — Городские Транспортные решения», конечные владельцы — АО «Синара — Транспортные машины» и Алексей Золотарев. За 2022 год чистый убыток «Синара-ГТР Краснодар.ДОМ» составил 121 тысячу рублей. Среднесписочная численность сотрудников компании, по данным ФНС за 2022 год, — 1 человек.
Напомним, в июне губернатор Кубани Вениамин Кондратьев и вице-президент АО «Группа Синара» Александр Мишарин подписали соглашение о сотрудничестве по модернизации трамвайной сети Краснодара. А в сентябре кубанские власти подписали с «Синара — ГТР Краснодар» концессионное соглашение о строительстве новой трамвайной линии в западной части Краснодара. Объем инвестиций составит 28,4 миллиарда рублей, при этом 8,3 миллиарда выделило правительство. Работы в западной части части города стартовали в апреле 2023 года. Там сейчас модернизируют трамвайный узел в районе улицы Московской, из-за этого летом трамвайные маршруты начали менять схему движения.
Между тем про работы в восточной части Краснодара информации долгое время не поступало. Сегодня в пабликах распространился ответ от заместителя директора департамента транспорта Виктора Балацкого. В документе говорится, что концессионное соглашение до сих пор не заключено «в связи с высокой финансовой нагрузкой», вызванной реализацией концессии на западном направлении.
Балацкий уточнил, что строительство предполагается в два этапа:
отдельная ветка в микрорайон Гидростроителей протяженностью 5,1 километра и развитие существующей сети по улице Красных Зорь до Домбайской (протяженность 9,5 километра);
строительство от Героев-Разведчиков до Багряной протяженностью 9,2 километра.
Общая протяженность линий составит 23,8 километра, объем инвестиций в проект оценивают в 15,3 миллиарда рублей.
Для обслуживания этих направлений нужно 50 трамваев, что будет стоить 3,7 миллиарда рублей. Также требуется изъять земельные участки, а это еще 1,4 миллиарда. В ответе говорится, что администрация Краснодара ищет источники финансирования «для реализации данных мероприятий».
Некоторые паблики расценили ответ Балацкого как информацию о том, что трамвайных веток на Гидрострой и Восточно-Кругликовский район не будет. В пресс-службе мэрии Краснодара заявили, что это фейк.
— Администрация города продолжает поиск финансирования для выполнения этих работ. Также в рамках концессионного соглашения продолжается строительство трамвайной линии в западном направлении, — прокомментировали в мэрии.
Ранее портал 93.RU писал о том, что АО «Группа Синара» — многоотраслевой холдинг из Екатеринбурга, бенефициаром которого до недавнего времени были родственники уральского бизнесмена Дмитрия Пумпянского. В марте 2022 года они попали под санкции, поэтому вышли из числа конечных владельцев и покинули советы директоров компании.