За пять лет на возведение новой трассы Джубга — Сочи выделят 74 миллиарда рублей, обход Адлера начнут строить уже в этом году. Об этом совсем недавно трубили все СМИ. И правда, это почти сенсация — обход Сочи за 74 миллиарда! Сочинцы и туристы устали от пробок. А почему почти? Потому что настоящей сенсацией это будет тогда, когда дорогу хотя бы начнут строить.
Мы уже ждем морское такси, перенос железной дороги с побережья, легкое метро. Сочинский краевед Владимир Костиников вспомнил, что еще обещали власти для того, чтоб решить транспортную проблему, но так и не сделали.
Амбициозные проекты
В 2020 году активно пиарили перенос железной дороги в Сочи от побережья в горы, его стоимость тогда оценивали в 1,4 триллиона рублей. Предполагалось, что четверть этой суммы могут составить средства ФНБ, остальное — инвестиции РЖД.
За счет нового проекта время в пути пассажирского поезда от Москвы до Адлера должно сократиться вдвое, до 16 часов. С тех пор о ж/д линии по маршруту Кривенковская — Калеж — Сочи с ответвлением на Лазаревское, которая прошла бы по горам, больше не вспоминают.
В 2008 году генеральный директор Московского вертолетного завода имени Миля Андрей Шибитов заявил, что для Сочи построят новейшие российские вертолеты «Ми-8ТГ». Об этом сообщало издание «Летняя Столица» в номере за август.
Тут сочинцы без ложной скромности должны были осознать, что решение их транспортных проблем поднимет с колен отечественную науку, космические и авиационные предприятия. А места для посадок вертолетов на улицах города можно позаимствовать на парковках, которых тоже обещали много, но по факту их нет. В крайнем случае можно с борта сбрасывать веревочную лестницу для посадки и высадки пассажиров.
В 2014 году по маршруту Сочи — Ялта собирались запустить новый вид транспорта — экранопланы. Вопрос возрождения производства высокоскоростных судов планировали обсудить осенью того же года, но, видимо, забыли.
В 2022 году много писали о строительстве дороги из Архыза на Черное море за два триллиона рублей.
Соединение курортов горного кластера Сочи с будущим курортом «Лагонаки» прямой автотранспортной артерией создаст возможность для ускоренного развития туризма на юге России, в частности, в Адыгее, — говорил тогда вице-премьер Дмитрий Чернышенко. Потом проект решили дополнить еще и железной дорогой. Между «Лагонаки» и «Долиной Васта» могут построить автомобильную дорогу, а от Сочи до КЧР протянут железнодорожную ветку.
Предварительный проект по обеспечению транспортного доступа к всесезонным курортам должны были представить в декабре прошлого года. Правда, в январе этого года прокуратура Краснодарского края вынесла предостережение о недопустимости перевода части Кавказского заповедника — всемирного природного наследия ЮНЕСКО, где находятся ценные природные территории — массивы Турьи горы и Агепста, — в Сочинский заказник под строительство «Долины Васта».
Как мы сообщали, всесезонный курорт «Долина Васта» планируется построить в 2029 году в горном кластере Сочи на участке 3,8 тысячи гектаров, общая площадь зданий и сооружений составит 322 тысячи квадратных метров. 13 километров новых канатных дорог свяжут 80 километров горнолыжных трасс.
Инвестором проекта выступает компания «Интеррос». На новом курорте планируют развивать оздоровительный, горнолыжный, экологический и другие виды туризма. Предполагается создать 2,5 тысячи новых рабочих мест, для персонала построят комфортное жилье.
Городские проекты
Пресс-служба Минтранса 28 августа 2008 года сообщила о проходящем в Сочи совещании, посвященном вопросам развития транспортной инфраструктуры города, где обсуждалось строительство второго автодорожного яруса на Курортном проспекте. Игорь Левитин, тогда министр транспорта России, обещал, что проектная документация будет готова к концу 2008 года. Сочинцы ждут до сих пор, так же как легкое метро.
Идею предложил Волтер Фитчерин, президент компании JCC Joint Chambers of Commerce на встрече представителей 19 компаний, занимающихся строительством и реконструкцией инфраструктуры города, с руководством Сочи, сообщали РИА Новости 18 апреля 2008 года.
— Власти города, администрация края и госкорпорация «Олимпстрой» дружно лоббируют возведение в Сочи трех линий легкого метро общей протяженностью 156 километров.
Если этот проект воплотится, сочинская надземка станет вторым по протяженности метрополитеном России. Она в 1,5 раза превзойдет питерский сабвей, — писали тогда СМИ.
Предполагалось три маршрута:
Олимпийская деревня — Аэропорт — Красная Поляна — Грушевая Поляна (49,9 км, 6 станций, время проезда — 40 минут);
Олимпийская деревня — Аэропорт — вокзал Адлера — Хоста — вокзал Сочи — Бочаров ручей — Мамайка (36,3 км, 20 станций);
вокзал Сочи — Хоста — вокзал Адлера — Аэропорт — Красная Поляна — Грушёвая Поляна (69,9 км,17 станций).
Проходить легкое метро должно не только под землей. Часть по опорным стенкам склона горы Ахун. (Ничего, что эти стенки пару раз в год сползают и осыпаются, ведь их укрепили дополнительными тросиками, что тоже видно на схеме). Как вам метро? Удобно? Или предпочитаете струнную дорогу?
Из тросиков сделана и струнная дорога профессора Анатолия Юницкого. Как видно на рисунке, из Москвы в Сочи натянуты струны из высокопрочной проволоки. По струнам катятся «юнибусы» со скоростью 500 км/ч. Путешествие из центра Москвы в центр Сочи занимает, по словам изобретательного профессора, 3,5 часа. Ну и как без монорельса? Без монорельса нельзя!
В преддверии Олимпиады-2014 местные власти хотят построить двухколейную монорельсовую дорогу, которая свяжет Сочи, Адлер и Красную Поляну. Как заявляли тогда в мэрии Сочи, проект уже включен в федеральную целевую программу развития курорта.
Несбывшиеся морские перевозки
Игорь Левитин, министр транспорта РФ, на пресс-конференции в августе 2008 года первым делом сообщил, что длина побережья Сочи — 146 километров (до пресс-конференции было около 109 километров). И по всей длине будет установлено 14 пирсов для катеров.
— Сейчас уже начался выбор класса судов, которые будут работать на прибрежных морских линиях. Нужно вновь сделать водный транспорт общественным, — заявил тогда министр.
12 сентября 2008 года в Новороссийске руководитель Федерального агентства морского и речного транспорта Александр Давыденко принял участие в совместном заседании Совета Федерального агентства морского и речного транспорта и Совета по морской деятельности Краснодарского края.
Запланировано создание международного центра морских пассажирских и круизных перевозок для приема туристов на Олимпиаду в 2014 году, строительство 15 морских терминалов морского порта Сочи с созданием береговой инфраструктуры для восстановления местных пассажирских морских линий.
Для возведения олимпийских объектов необходимы новые портовые мощности для доставки строительных грузов. В связи с этим предусмотрено создание двух новых грузовых районов порта Сочи — в устьях рек Мзымта и Псоу. Заказчиком-застройщиком по всем объектам назначен ФГУП «Росморпорт».
Переговоры шли с тремя инвесторами, которые готовы приобрести водный транспорт и заниматься пассажирскими перевозками. Ими представлены новые для России модели судов на подводных крыльях, воздушных подушках разной конструкции, вместимости и технического принципа.
СМИ сообщали, что, не дожидаясь решений министра и федерального агентства, начиная с 7 июня 2007 года на маршруте из Сочи в Адлер и Лазаревскую вовсю курсирует морской трамвай. Инициатива открытия водного сообщения принадлежит одному из частных предпринимателей, идею поддержали власти города.
Пассажиры морского трамвая будут находиться в пути до Адлера 35 минут, до Лазаревской — около часа. Также сообщалось, что с июня 2007 года из Анапы в Сочи были организованы рейсы судов на подводных крыльях. Запланированы остановки в Новороссийске и Геленджике. Этим летом вновь попытались запустить морское сообщение, но что-то не срослось.
Лучше, чем в Лондоне
9 августа 2012 года мэр Сочи Анатолий Пахомов пообещал, что транспортная логистика в Сочи будет лучше, чем в Лондоне
— Наша логистика будет более совершенна, так как мы всё делаем с чистого листа, — заявил тогда мэр и посетовал, что из центра Лондона к месту проведения соревнований он добирался за 1,5 часа. В Сочи это можно будет сделать быстрее, уверяет мэр.
— Всего планируется создать 8 портопунктов: в Лазаревском, Лоо, Дагомысе, на Мацесте, в Хосте, Кургородке, Адлере и Имеретинке. Всё это обеспечит стабильное морское сообщение в акватории всего Большого Сочи. Регулярные пассажирские рейсы между портопунктами будут совершаться скоростными пассажирскими катамаранами, — морскими такси, — заключил глава города. Их тогда действительно построили, только в эксплуатацию так и не ввели. Морского такси ждем до сих пор.
Курортные города Кубани к ЧМ-2018 свяжет регулярное морское сообщение
Вице-губернатор Краснодарского края Андрей Алексеенко заявлял, что между городами Черноморского побережья к чемпионату мира по футболу — 2018 планируется запустить регулярное морское сообщение. Об этом он сообщил в ходе III Ялтинского международного экономического форума.
Как утверждал Алексеенко, тогда велась подготовка регулярного пассажирского сообщения между Сочи, Новороссийском, Геленджиком, Анапой. Предполагается, что в 2019 году маршрут расширят и суда будут регулярно заходить в Ялту и Севастополь.
— Уже есть предложения по судам. Они новые, быстроходные, комфортные, вместительные, в настоящее время ведется их строительство», — сообщил тогда вице-губернатор.
Власти Сочи планируют запустить в 2021 году морское сообщение между портопунктами вдоль сочинского побережья. Об этом заявлял глава города Алексей Копайгородский в 2020 году.
— До сих пор не в полной мере используются возможности береговой инфраструктуры. В планах на следующий год — запуск морского сообщения между портопунктами вдоль сочинского побережья, — сказал Копайгородский.
В Сочи закупили два катера для морского такси. Морское сообщение между населенными пунктами, входящими в город Сочи, откроется уже ближайшим летом. О закупке скоростных судов сообщил мэр города Сочи Алексей Копайгородский в своем официальном телеграм-канале. Он же опубликовал фотографии морских катеров, которые займутся пассажирскими перевозками в городе. Каждый из таких катеров имеет вместимость в двадцать пассажиров.
— Они будут оборудованы кондиционерами, туалетными комнатами и комфортными креслами авиационного типа, — сообщил своим подписчикам Копайгородский.
Мэр города тогда обещал, что катера будут выдвигаться из морского порта Сочи в двух направлениях: на Имеретинский курорт и в Лазаревское. Второе направление, по мнению жителей, очень актуально, поскольку летом на единственной автотрассе, соединяющей Сочи со страной скапливаются серьезные пробки. В первую очередь это касается перевалов, ведущих к поселкам Лоо и Вардане. Теперь эти заторы транспорта некоторые из жителей и гостей Сочи смогут объехать по морской акватории.
Сочинцам так повезло с транспортом. Зачем же зря тратить деньги на еще одну дорогу?
Верите, что хоть что-то из этих проектов удастся воплотить?