Что за дорога?
Впервые о Южном скоростном периметре в Краснодаре заговорили еще пять лет назад. Сама дорога представляет из себя четырехполосную (а местами и восьмиполосную) трассу с эстакадами на уровне пятого этажа, развязками и мостами. Разрешенная скорость (внутри города) на трассе будет до 80 км/ч.
Согласно данным, которые размещены на сайте администрации Краснодара, трассу проведут от улицы Воронежской, далее через озеро Старая Кубань через Большой остров, затем к улице Гассия через Снесарева с поворотом на Невкипелого к Восточному обходу. Протяженность этого участка дороги составит 10 км.
Под проект уже зарезервировали земли, но местные жители выступают против строительства дороги, которая пройдет в том числе и через зеленую зону.
Почему люди против?
Соседству с оживленной дорогой под окнами рады не все. По словам местных жителей, Южный скоростной периметр им преподносят как решение проблем с пробками в микрорайоне, но это не совсем так, если верить документам.
Новая трасса (проходя по улице Гассия) должна поделить жилой массив на две части: с одной стороны будут находиться школа № 69 и супермаркет, с другой — детский сад № 201. Причем проектом не предусмотрено каких-либо съездов или развязок в этом районе. О том, как переходить восьмиполосную магистраль, если нужно перейти на другую сторону, не говорится. Зато предусмотрены развязка и парковка на территории Большого острова, о назначении которых также не сообщается.
— Вы поймите, мне 50 лет. Я купил здесь квартиру за 3 млн рублей с видом на реку и лесополосу, вложил в ремонт столько же. Я хочу на покой. И таких, как я, тут сотни. А теперь у нас под окнами собираются построить дорогу. Для примера: столько полос на МКАДе. Вы представляете у себя под окном такую трассу. И все это на уровне пятого этажа. Как и когда — не говорят, на вопросы толком никто не отвечает. А дальше дорога пойдет по частному сектору, там прям у забора, — делится опасениями местный житель Сергей.
Гаражный вопрос
— Я только недавно купил здесь гараж за 650 тыс. рублей, сделал ремонт, а теперь приходят чиновники и говорят, что все изымут и снесут. Обещают компенсацию, но сколько она будет? 200 тыс. рублей? А бонусом еще и трассу строят, по которой будут носиться машины со скоростью 80 км/ч. И это внутри спального района, — жалуется хозяин одного из расположенных здесь гаражей Игорь.
Согласно плану, в зону отвода для будущей дороги попадает 279 гаражей ГСК-57 (его начали строить в 1987 году). Всего там около 400 капитальных боксов. Чиновники говорят, что могут изъять и больше гаражей, если понадобится. В администрации Краснодара журналисту 93.RU сообщили, что собственники получат компенсацию, сумма которой не сообщается.
Но есть нюанс, деньги люди получат только в том случае, если на них — на землю и на сами гаражи — зарегистрированы права.
— В случае, если права оформлены исключительно на гараж, для дальнейшего изъятия участка под объектом владелец будет иметь возможность пройти процедуру регистрации прав на земельный участок по так называемой гаражной амнистии, — поясняют чиновники.
С 1 сентября 2021 года в России действует так называемая гаражная амнистия (Федеральный закон № 79-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»), которая позволяет гражданам оформить в собственность не только гаражи, но и землю под ними — бесплатно. Более подробно об амнистии можно прочитать здесь.
Документы на гаражи (это капитальные постройки) у всех собственников есть. Но при попытке оформить право на землю под ними по гаражной амнистии хозяевам боксов отказывают в устной форме. Об этом в личной беседе рассказал один из собственников:
— 12 июля я подал документы в земельный комитет на улице Северной на оформление в собственность земли под гаражом. Документы у меня приняли со смехом и этом сказали, что ничего у меня оформить не получится. Сейчас жду официальный отказ.
О какой экологии речь?
Журналист 93.RU поговорил с председателем гаражного кооператива Сергеем Стряпухиным. Он рассказал, что большинство из собственников гаражей вложили в них не только деньги.
— Кто-то здесь огород разбил, кто-то благоустроил прилегающую территорию, за кооперативом проходит тропа, мы следим за ней, приводим в порядок, здесь семьи с детьми гуляют, спортсмены бегают. Для многих — это жизнь. Я вырос на Гидрострое, еще маленьким ходил здесь по полям, на месте которых сейчас отстроили многоэтажки, а теперь у меня забирают то, что принадлежит мне по праву. И это не только меня касается, но и еще 200 человек, — рассказал Сергей Стряпухин.
На месте дороги под землей проходят коммуникации (водоотведение, водопроводы, газ и электросети), питающие ближайшие дома, магазины, школу и детский сад. Местные не знают, что будет с этой инфраструктурой.
Кроме того, предполагается, что Южный скоростной периметр пройдет через остров Большой. Как это возможно? Дело в том, что остров — это особо охраняемая территория, но на кадастровой карте в нижней части острова из территории ООПТ уже выведен участок земли, он отнесен к зоне ограниченного природопользования, это значит, что там можно строить в том числе дороги.
— На территории, где пройдет дорога, идет водопровод — две трубы. Получается, что соседний ЖК «Трилогия» будет родники копать. А еще по Большому острову они собираются сделать четыре полосы, парковку и развязку. О какой экологии тут идет речь? Жители однозначно хотят дорог, но эту проблему нужно решать иначе, — считает местный житель Андрей.
Что предлагают местные?
Горожане хотят, чтобы дорогу отодвинули за кооператив, но там находится Краснодарский лесопарк. И это тоже особо охраняемая природная территория.
— Но проблема в том, что это и не лес и не парк. Там ничего не облагорожено. Каждое второе дерево там гнилое. В центре лесопарка есть прогалина, там камыш растет. Летом его постоянно жгут. Почему не вынести трассу туда? Или накрыть ее эстакадой? — задает вопрос Сергей Стряпухин.
— Если говорить о компенсации, то дайте возможность ее оспорить, — продолжает председатель ГСК. — У кого-то не одна машина здесь стоит, у меня лодка с прицепом, автомобиль, у сына машина. Куда это все давать? Пусть предоставят нормальную компенсацию или построят новые боксы.
— Пусть строят такие же гаражи взамен наших. Если за гараж за 750 тыс. рублей выплатят 100 или 200 тыс. рублей, что это? Очевидно, что этим будет заниматься инвестор какой-то, пусть построит. Или пусть эстакадой нас накроют. Если говорить простыми словами, то складывается ощущение, что кооператив у нас хотят просто «отжать», — считает собственник гаража Евгений.
Что думают урбанисты?
Краснодарский активист Мирослав Валькович написал в своем телеграм-аккаунте, что дорога на ГМР нужна:
— Весь вопрос, какая именно будет дорога и какие конкретные конструктивные решения будут реализованы. Согласно предлагаемой документации в проекте межевания, это магистральная улица общегородского значения с регулируемым движением с пешеходными переходами и примыканиями в одном уровне (не до конца ясно, как в таких условиях можно говорить о скоростной дороге, да еще и через спальный микрорайон), — написал Валькович.
По его словам, даже несмотря на это, к «проекту» остается еще очень много вопросов, на которые сможет ответить уже готовый проект.
— Где будет четыре полосы, где восемь? Где будет эстакада, а где будет проходить в одном уровне. Даже в Дептрансе мне не смогли дать ответ, сославшись на будущую проработку вопроса. Так что дождемся уже проектной документации и тогда будем подробно обсуждать, — написал урбанист.
Что говорят чиновники?
На запрос журналиста 93.RU в адмиинистрации Краснодара сообщили, что проект планировки территории для последующего строительства «Южного скоростного периметра» еще не утвержден. Документ будет скорректирован по итогам общественных обсуждений, которые планировали провести с 14 по 20 июля.
Общественные слушания по этому «проекту» (именно так чиновники презентовали документ, который показали местным жителям), как и было анонсировано, начались 14 июля. Но вместо проекта люди увидели малопонятные схемы, которые сделал «Институт Горкадастрпроект».
По данным сервиса «КонтурФокус», это бывший МУП «Горкадастрпроект». Подведомственное администрации Краснодара учреждение занимается деятельностью в области архитектуры. В 2017 году МУП реорганизовали в МБУ. 2016 год организация закрыла с чистым убытком в 2,6 млн рублей. Действующее предприятие заключило контракты по госзакупкам на 65 млн рублей как заказчик и 718 тыс. — как участник. Директором является Денис Зайцев, учредителем — администрация Краснодара.
А в процессе слушаний местные жители так и не смогли получить ответы на большинство вопросов: об изъятии части гаражей, о планах по строительству, об экологической безопасности и прочем. В первый день слушаний, например, на месте презентации не было ни одного чиновника, который был бы в курсе происходящего.
По словам общественников, там находилась сотрудница мэрии, которая сказала, что не будет отвечать на вопросы, так как она «из другого подразделения». В итоге на разговор к жителям Гидростроя приехали чиновники и проектировщики, но успокоить горожан им пока не удалось.
Что не так с проектом?
Документы по строительству магистрали в спальном микрорайоне выложили на сайте администрации Краснодара. Но на самих документах почему-то стоит печать «для документов», а не фирменная печать МУП «Горкадастрпроект», кроме того, ИНН и ОГРН на них указаны не те, что имеет МБУ. Только это могло стать причиной отправки документов на доработку при их проверке.
Но, как рассказал журналисту 93.RU источник, знакомый с разработкой документа, это на самом деле «проект проекта», всего лишь черновой вариант того, как он будет выглядеть в будущем. Сроков начала и окончания строительства никто назвать не может. Также не известны и стоимость проекта и то, за какие деньги его собираются реализовывать.
Документацию институт подготовил по муниципальному заданию (от центра мониторинга общественного транспорта), никакой экспертизы он не проходил — так как документация такого рода не подлежит обязательной экспертизе. Сам проект еще не разрабатывался. Цель документа — отвести землю, чтобы исключить строительство на месте будущей трассы.
Что дальше?
20 июля завершаются общественные слушания, на которых жители Гидростроя высказывали свои протесты и предложения по будущей дороге. По словам чиновников, пожелания горожан учтут при подготовке проекта планировки. После слушаний начнется подготовка сметной документации и документов на земельные участки. Утвердить проект планировки планируют в октябре этого года. Портал 93.RU будет следить за развитием ситуации.