Для Краснодара разрабатывают план развития общественного транспорта до 2034 года, ранее мы писали о нем. В рамках него нанятые специалисты просчитывают возможность перейти на брутто-контракты. Мэр Андрей Алексеенко сказал 7 июня, что переход на эту систему должен пройти как можно скорее.
При брутто-контрактах пассажиры платят не частным компаниям, а мэрии. Власти в таком случае являются заказчиком перевозок и затем распределяют деньги между исполнителями. При такой системе платят не за количество пассажиров, а за пройденные километры. Брутто-контракты позволяют администрации напрямую следить за перевозчиками и самостоятельно регулировать и сдерживать цены (сейчас в городе действует нерегулируемые тарифы, при которых маршрутчики устанавливают те цены, что захотят).
— Они [брутто-контракты] дадут возможность финансово и юридически требовать от подрядчика точности, соблюдения графиков. Мы сможем поставить подрядчиков на место. Не уговаривать, как сейчас, включить кондиционер, а организовать четкое исполнение взятых обязательств, — сказал Алексеенко.
Также введение контрактов позволит городу чаще закупать и обновлять транспорт. Поскольку одним из условий нацпроектов, по которым администрации выделяют на это федеральные средства (в частности, нацпроект «БКД»), является наличие регулируемых тарифов на маршрутах. Но судя по всему, речь идет не о повсеместном переходе, а более точечном. Так как директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов уточнил, что предложения по переходу на брутто-контракты будут внесены для «отдельных маршрутов». Отметим, что еще одно возможное преимущество брутто-контрактов — возможность ввести повременной тариф. Что это такое, мы писали в одном из наших материалов.
Документом о развитии общественного транспорта в Краснодаре занимается компания «А+С Транспроект» (SIMETRA). Специалисты не только разрабатывают переход на регулируемый тариф и брутто-контракты, а в целом анализируют состояние транспорта (температура в салоне, вместимость, возраст машин и так далее), качество дорог, трафик, экологичность и уровень доступности для разных категорий. У проекта есть сайт с описанием текущих работ. Там жители города могут оставлять свои предложения, сообщили в пресс-службе мэрии.
Компанию зарегистрировали в 2011 году в Санкт-Петербурге. Гендиректор и учредитель — Владимир Швецов. Организация занимается деятельностью в области архитектуры, инженерных изысканий и предоставлением технических консультаций. По данным «Контур Фокуса», компания за время работы заключила 46 госконтрактов, из них за последний год — 6. «А+С Транспроект» ведет проекты в Ростовской и Свердловской областях, Казани, Москве, Иркутске и других регионах и городах.
Документ должны закончить до 1 сентября 2022 года. Затем проведут общественные обсуждения и направят его для согласования в минтранспорта Кубани.
В мэрии отметили, что сейчас, по данным опроса, около 30% жителей Краснодара используют общественный транспорт, и еще 47% ездят на машинах. Остальные — это пешеходы или велосипедисты. Также планируется, что к 2036 году прирост населения в городе составит 82%. План развития транспорта в том числе должен учитывать это.