![](https://n1s1.hsmedia.ru/d4/8d/a2/d48da2d45bd50a13ed5c8e9728f5b5fc/656x438_1:5643_b32843d0badb96d8fc640b5b57fc472a@1200x800_0x1ZkPe6RL_2404572607879410536.jpg.webp)
Не так давно портал 93.RU публиковал материал о том, какие дороги отремонтируют в Краснодаре в 2022 году в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги» и сколько это будет стоить. В этом году в городе должны привести в порядок (заменить асфальт, дорожные знаки, отремонтировать бордюры, а кое-где и починить светофоры) 33 дорожных участка. В общей сложности на ремонт чуть больше 29 километров из бюджета потратят свыше полумиллиарда рублей, — почти 533 миллиона. Ремонт всех участков объединили в один тендер, который выиграла фирма из Адыгеи «Дортранссервис».
Редакции стало интересно: полмиллиарда в год на ремонт дорог это много или мало? Сколько тратили в предыдущие годы и кто был подрядчиком? Рассказываем, что нам удалось раскопать.
Что за нацпроект и для чего он нужен?
Чтобы привести в нормальное состояние российские дороги, в 2017 году был запущен федеральный проект «Безопасные и качественные дороги». Участниками программы стали 38 городских агломераций, в том числе — Краснодарская.
Реализацию проекта планировалось завершить в 2025 году, однако в 2021-м федеральный проект превратился в национальный, сменил название на «Безопасные качественные дороги» (убрали букву «и» из названия) и был продлен до 2030 года.
Таким образом, сначала, в 2017–2018 годы, часть дорог в Краснодаре ремонтировалась в рамках федеральной госпрограммы, а с 2019-го — в рамках одноименного нацпроекта.
Стоит отметить, что не всем «убитым» улицам может помочь нацпроект. Например, реконструкцию, подразумевающую глобальное строительство дороги с ливневками, выполнить нельзя. Так, по крайней мере, говорил директор департамента транспорта и дорожного хозяйства Владимир Архипов. А вот сделать косметический ремонт, обновив покрытие, — вполне!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/71/50/29/715029f06fe7121e74b5db36990e500a/656x404_1_e151f4f97afd3dc0874fb6c340d6c8d1@2094x1288_0xZ3fW6P4E_1232430729694172863.jpg.webp)
Как мы считали?
Редакция анализировала данные с того момента, как федеральная программа стала нацпроектом. Сначала мы изучили список участков, подлежащих ремонту в рамках нацпроекта в 2019, 2020, 2021 и 2022 годы. Затем нашли на сайте госзакупок все тендеры (их было немало!).
Сколько стоит ремонт конкретного дорожного участка, мы узнали, изучив госконтракты. Длину дорог подглядели в профильном разделе на сайте Минтранса Кубани (2019–2021 годы) и в ТЗ к контракту (2022-й). Данные о подрядных организациях нам подсказала система «Контур.Фокус».
Изучить данные 2017–2018 годов, когда БКД был госпрограммой, журналисту 93.RU не удалось. Дело в том, что мэрия разбила работы на большое количество тендеров, а сами контракты на сайте госзакупок не отображаются, только информация об их исполнении/изменении. Кроме того, большинство договоров были расторгнуты по соглашению сторон, поэтому узнать реальную стоимость довольно проблематично. Если у вас есть предложения, как получить нужные сведения, пишите на почту a.pirojnikova@iportal.ru.
2022-й — далеко не лучший год для краснодарских дорог
Если после публикации статьи о расходах по нацпроекту в 2022 году казалось, что полмиллиарда на ремонт — много, то в сравнении с прошлыми годами выясняется, что это совсем не так. Оказалось, что все предыдущие годы на эти цели выделялось почти в четыре раза больше денег, а сейчас почему-то финансирование резко снизилось.
Так, в 2019 году власти Краснодара заключили госконтрактов по нацпроекту на общую сумму 1,97 миллиарда рублей. В 2020-м потратили еще больше — 2 миллиарда 9 миллионов, а в 2021 — ровно два миллиарда. А вот в 2022-м на ремонт будет направлено всего 532 миллиона.
Всего же за четыре года в Краснодаре закатали в асфальт 6,5 миллиарда рублей. Впечатляет, не правда ли?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/d8/df/ba/d8dfbadca4311c2dd89024d0f622e420/790x1000_1_80bb17d576269d3b68d2545675dd18f3@790x1000_0xXzwPGDcl_0262090193132906232.jpg.webp)
Из-за того, что траты снизились, в 2022 году существенно сократился объем работ. Если в самый «тучный» год в Краснодаре отремонтировали 69 участков дорог, то в этом году их будет всего 33.
Интересно, что больше всего километров привели в порядок в 2021 году. Тогда было отремонтировано почти 80 км, а вот в этом будет всего 29,4.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/be/15/0d/be150dd7ff331abd7a63c1dd3c9a81cb/984x797_1_f364ab65052c9f7088d9d82f24621b63@1106x896_0x0EPkntNs_0480100058656720143.jpg.webp)
Прямую зависимость отремонтированного дорожного полотна от трат мы показали на графике. Честно говоря, такое резкое падение выглядит тревожно. Неужели пандемия так сказалась? Или больше нечего чинить?
![](https://n1s1.hsmedia.ru/0c/87/ef/0c87eff6cb63dcf38a366fca26ff0469/948x1166_1_9506d630fc3a3fd7bba5f6e07a936f6c@948x1166_0xlP2DTXMg_0788887551898723636.jpg.webp)
На что ушли деньги?
Редакция 93.RU считает, что информация о тратах на ремонт дорог должна быть доступна как можно большему количеству краснодарцев. Правда, перечислить все 213 дорожных объектов, что должны были отремонтировать за четыре года, их длину и стоимость в этой статье мы не сможем, — будет выглядеть слишком скучно. Поэтому самым любопытным мы предлагаем изучить самостоятельно документ, составленный нами на основе полученных сведений. А здесь расскажем про участки дорог, на ремонт которых ушло больше всего денег.
Помните, по улице Суворова в 2019–2020 годы ремонтировали мост? Этим занималось ООО «СтройЮгРегион». Обошлись работы в 334,6 миллиона рублей. Так как практически вся сумма по контракту была положена подрядчику в 2020 году, то мы внесли этот объект в список того года (хотя, если честно, в 2019-м он получил аванс в 10 миллионов).
Следом идет участок улицы Сормовской от Селезнева до 1-го Мая. За ремонт 5,6 км подрядчик «Дорожно-строительное управление № 1» (ДСУ № 1) получил 230,5 миллиона. На третьем месте участок протяженностью 5,3 км улицы Российской от Солнечной до Пригородной. За него фирме «Дортранссервис» заплатили 215,5 миллиона.
Также в пятерку лидеров попали участки улицы Старокубанской от Бургасской до Уральской (158,6 млн, ремонтировало ДСУ № 1) и Красной от Буденного до Офицерской (147,3 млн, «Дортранссервис»).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/85/a2/85/85a285558ec65a3b81e87f80b047466c/792x1002_1_ebe50b14ffbd3d97c92e4308b969e98d@792x1002_0xfoW0j9it_9849231063668696053.jpg.webp)
Самыми дешевыми участками стали и самые короткие, что не удивительно. Самый-самый дешевый участок стоил всего 1,5 миллиона рублей, — это улица Казачья от дома № 78 до Карасунской Набережной. Скудный кусок пирога отхватило «Северское дорожное ремонтное строительное управление» (Северское ДРСУ).
![](https://n1s1.hsmedia.ru/23/1b/17/231b179f21e247185d0bfd6f2cec6515/794x1004_1_661321108b79d46916467b310b4715f3@794x1004_0xyRR1AX8l_6076267862855538816.jpg.webp)
Какому округу повезло больше всего?
Как мы уже говорили, всего за 2019–2022 годы в Краснодаре по нацпроекту планируется отремонтировать 213 дорожных объектов (или 247 км).
Нам стало интересно, в каком округе приведут в порядок больше всего дорог. Оказалось, что в Прикубанском, — аж 78 участков (или 91,2 км). Впрочем, это и неудивительно, ведь это самый большой внутригородской округ.
В целом, статистика выглядит так. Стоит отметить, что мы намеренно не посчитали улицы, пересекающие сразу два округа, чтобы не возникло путаницы.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/e4/1b/cd/e41bcd9da0aa9ce08b77cd5565e5c5ad/944x1160_1_bbd02fffb64b7807212ffc3360984cab@944x1160_0xFWVY854Z_3293337780677950201.jpg.webp)
Кто чинит нам дороги?
Основных игроков оказалось несколько. Это «Дортранссервис», «Северское дорожное ремонтное строительное управление» и «Дорожно-строительное управление № 1». Еще по одному тендеру в разные годы досталось «ДОРСТРОЙКУБАНЬ-19» и «СтройЮгРегион».
Краснодарская фирма «ДОРСТРОЙКУБАНЬ-19» (ДСК-19) смогла заключить контракт в 2019 году и получить за него 397,7 миллиона рублей. В другие годы компания почему-то подряды не получала (была только субподрядчиком), но с дорожной арены не сошла. Так, в 2021 году она заключила контракт с администрацией Туапсе на ремонт автодорог.
Фирма из Новороссийска «СтройЮгРегион» отремонтировала путепровод по улице Суворова и получила за работу 334,6 миллиона рублей. Как мы помним, это самый дорогой дорожный объект за эти годы!
Остальные контракты достались ДСУ № 1, Северскому ДРСУ и адыгейскому «Дортранссервис». Первый подрядчик получил в 2019 году 493,6 миллиона рублей, в 2020-м — 330 миллионов и 587,3 миллиона в 2021 году. Всего за ремонт краснодарских дорог компании заплатили 1,4 миллиарда рублей. Чуть меньше — 1,2 миллиарда — получило с 2019 по 2021 годы «Дорожно-строительное управление № 1» (ДСУ № 1).
Больше всего денег, почти половину от всей суммы, за эти годы заплатили ООО «Дортранссервис». Фирма получила свыше 3 миллиардов за ремонт дорог в Краснодаре: 685 млн в 2019-м, 867 млн в 2020-м, 1 млрд в 2021-м и 532 млн в 2022-м. Кроме этого подрядчика, в этом году больше никто не чинит дороги в городе по нацпроекту.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/29/ef/1e/29ef1efd66d9f87071f2bd6dae22e277/942x1162_1_7e3c792a57b3e5cfefc34677a0930928@942x1162_0xw6SuWKLE_2195469486463181698.jpg.webp)
Мы визуализировали, кто в разные годы ремонтировал дороги Краснодара и сколько за это получил. Нажмите на кнопку play, чтобы посмотреть!
Стоит отметить, что подрядчики обязаны привлекать субподрядные организации к работам, но о них мы поговорим как-нибудь отдельно. Но сначала — ждите продолжение про основных игроков, где мы расскажем, что узнали про эти фирмы, их учредителей и кому они приходятся родственниками.
А пока мы верстаем материал, можете рассмотреть графики из статьи внимательней в нашей интерактивной презентации.