Новознаменский жилой район находится за Комсомольским микрорайоном. Когда-то это был поселок — некоторые до сих пор его так и называют. Но в последние годы Краснодар сильно расширился, и теперь это полноценная часть города. Только вот инфраструктура тут пока не на городском уровне.
Осенью этого года в полях в 1,5 километра от Новознаменского открыли начальную школу, первую на всю округу. Но вот незадача: власти решили, что раз это черта города, то дети 6–9 лет будут добираться на учебу не на школьных автобусах, а на обычных городских маршрутках вместе с другими пассажирами. Местные родители жалуются, что сейчас ученики сидят по трое на двух сиденьях и плотно набиваются в салоны — да так, что потом не могут выбраться. Мэрия ничего менять не планирует и говорит, это против закона. А в следующем году всё может стать еще хуже, потому что в том же месте откроется средняя и старшая школа, и школьников-пассажиров станет еще больше. Мы поговорили с местными жителями, мэрией и перевозчиком — который устал от жалоб настолько, что на днях решил расторгнуть контракт с мэрией.
Гетто из жилых комплексов
Из Новознаменского есть только один выезд — он проходит через федеральную трассу М-4, которая почти всегда стоит в пробках. С двух других сторон район огибают железнодорожные пути, через них нет проезда и даже прохода, а еще с одной стороны находится поле. Когда сюда приезжает скорая помощь, тащить больного приходится на носилках через пути, потому что медики не могут подъехать к домам.
А еще в Новознаменском нет почтового отделения, рынка и поликлиники. Чтобы посетить врача или купить фрукты на ярмарке, надо каждый раз ехать через трассу и пробки в Комсомольский микрорайон. К тому же из города до этого района едет всего одна маршрутка — № 59. Ее катастрофически не хватает, считают местные жители. Тем более что район стремительно растет: за последнее время в нем появилось несколько новых ЖК, а еще СНТ «Белые дачи» — это еще около 900 частных домов, рассказывает активистка Виктория. Еще несколько жилых комплексов продолжают строиться. Такая плотность населения не могла не сказаться: в классы ходят по 35–37 учеников.
— Нам говорят: «Люди сами виноваты, что выбрали тут жить». Да, может быть, мы и сами виноваты, но раньше тут были только частные дома, и такой нагрузки не было. А сейчас к нам пришли прекрасные застройщики, которые строят прекрасное жилье. Они обещают при продаже квартир, что будут соцобъекты. При этом соцобъекты не появляются, а ближайшая школа к новостройкам, где по материнскому капиталу селятся молодые семьи, находится в пяти километрах — в полях. И вообще, по планам администрации, здесь должны жить 200 тысяч человек. При такой загруженности никакая трасса не справится.
Главным застройщиком поселка является компания АСК, которая входит в холдинг Ava Group. Президент и учредитель — Ваган Арутюнян, еще один учредитель — Константин Сигачёв, оба владеют еще несколькими компаниями-застройщиками. На счету АСК — ЖК «Марсель», ЖК «Марсель-2», ЖК «Смородина», ЖК «Спортивный парк» и коттеджный поселок «Белая дача», все находятся в Новознаменском. Ранее компания говорила о планах по возведению школы и детсада в коттеджном поселке, дома в котором начали продавать как минимум в 2017 году, а также о цели построить детский сад в ЖК «Спортивный парк», который сдали в 2018 году. На декабрь 2021 года объекты так и не появились. Также на сайтах застройщика указывается, что, по генплану, в этом районе зарезервированы участки для 25 школ и 68 детских садов. Но опять же: кроме школы, о которой идет речь, никаких образовательных учреждений поблизости за время застройки района так и не появилось.
Интересно, что в январе 2018 года в Новознаменский приехал губернатор края Вениамин Кондратьев и назвал его «гетто». Ответственность за то, что стало с поселком, он возложил на мэра Евгения Первышова и пообещал, что в район сделают еще один въезд. За четыре года ничего и не изменилось.
Места, которые существуют только в отчете
Филиал школы № 84 открыл свои двери в сентябре этого года. Пока в нем работает только блок для начальных классов, в котором учатся 423 школьника. Недавно до учреждения сделали дорогу, но идти по ней школьникам проблематично: в самом Новознаменском бездорожье, а по пути между полями бродячие собаки, лесополосы и сплошные стройки, объясняет Виктория: «Понятно, какой там контингент может быть, это небезопасно».
Для решения проблемы мэрия Краснодара договорилась с единственным перевозчиком района, чтобы его автобусы отклонялись от основного маршрута, делали крюк через школу и таким образом довозили учеников. Для этого им даже предоставили бесплатный проезд — детям ежемесячно выдавали билеты на 50 бесплатных поездок.
Всего учащимся по просьбам родителей выдали 255 карт для бесплатного проезда. Начиная с 1 сентября, маршруткой пользуются в среднем 117 детей, писала мэрия в сентябре.
Местные жители считают, что этих мер всё равно недостаточно — ведь машин на маршруте крайне мало, и ездят они с интервалом в 30–50 минут, рассказывает председатель местного совета общественности Надежда Князева. Из-за того что автобусам каждый раз приходится заезжать в Новознаменский через трассу с заторами и авариями, расписание автобусов скачет, дети долго ждут транспорт и постоянно опаздывают на учебу. Но самое интересное начинается внутри ПАЗиков: школьники едут буквально «как селедки в бочке». Те, кто успел занять места, сидят по трое-четверо на двух сиденьях. А остальные пытаются удержаться и не упасть во время движения:
— В ПАЗе максимально сидячих мест — 23, а детей заходит 35–40. Детей везут без мер безопасности, руки у них заняты рюкзаками и папками. Некоторые сидят на полу. Если они полетят вперед, ответственность никто не несет. Бывало и так, что водители высаживали детей. Вы представьте, это ученики 6–9 лет, которые сами ничего не понимают! А был случай, когда ребенка возили по всему городу. Родители не смогли его встретить на остановке, так как нет четкого расписания, и он проехал мимо. Водитель не обратил внимания, ребенок ехал испуганный, его потом ловили на других остановках, — рассказывает Надежда.
Женщина трижды выходила в пикеты, направляла обращения в разные инстанции. Из последнего — обращение к Андрею Алексеенко (который на тот момент был и. о. мэра города) против нынешнего перевозчика.
Местная жительница Ольга, у которой 8-летний ребенок, рассказывает, что однажды поехала с ним на утренней маршрутке в школу и осталась в шоке: дети плотно набились в маршрутку. Когда надо было выходить сидящему около окна школьнику, все малыши начали толкаться и задевать друг друга рюкзаками — и всё это стоя и в движении. А еще она вспоминает, что когда в сентябре администрация приехала проверять транспорт, около учреждения выстроились в ряд сразу три маршрутки — в сюжете краевого телеканала «Кубань-24» потом показали, как в них просторно.
— Ну вы сами понимаете. Все ждали администрацию, надо было сделать отчет. Это было всего три дня: до их приезда, во время и после отъезда. Потом всё вернулось на свои места.
Но неудобно не только детям, но и взрослым: из-за такого крюка им приходится ехать в автобусе на лишние полчаса больше. А в условиях ограниченного количества мест надо делать сложный выбор: заходить в машину самому, чтобы успеть на работу, или пропустить ребенка с ранцем, которому тоже нельзя опаздывать в школу.
Возить невыгодно
Сам перевозчик, владелец ИП Николай Литвяков, не согласен с тем, что места в маршрутках не хватает:
— Количество автобусов всегда соответствовало потребностям в пассажирских перевозках этого жилого района. Учитывая развитие микрорайона, периодически на предприятии корректировали схему движения, в том числе и при открытии школы № 84, а именно продлили маршрут на 1,5 километра, добавили новые остановки, увеличили количество транспортных средств.
93.RU известно, что после добавления школы в маршрут следования перевозчик добавил еще две машины, и их стало десять. При этом еще в конце августа людям обещали, что на линии увеличат количество машин до 15, а интервал движения будет составлять всего 3–5 минут.
Школьные автобусы не положены?
Еще в августе родители думали, что детей на учебу будут подвозить школьные автобусы: в отличие от маршруток, там есть сопровождающий, а детей садится столько, сколько есть сидений. Но власти этот вариант отсекли и назвали его невозможным. Администрация сослалась на федеральный закон (ст. 40 ФЗ «Об образовании»), согласно которому автобусы предоставляют только в тех случаях, когда подвоз происходит из одного поселения в другое. А так как школа числится на территории Новознаменского, то юридически автобус приставить к школе нельзя.
— Законных оснований для организации работы школьного автобуса здесь нет. Возможность организовать подвоз детей к новой школе — это существующие маршруты, — говорили в пресс-службе.
Активистка Виктория считает, что школьные автобусы можно было бы пустить на законном основании, а власти, «вероятно, что-то упустили» в своих расчетах. Это может доказывать ответ департамента архитектуры города на обращение местной жительницы. В нем написано, что школа находится «в поселке Знаменском — поселке Зеленопольском» (документ есть в распоряжении 93.RU). Кстати, на сайте застройщика, в ЖК которого возведена школа, тоже указано, что дома возведены в районе этих двух поселков. О Новознаменском там ни слова.
Перевозчика довели
В конце ноября местные жители узнали, что перевозчик решил досрочно разорвать контракт с мэрией и уйти с этого маршрута.
— Сегодня обслуживание маршрута № 59 тормозит работу предприятия в целом. Мы отвлекаемся на бесконечные проверки, вызванные негативными и порой беспочвенными обращениями жителей, — объяснил вынужденное решение перевозчик Николай Литвяков.
По закону, конкурс на нового подрядчика длится 90 дней, и в течение всего этого времени прежний должен продолжать обслуживание. В пресс-службе мэрии подтвердили, что без общественного транспорта жителей Новознаменского не оставят и нынешнее предприятие останется на линии, пока не определится новый перевозчик.
Но не все рады такому исходу. Часть местных жителей считает, что общественникам «не стоило выживать» перевозчика из поселка — вместо этого надо требовать открыть новые маршруты. Чтобы была конкуренция и бо́льшая доступность транспорта. Еще одна наша собеседница, знакомая с ситуацией, сказала, что в том случае, если в район зайдет новый перевозчик, его услуги станут обходиться значительно дороже. Так как, в отличие от нынешней транспортной компании, которая единственная находится неподалеку, автобаза будущего перевозчика будет располагаться в другом месте. А дополнительная логистика — это дополнительные траты.
Это частично подтверждают расчеты мэрии, сделанные в августе. По данным администрации, местные жители предложили добавить два новых маршрута для подвоза школьников. Специалисты изучили их и сделали вывод, что перевозчики не захотят на них работать. Ведь основными пассажирами в таком случае будут школьники, и в неучебные дни автобусы будут ходить пустыми, а это невыгодно. При этом минимальный тариф, который обеспечил бы нулевую рентабельность, составляет 124 рубля.
Ухудшает ситуацию и то, что в новом году школу должны открыть и для старшеклассников. Всего в нее будут ходить 1100 учеников. Скорее всего, к толкающимся малышам добавятся ребята постарше. Неизвестно, как будут решать эту проблему — родители пожимают плечами и говорят, что понимают перевозчиков, но смотреть, как дети ездят в школу, у них больше нет сил.