Замглавы города Артем Доронин на аппаратном совещании 31 мая рассказал, что дорожная сеть не может обеспечить достаточную свободу для движения и парковки машин. Сейчас популярность приобретают не только велосипеды, но и самокаты, и различный транспорт на электротяге. Именно поэтому в городе важно создавать условия для удобства и безопасности водителей двухколесного транспорта.
Где появятся новые велодорожки
Он отметил, что велодорожка появится на улице Селезнева, а также на Северной — от Тургенева до Фрунзе. В ближайшие 2–3 года в городе хотят реализовать проект «Велогород» в шесть этапов. Маршруты пройдут от Западного обхода до ФМР и далее по улице Тургенева до Маркса и ЮМР. Следом дорожки пройдут по Кубанской набережной до Постовой.
Власти планируют реализовать в городе разные велодорожки. Одни будут отделены от проезжей части и тротуара, другие выделят вдоль тротуара, третьи обустроят на дороге. Решать это будут специализированные проектные организации. Первый этап начнут реализовывать в 2022 году.
Доронин считает, что развитие велоинфраструктуры снизит пробки на 15%, улучшит экологию города на 20%.
Где велосипеды и самокаты будут парковать
Помимо строительства велодорожек, власти планируют регулировать парковки и шеринги. Так, в Краснодаре на сегодня работает пять сервисов по предоставлению прокатного транспорта. Там уже зарегистрировались около 200 тысяч местных жителей. При этом у организации нет привязки к велостанциям, что приводит к хаотичной парковке.
Сначала велопарковки планируют упорядочить, перенеся их в места наибольшего скопления пассажиров. Например, к Скобяному рынку, ТЭЦ, КубГУ и в другие. Власти прорабатывают проект документа, который наладит взаимодействие вместе с кикшеринговыми компаниями (система краткосрочной аренды самокатов и электросамокатов по аналогии с каршерингом и велошерингом. — Прим. ред.).
Сколько в Краснодаре велодорожек сейчас
По словам Доронина, в 2015 году велосипедами пользовались не более 40 тысяч человек, а в 2021-м — уже более 100 тысяч человек. С 2013 года и до сегодняшнего дня в Краснодаре обустроили 10 веломаршрутов общей протяженностью 27,5 километра. В большинстве случаев это велодорожки, совмещенные с тротуаром и пешеходным движением:
— Таким образом, с учетом опыта прошлых лет мы совместно с представителями общественности разработали маршруты выделенных велосипедных дорожек, соединяющих спальные районы между собой и с центральной частью города, — заявил Доронин.
Что о проекте «Велогород» думает краснодарский урбанист
Глава Краснодарского отделения «Городских проектов Варламова и Каца» Константин Трудик рассказал журналисту 93.RU, что он участвовал в реализации и обсуждении проекта, а также разрабатывал карту велодорожек для генплана, которую власти должны были реализовывать. По словам урбаниста, «Велогород» ему немного непонятен — в городе нужно не 75 километров велодорожек, а 750 километров, если не больше. Кроме того, в нынешнем виде у проекта есть некоторые несоответствия генплану.
Например, «Велогород» предусматривает особые места для велошеринга и самокатов. Константин возмутился, что автомобили паркуются в два-три ряда где угодно, в то время как наиболее компактный и экологичный транспорт пытаются «вывести на задворки». По его мнению, дело не в двухколесном транспорте, а в узких тротуарах. По магистральным улицам ширина тротуара должна составлять 4 метра, а в Краснодаре в среднем этот показатель — 1,5–2 метра:
— На таком обрезанном пространстве любой самокат будет смотреться вызывающе. Наша задача — не столько построить велодорожки, как начать реформировать среду. Нашему городу нужна смена приоритетов: если у нас в приоритете автомобиль, то люди будут покупать его. Если мы сменим приоритет на общественный транспорт, широкие тротуары и велодорожки, у нас может быть нормальный европейский город.
Трудик считает, что у Краснодара есть все условия для развития этого направления: хороший климат, плоский рельеф и относительно компактный город. В краевой столице много видов транспорта, который нужно использовать комплексно. Константин уточнил, что будет писать возражение по «Велогороду». По мнению общественника, проект не учитывает комплексный подход:
— Велодорожки, если они сами по себе, очень легко будут отбиваться и закапываться автомобильным лобби, которые будут требовать всё больше пространства для машин.