Депутат городской думы Краснодара Игорь Азаров высказался против ограничения скорости электросамокатов в городе и привел ряд своих аргументов, почему это не поможет решить проблему. Как регулировать ситуацию с существующим хаосом на дорогах, он тоже предложил.
— В бурное обсуждение темы ограничения самокатов хочу вставить свои пять копеек. Дискуссия на эту тему началась пару недель назад, когда мэр Евгений Первышов в своем телеграм-канале предложил внести изменения в ПДД, ограничивающие скорость передвижения на самокатах. Как именно можно ее ограничить и что конкретно стоит сделать, мэр не указал, однако привел несколько вариантов.
Давайте разберем их и выясним, насколько каждый из них был бы целесообразен/полезен, а также разберем альтернативы запретам.
Первое, что предлагается, — это ограничение скорости до 15 км/ч. Как владелец самоката могу ответственно заявить, что с такой скоростью весь смысл передвигаться на нем полностью теряется. При введении данного ограничения самокатчики просто-напросто начнут пересаживаться на велосипеды или чего еще хуже — в машины. Огромный плюс электросамокатов в том, что они не требуют физических усилий, а значит, доступны практически всем. При этом по скорости передвижения по городу (особенно такому, как Краснодар) самокат выигрывает даже у автомобиля (считай, идеальная альтернатива ему, еще и экологичная). И вот самое главное преимущество самоката — скорость — наш мэр желает полностью нивелировать. Конечно же, это сразу же ударит по перспективам развития этого способа передвижения, и в результате мы придем к тому, что на самокатах будут кататься только с прогулочными целями — по паркам и скверам.
Но если даже ограничения и введут, то это практически никак не повлияет на ситуацию. Ввести ограничения можно будет двумя способами — начать штрафовать нарушителей за превышение скорости и/или ввести программные ограничения для шеринговых самокатов. В первом случае сделать это будет практически невозможно. Я очень смутно представляю, как дэпээсники будут с радарами ловить нарушителей и каким образом будут выписывать штрафы и доказывать факт нарушения. Скорей всего, запрет просто не будет работать.
Второй вариант реализуем, однако коснуться он сможет только 20–25% всех перевозок на электросамокатах. Так, по данным РБК, в 2020 году общее количество доступных для шеринга электросамокатов в России составляло всего 12,7 тыс. штук. В то время как только в 2018 году в Россию было импортировано 43 247 штук электросамокатов, при этом в течение двух лет после этого импорт вырос в несколько раз.
То есть абсолютное большинство поездок на электросамокатах происходит на личных аппаратах, ограничить скорость которых просто невозможно. Таким образом, даже программные ограничения скорости смогут убить разве что бизнес шеринговых компаний и никак не скажутся на безопасности.
Хочу сразу оговориться, что я не против введения определенных правил. Разумным решением вопроса был бы запрет передвижения на самокатах по тротуарам и определить место для них на обочинах проезжей части. Это наиболее удобный, быстрый и безопасный способ езды на самокате по городу, опять же сужу об этом по собственному опыту.
Но наиболее правильным решением проблемы было бы создание разветвленной инфраструктуры велодорожек, а также желательно сети станций для подзарядки. Нарисовать временную велодорожку по Ставропольской на тест гораздо проще и эффективней, чем расставлять по всему городу патрули ДПС, отлавливающие превышающих скорость нарушителей.
Согласны с автором?