Подготовкой к зиме горожанам лучше заняться прямо сейчас
Краснодарские автолюбители не знают всех тонкостей зимней эксплуатации автомобилей так хорошо, как водители из Курска, или любого другого более северного российского года. Оно и понятно, настоящая зима со снегом и морозом в столице края случается далеко не каждый год. Тем не менее, поскольку она все-таки может случится в любой момент, некоторые нюансы избалованным хорошей погодой краснодарцам все-таки стоит знать. Тем более, что внезапность погоды, не только на Кубани, но и во всем мире, бьет все рекорды в последнее время.
А синоптики обещают, что относительно теплая погода продлится еще совсем недолго. До конца недели погоду еще будет "качать" от тепла к холоду, но потом зима-таки должна понемногу вступить в свои права.
Итак, представим, вы узнали, что зима все-таки будет, и начнется уже завтра в виде мороза и снегопада. Что нужно сделать уже сегодня? Конечно же поставить хорошую зимнюю резину, чтобы, при резком маневре на гололеде, не начать сносить столбы, деревья и окружающие автомобили в стиле известной коровы. Но тут есть один нюанс. В условиях суровой зимы хорошей "обувкой" считают протекторы с "липучками" и шипами.
Однако, в нашем «кубанском» случае, снег может растаять через три дня, а езда на шипах по сухому, или упаси боже, мокрому асфальту, будет не многим безопасней, чем по гололеду на "летних" покрышках. Это означает, что краснодарским водителям показаны исключительно зимние шины на липучках. Кстати, в некоторых европейских странах эксплуатация автомобилей на шипах запрещена вообще.
«А чем они лучше летних, если нет шипов?» - спросят некоторые из читателей. Отвечаем: сцепление "летних" шин с дорогой снижается пропорционально температуре окружающей среды, когда стрелка термометра опускается ниже +10. Уже при +5 такая резина становится более твердой, из-за чего тормозит гораздо хуже. При минусовой температуре "летние" покрышки просто "дубеют". В таком состоянии они мало чем отличаются от твердых пластмассовых колес на дешевых детских игрушках, и даже на промерзлом, но сухом асфальте держат дорогу и тормозят из рук вон плохо. При появлении на дороге снега или льда возможность вовремя остановиться или повернуть без заноса на таком автомобиле исчезает со скоростью таящей на ладони снежинки.
Зимние шины отличаются в первую очередь составом резиной смеси, при морозе они не затвердевают, а наоборот, достигают нужных характеристик для оптимального сцепления с зимней дорогой. Особый рисунок протектора, так называемые "липучки", дает эффект "присасывания", благодаря которому автомобиль может эффективно тормозить на скользкой поверхности.
Почему бы не использовать такие колесах круглый год? Увы, при температуре выше +10 зимняя резина становится излишне мягкой. Это приводит не только к ее повышенному износу, но и к значительному ухудшению сцепления на раскаленных летних дорогах, что, опять же, совершенно небезопасно.
Есть еще один тип колес, так называемая «всесезонная» резина, продавцы которой уверяют, что она одинаково хороша на летних и зимних дорогах. У таких покрышек есть немало поклонников, однако некоторые автолюбители высказывают мнение, что это маркетинговый ход, адресованный любителям экономить, а на самом деле, «всесезонность» такой резины заключается в том, что на ней одинаково плохо ездить и на раскаленном асфальте, и на обледенелом снегу.
Итак, с колесами разобрались. Что еще нужно проверить перед наступлением холодов? Аккумулятор! В него необходимо периодически доливать дистиллированную воду, если не сделать этого вовремя, он может испортится. Обычно аккумуляторы сохраняют работоспособность не более 5 лет, но могут ослабеть и раньше. На морозе батареи разряжаются в разы быстрее, и ослабевший аккумулятор, который исправно работал все лето и осень, может не выдать достаточного тока для старта двигателя морозным утром. Для такого случая в багажнике нужно иметь специальные провода «для прикурования». С их помощью можно завести двигатель от соседского авто, правда, перед этим, лучше почитать инструкцию, ведь в некоторых случаях «прикуриванием» можно повредить электронику автомобиля.
Также в продаже есть устройства, которые смогут зарядить севший аккумулятор от розетки за несколько часов, или даже сразу завести его, правда, в этом случае не факт что машина сможет сама повторно завестись сразу после окончания поездки. Кстати, если вы оставите свою машину в холодном гараже больше чем на пару дней, сигнализация может быстро разрядить измученную низкой температурой батарею. А при сильных морозах лучше снимать аккумулятор и заносить его в теплый дом, чтобы он не испортился. Правда никто не станет ручаться, что автоугонщик не придет ночью со своим аккумулятором.
Едем дальше. В бачок омывателя стекла нужно заранее залить зимнюю незамерзающую жидкость, ведь замерзшая там вода может нарушить герметичность бачка и выдавить форсунки.
Обладателям старых карбюраторных автомобилей нужно также позаботиться о том, чтобы в системе охлаждения двигателя был залит антифриз или незамерзающий тосол, если там замерзнет вода, может понадобится дорогостоящий ремонт. В современные авто с инжекторными двигателями воду обычно не заливают, но если у вас есть сомнения - проверьте, какая жидкость находится в расширительном бачке, лишним не будет.
И снова о замерзшей воде. Случаи, когда она оказывается в дверном замке, или, еще хуже, смерзаются резиновые уплотнители дверей, случаются совсем не редко в нашем влажном климате. И далеко не всегда кипящий чайник станет быстрым и удачным решением этой ситуации. Специально для таких случаев есть специальная автохимия, которая быстро разморозит нужную деталь автомобиля.
Также добавим, что вам необходимо запастись парой скребков и щеток, которыми вы будите очищать обледеневшие стекла. И саперная лопата в багажнике тоже не будет лишней, поверьте.
Итак, вы выходите снежным морозным утром и заводите свой автомобиль. Не все знают, но не нужно включать печку сразу. Это замедлит процесс прогрева мотора, да и горячий воздух вы все равно не получите, пока двигатель не достигнет нужной температуры. Холодно сидеть? Купите специальные чехлы с подогревом, если ваш авто не имеет такой функции. Но лучше, пока автомобиль прогревается, не лениться и убрать весь снег с капота, крыши, фар и стекол. Отдельные личности не считают нужным уделять этому внимание, полагая, что все обсыпется во время движения. Действительно, так и произойдет, но слетающий пластами замерзший снег может закрыть вам обзор, а так недолго и в ДТП попасть.
Оставляя свой авто на ночь во дворе учтите, что не стоит поднимать «ручник». Есть вероятность того, что вы не сможете его опустить, тормоза могут попросту примерзнуть. Процесс их отогрева обещает быть весьма увлекательным.
А теперь, самое главное. Даже на хорошей резине и с полным приводом, вам нужно делать все плавно, без резких движений, когда на дороге снег и лед. Плавно разгоняйтесь, включайте заранее повороты и плавно поворачивайте. Не тормозите перед светофором в последний момент. От резкого нажатия на тормоз автомобиль продолжит ехать только быстрее, и, скорее всего, не туда, куда вам нужно. Эффективней всего в таких условиях тормозить заранее, причем тормозить двигателем. То есть, вы отпускаете газ, но не выключаете передачу, и автомобиль плавно замедляется, после этого аккуратно жмете педаль тормоза, выключая передачу только перед самой остановкой. Чтобы правильно эксплуатировать автомобиль зимой, водите его аккуратно, тогда ваши шансы попасть в нашу подборку аварий будут минимальны.
Фото Depositphotos.com, Anatoly Tiplyashin