Отдохнуть у моря (хотя бы Черного) сегодня — задачка со звездочкой. Мало того, что стоимость билетов заоблачная, так еще и покупать их необходимо сильно заранее. Корреспонденту MSK1.RU не повезло: он отправился в Крым на автобусе, потому что поезда этого направления на ближайший месяц забиты до отказа. Нет мест ни на верхних полках, ни на боковых, ни у туалета. Подробнее о прелестях сидячего путешествия — в колонке.
Ценообразование в РЖД на поезда Москва — Симферополь и обратно меня всегда удивляло. Вот, например, стоимость на место в плацкартном купе варьируется от 5091 до 6000 рублей. При этом в пути вы проведете не менее 35 часов и не факт, что в вашем вагоне будет кондиционер. Хотите доехать на скоростном поезде (за 27 часов) — будьте добры купить место в купе за 8215 рублей.
Однако сказать, что поездка на автобусе окажется выгоднее — что материально, что физически — язык тоже не поворачивается.
Автобус оправдал ожидания?
В Симферополь я ехал на автобусе «КИНГ ЛОНГ 49» перевозчика ООО «Большой мир». Билет обошелся мне в 5078 рублей, из которых 605 ушли на сервисный сбор. Довольно демократично для поездки длиной в 28 часов, однако смутило, что в эту стоимость не входит багаж — на Новоясеневской автостанции с меня взяли еще 500 рублей.
Мой рост — 191 сантиметр, поэтому дальние поездки на автобусе я почти никогда не рассматриваю — уж больно затекают ноги. Однако меня подкупил рейтинг 8.9/10 и почти две тысячи положительных отзывов от людей, которые ездили до меня.
— Поездка прошла отлично, водители вежливые, автобус очень чистый и удобный, остановки делали каждые 2–3 часа. С Москвы до Симферополя доехали быстрее указанного времени, — написала Валерия на «Туту.ру».
Девушка не наврала — перевозчик действительно ответственно подходит к своей работе. Салон был чистый, всегда работал кондиционер — причем, даже на остановках, — а в спинках каждого кресла были встроены рабочие USB-порталы, благодаря которым у меня всегда работал телефон и я был на связи.
Тем не менее я очень переживал, что кресла будут расположены слишком тесно и большую часть пути мне придется провести в позе «паука». Но вопреки ожиданиям было довольно просторно. Кроме того, меня приятно удивило, что кресла регулируются не только вперед-назад, но и вправо-влево. Так, можно откалибровать расстояние между тобой и соседом и ехать более свободно.
Придорожный «комфорт»
Отдельного внимания заслуживают остановки. Начиная с Ростова их делали на автовокзалах, где всё было сердито, но понятно. Однако до этого автобус останавливали в довольно неожиданных местах — например, на стоянке дальнобойщиков.
Нельзя сказать, что там было неприятно находиться — наоборот, дизайн местных вывесок очень поднимал настроение. Владельцы туалета «Адмирал» в Воронежской области подошли к оформлению прайс-листа очень ответственно: указали стоимость похода в туалет — 30 рублей — и даже определили цену каждой минуте пребывания в душе. Забавно то, что, если в туалете вам понадобится туалетная бумага, придется доплатить символические 10 рублей. Мелочь, но вопрос, почему эта информация не указана в прайсе, остается.
За соседней дверью — столовая, которая называется так же, как и туалет — «Адмирал». К слову, очень душевное место. Средняя стоимость полноценного обеда — первое, второе и салат — 300–350 рублей. Если же вы не хотите суп, здесь можно и сала отведать, и перекусить корзинкой с фисташковым кремом.
В том же помещении, где находится столовая, продают напитки и снеки. Интересный факт: из пяти холодильников с напитками только один — с безалкогольными.
Кстати, изменение цен на поход в туалет в течение поездки тоже часто цепляло мое внимание. В Воронежской области он стоил — 30 рублей, в Ростове — 35, а в Краснодаре — уже 40. Стоит ли говорить, что качество этих туалетов настолько не соответствует ценнику, что, наоборот, посетителям должны платить за то, что они туда вообще зашли?
Говорящие — в прямом и переносном смысле этого слова — попутчики
Я ехал маршрутом Москва — Херсон, из-за чего был уверен, что превалирующее число пассажиров составят военные. Спойлер: нет, в автобусе были только «гражданские».
Понятно, что долгая дорога в сидячем положении выматывает, но всё же нужно оставаться человеком и уважать других. Сзади меня сидел тучный мужчина, внешне очень напоминающий Лысого Пимена из «Мертвых душ», который периодически матом кричал на весь автобус, что ему что-то не нравится.
— Водила *****, а ну отсади ее [девушку, сидевшую с ним рядом]. Мне жарко.
Таких реплик за всю поездку было минимум десять. В какой-то момент водитель не выдержал, остановил транспорт и «осадил» Пимена, сказав, что «если он не заткнется», его выгонят с позором. Немного обменявшись с ним «любезностями», мужчина всё же успокоился.
Моей соседкой оказалась Ольга — коренная крымчанка лет сорока, которая сейчас живет в подмосковном Королеве. После нескольких часов адаптации к «сидячим условиям» у нас завязался диалог.
— Наверное, глупо такое спрашивать, сидя в автобусе до Крыма, но всё же: вам не страшно?
— Ой, вы знаете, меня только ленивый не замучил подобными вопросами. Мне интересно только одно: как я могу этого бояться, когда у меня там вся семья, сын учится в университете?
— А где и на кого он учится?
— Он учится в Севастополе, в филиале Крымского Государственного Университета. Будущий психолог. Еду к нему на присягу.
— На присягу? Разве университеты не предоставляют отсрочку от армии?
— Предоставляют, но он окончил колледж и только после этого пошел в универ. Собственно, поэтому у нас не было возможности пойти на военную кафедру и после 1-го курса его забирают в армию.
— А где будет служить?
— С этим нам повезло: будет служить в морской пехоте в Севастополе.
Как обычно бывает, спонтанный разговор в автобусе сменился молчанием. Посмотрели в окно, почитали, поели — и снова обменялись парой реплик о Севастополе.
— А вот у меня подруга живет в Севастополе и рассказывает, что, когда рядом с пляжем начинают работать сирены, никто даже не реагирует. Ваш сын ничего про это не рассказывал?
— Да, люди адаптировались. Хотя могу сказать, что на пляжах сейчас практически нет местных — они либо сидят дома, либо едут на ЮБК, где безопаснее. Знаю еще, что в Учкуевке [пляже неподалеку от Севастополя] сделали два бомбоубежища на 400 человек.
Справедливости ради, Ольгу я очень понимаю. Когда увидеться с родственниками получается раз в год — и то в лучшем случае — ни сирены, ни другие ограничения тебя не останавливают. Например, в декабре у меня родилась сестра, а познакомиться с ней я смог лишь через семь месяцев. Думаю, если бы билетов на автобус не было, я бы и пешком пойти согласился.
У Крымского моста и на нем
На часах 07:00, все пассажиры спят. В какой-то момент наш сон прервала просьба водителя и сотрудника таможенной службы выйти из автобуса. Спросонья люди даже не сразу поняли, что происходит. Позже стало ясно, что мы проехали Тамань и стоим на въезде на Крымский мост. Как только все покинули автобус, в него зашли еще двое таможенников с собакой. Нас же, пассажиров, отправили на пост досмотра.
Ко всеобщему удивлению, чемоданы проверили оперативно: стояло две рамки металлоискателя, благодаря чему 49 человек досмотрели меньше чем за 10 минут. Девушек и детей выпустили на улицу сразу, а вот мужчинам пришлось задержаться. У выхода за отдельным столом сидел сотрудник службы безопасности с ноутбуком, который проверял их паспорта — в том числе и мой. Предполагаю, что таким образом пытались вычислить, нет ли среди пассажиров людей, бегающих от армии. Но это, повторюсь, лишь моя догадка.
И вот: все вышли на улицу в ожидании, что автобус отпустят так же быстро, как и пассажиров, однако вместо желанных 5–10 минут его проверяли больше получаса. К этому моменту из пункта досмотра начали выходить вояжеры других рейсов. В конечном счете на остановке толпилось около восьмидесяти человек при условии, что места было очень мало. И это мы уже не говорим о том, что на улице стояла жара в +31 градус.
Ближе к 8 утра наш автобус всё-таки приехал. Собрались, упаковались, расселись — и поехали дальше. При въезде на Крымский мост стояло несколько бетонных блоков и сотрудников правоохранительных органов с автоматами. В этот момент я, как, наверное, и большинство моих попутчиков, немного напрягся. Все 25 минут, что мы ехали по мосту, я невольно держал кулачки и надеялся, что всё пройдет мирно и автобус доедет до другого берега без приключений. К счастью, так и получилось.
Резюмируем: плюсы и минусы такого варианта путешествий
Наш автобус выехал из Москвы в 09:10. Судя по информации, указанной в моем билете, приехать в Симферополь мы должны были к 13:00, однако на деле добрались уже к 11:55. Это, наверное, один из плюсов поездки по платным дорогам на автобусе.
Не могу сказать, что мое физическое состояние было на грани — нет, всё в пределах допустимого. Да, немного ныла спина, но эта мелочь сразу перекрывается осознанием, что мы, наконец, добрались до места назначения.
Говоря о плюсах поездки на автобусе, сразу хочу отметить чистоту салона и работающие кондиционеры. Мне кажется, что отчасти дорогу все перенесли удачно именно благодаря этому. Хотя это, скорее, удача, нежели плюс — все мы знаем, что с поездами и автобусами частенько бывают проблемы. А если вы ни разу не сталкивались с подобного рода проблемами в Москве, достаточно прочесть несколько текстов нашей корреспондентки Веры Борисовой. Поверьте, много интересного узнаете.
Еще один плюс — это экономия. Как человек, который уже третий год ездит в Крым наземным транспортом, могу сказать, что автобус выгоднее поезда — даже с учетом таких «подарков», как непредвиденные чеки на оплату багажа за пять минут до отправления. Тут же стоит отметить, что на автобус поймать билет проще, чем на поезд. По крайней мере, если вы едете на юг.
Безусловным недостатком такого вида транспорта, опять же, стал сидячий формат — особенно для высоких людей. Если быть откровенным, у меня есть ощущение, что автобусы, как явление, не предназначены для пассажиров, чей рост превышает отметку в 180 сантиметров. Кроме того, было бы приятно, если бы весь транспорт дальнего следования — не только поезда — был оснащен туалетом. Всё-таки водители не всегда делают частые остановки.
Согласны с автором?