СЕЙЧАС +20°С
Другие статьи автора

«Главное, чтобы заскринил товарищ майор». Юрист — о том, что не так с законом об оскорблении чувств верующих

Юлия Федотова объясняет, почему под ударом может оказаться любой

Чтобы человек был признан виновным в оскорблении религиозных чувств, не нужны даже сами оскорбленные

Чтобы человек был признан виновным в оскорблении религиозных чувств, не нужны даже сами оскорбленные

Поделиться

С 2013 года в России усилилась уголовная ответственность за оскорбление религиозных убеждений и чувств граждан. За восемь лет по этой статье УК РФ было возбуждено несколько громких дел, а в одном случае молодые люди даже отправились в колонию.

Известный в Краснодаре юрист Юлия Федотова объяснила, что не так с этой правовой нормой и почему для обвинения даже не нужны потерпевшие.

В последнее время участились случаи привлечения к уголовной ответственности за так называемое «оскорбление чувств верующих» (часть 1 статьи 148 УК РФ). Последним громким случаем, произошедшим в Екатеринбурге, было дело «ловца покемонов» Руслана Соколовского в 2017 году. В 2018-м к ответственности привлекали Марию Мотузную, что вызвало громкие обсуждения, впоследствии способствовавшие прекращению дела. Во всех случаях привлечение к ответственности было связано с размещением в социальных сетях роликов или картинок.

После этого об «оскорблении чувств верующих» слышно не было, а 2021 году сразу несколько дел по этой статье было возбуждено в связи с фотографиями на фоне храмов. Блогера из Таджикистана Руслана Бобиева и модель Анастасию Чистову приговорили к 10 месяцам колонии за фотосессию у храма Василия Блаженного в Москве, в ходе которой они имитировали оральный секс. Впервые за время существования этой статьи людей приговорили к реальному сроку, что открыло возможность по иным возбужденным делам такого рода выносить схожие решения — в соответствии с принципом единообразия судебной практики. Всего за время существования статьи 148 УК РФ в нынешней редакции (с 2013 по 2020 годы) по ней было осуждено 18 человек (по частям 1 и 2).

Что не так с этой нормой? Как человек, защитивший в 2018 году кандидатскую диссертацию по этой теме, могу сказать, что примерно всё.

Диспозиция обозначена следующим образом: «Публичные действия, выражающие явное неуважение к обществу и совершенные в целях оскорбления религиозных чувств верующих». По части 2 ответственность предусмотрена за те же деяния, совершенные в местах, специально предназначенных для проведения богослужений, других религиозных обрядов и церемоний.

Сразу возникает вопрос — что понимать под «публичными» действиями? Сколько человек должно их наблюдать? Два и более? Три? Десять? Тысяча? Неограниченное количество? По общему правилу, «публично» совершаемым считается всё, что выложено в интернет — преимущественно приговоры по статье 148 УК РФ как раз про публикации в соцсетях.

Что такое «явное неуважение к обществу»? Как эти самые «действия», совершаемые «публично», должны выглядеть, чтобы «не уважать» «общество», да при этом — не скрыто, а «явно»? В пленуме Верховного суда по делам о хулиганстве (еще одна неопределенная категория) указывается, что «явное неуважение лица к обществу выражается в умышленном нарушении общепризнанных норм и правил поведения, продиктованном желанием виновного противопоставить себя окружающим, продемонстрировать пренебрежительное отношение к ним».

В сущности, это разъяснение так ничего и не пояснило. Очевидно, что категория «явного неуважения к обществу» является оценочной и не может быть с точностью определена, поскольку «общепризнанные нормы и правила поведения» не могут быть нигде закреплены. Они определяются исключительно образом жизни, сложившимся в течение длительного времени в определенном обществе.

Дальше совсем интересно. Эти самые «публичные действия», которые при этом еще выражают «явное неуважение к обществу», должны быть совершены в целях оскорбления религиозных чувств верующих. И у меня есть несколько вопросов.

Как можно оскорбить «религиозные чувства», а не человека?

Что вообще такое «оскорбление»?

Что такое «религиозные чувства»? Как их определить?

Кто такие «верующие»? Во что нужно верить? В Летающего макаронного монстра? Или Невидимого розового единорога? Или только в признаваемых в России богов? И как это подтвердить? Кстати, некоторые религии (буддизм, конфуцианство) не подразумевают существования персонифицированного бога. Их последователи могут быть потерпевшими? Может ли «православный» оскорбить «мусульманина»? Или норма касается только атеистов?

Кстати, про потерпевших: важно вот что. По этой категории дел (преступления с так называемым «формальным» составом) не требуется наступление негативных последствий в качестве обязательного основания привлечения к уголовной ответственности. То есть вполне возможно, что вашу публикацию ни один «верующий» и не увидит, и ничьи «чувства» не «оскорбятся», и вообще вы ее через пять минут удалите — это не имеет значения.

За всё время существования статьи в таком виде потерпевшие в уголовном деле были только один раз — у Виктора Краснова из Ставрополя, которого привлекали за комментарии «ВКонтакте».

Закон подлежит буквальному толкованию в соответствии с правилами русского языка. Неопределенная норма лишает человека возможности прогнозировать правомерность своего поведения. Размещая ту или иную фотку, на которой где-то на фоне маячит храм, уже никто не может быть уверен, что не привлечет этим внимания правоохранительных органов.

Мнение автора может не совпадать с мнением редакции

Станьте автором колонки.

Почитайте рекомендации и напишите нам!

  • ЛАЙК0
  • СМЕХ0
  • УДИВЛЕНИЕ0
  • ГНЕВ1
  • ПЕЧАЛЬ0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter