За последние пять лет в России заметно подорожала аренда жилья. Недавнее исследование показало, что среди 116 городов с населением больше сотни тысяч человек лишь один показал падение цен — Керчь. А вот Краснодар занял восьмое место по росту цен на аренду. Зимой 2023–2024 года средняя ставка составила 25,8 тысяч рублей в месяц против 16 тысяч в 2018–2019 году. Что квартиросъемщик получает за эти деньги? Правильно: крышу над головой, но зачастую еще и кучу проблем.
Корреспондент 93.RU поговорил с 33-летней жительницей краевой столицы, которая переехала в наш город и снимала квартиру в новостройке. Альбина рассказала о том, с каким трудностями столкнулась в этот период и что думает об аренде жилья в Краснодаре.
Город совершенно не знала
В Краснодар я приехала из Москвы — временно, по работе. Это был большой проект, и хотя сфера у меня компьютерная, находиться нужно было на месте, так что пришлось на полгода переехать на Кубань. Забавно, что в итоге я всё равно почти всё это время работала удаленно, но что поделать, начальству так надо было. Я воспользовалась услугами риелтора, потому что город совершенно не знала.
Мне, в принципе, было всё равно, насколько жилье должно быть удалено от центра: есть машина, а выездные совещания ожидались редко. Так уж вышло, что я достаточно брезгливо отношусь к идее въезда в чужую квартиру (мало ли там происходило до меня). Поэтому выбор проводился в категории первичного жилья. В итоге я заселилась в прям свежую новостройку на северо-востоке города.
Там отстраивали целый новый район и рядом с домом, к которому мы приехали, уже возводили еще один. Сразу уточню, что это был мой первый такой опыт в жизни. Я старалась задавать «взрослые» вопросы, уточнять, но впоследствии поняла, что интересовалась совершенно не тем. А надо было. Квартиру я быстро выбрала, на 14-м этаже, однокомнатную, примерно за 25 тысяч. Большие, почти панорамные окна выходили на то самое строящееся здание по соседству.
Не удалось заснуть
Хозяйка, женщина лет сорока, заверила, что при закрытых окнах днем шум не слышно, ночью всё тихо, и вообще лучше с кондиционером. Сама она живет в Сочи, а здесь сдает жилье. В этом доме у нее еще были квартиры. Внутренняя отделка есть, мебель и кухня — жить можно. Неожиданности начались тем же вечером. Я вышла из душа и решила, что уже достаточно темно, чтобы открыть жалюзи. Но когда я это сделала, запоздало поняла, что верхушка стройки со всеми рабочими находится напротив меня, а я — в освещенной комнате даже не в неглиже, а вообще...
Оставалось только весело помахать ручкой и спеть «Не кочегары мы, не плотники». Сделав вид, что так и надо, я все-таки прикрыла жалюзи, но форточку распахнула. Это было южное лето, так что хотелось ощутить тепло Кубани. Ощутила вместо этого неслабую прохладу — все-таки, до плотной застройки далеко, и, по сути, вокруг практически поля, так что воздух не прогревается. Но у меня свое теплое одеяло, так что на ночь решила оставить окно открытым.
Я никак не ожидала, что в час ночи на стройке начнут что-то сверлить. А грузовики с материалами вовсе не настолько тихие, особенно в тишине полей. В общем, сверчкам и лягушкам не удалось перекричать этот концерт, а мне — заснуть. На утро полезла читать законы, но поняла, что застройщику явно на них всё равно. Видимо, расчет был на то, что в любом случае народу еще мало и никто особо жаловаться не будет, потому что сам делает ремонт.
Кстати, об этом. Уже в 9 утра я пила кофе под аккомпанемент молотка и сверла, звучащий откуда-то с квартиры на моем этаже. В голову полезли пугающие мысли, что это надолго, но я решила отвлечься от них прогулкой по району, пока есть свободное время. До ближайшего продуктового магазина действительно оказалось всего «7–8 минут», но бодрым шагом и по пыльной обочине вдоль двухполосной дороги, по которой ездят фуры. Забегая вперед — в дождь туда вообще невозможно было сунуться.
Сверление уничтожало нервные клетки
Я часто себе что-то заказываю — еду или вещи, но с ужасом выяснила, что ближайшие «Озон» и «Вайлдберис» находятся в 2,5 километра от меня. Ждать еду можно было вечность. Впрочем, если бы очередной салатик до меня не добрался, я могла бы перекусить экзотическим набором из белка — тараканами. Эти неожиданные визитеры начали появляться уже на второй день.
Прошел примерно месяц прежде чем стало понятно, что лезут они из квартиры по соседству и плодятся благодаря жизнедеятельности бригады азиатских рабочих. Хотя ребята были вежливы со мной при встречах в подъезде, их нелюбовь к чистоте привела к полной антисанитарии, и это в новостройке. Помог только деловой разговор с хозяином, которого я смогла найти через других соседей — бригаду выгнали.
Продолжая тираду о «33 несчастьях», не могу не упомянуть постоянные отключения света. Поскольку моя работа была удаленной и зависела от интернета, подобная ситуация была критичной. Работа могла застопориться на время от 10 минут до нескольких часов. Вкупе с постоянным сверлением это уничтожало мои последние нервные клетки. А пару раз свет вырубили, когда я возвращалась с улицы. Если бы я не была молодой и физически тренированной, после подъема на 14-й этаж силы остались бы только на то, чтобы рухнуть в кровать.
Это был ценный опыт
Спустя два месяца случилась другая неприятность: сломалась машина. По закону подлости именно в это время мне предстояло сразу несколько совещаний в офисе на неделе. И вот тогда я узнала, что общественный транспорт, точнее его подобие, в Краснодаре — самое последнее место, где я хотела бы оказаться, сразу после морга и дома бывшей свекрови. Один маршрут на весь район, и это тесные пазики (до этого времени я даже не знала их названия и что такие вообще ходят в городах-миллионниках).
Путь до центра занимал полтора-два часа. За это время салон прогревался до невероятной духоты и набивался кучей пожилых людей. Я человек интеллигентный и каждый раз уступала места. Но провести столько времени, стоя среди потных пассажиров, где то и дело чьи-то руки незатейливо блуждают по разным частям твоего тела, — «удовольствие», от которого хотелось визжать. Ни разу я не дотянула до конца и выходила в центре на несколько остановок раньше — лишь бы вдохнуть свежего воздуха и расслабиться.
Ну, а когда до конца моей «ссылки» на Кубани оставалась всего пара месяцев, арендодательница обрадовала меня новостью о том, что цены на район заметно и крайне резко подскочили, так что она «вынуждена» поднять стоимость съема — на 5 тысяч рублей. Наивная женщина думала, что я здесь надолго. В любом случае жилье оплачивал мой работодатель, так что я просто грустно покивала, но осадочек остался. Из Краснодара после такой жизни я уезжала с облегчением. Это был ценный опыт и урок того, как не надо снимать жилье.