За полтора года, которые прошли со дня ареста 11 тысяч участков в Сочи по уголовному делу о незаконном выводе более 4 тысяч гектаров земель из состава Сочинского нацпарка, и год с начала изъятия этих участков десятки адвокатов и юристов заработали неплохие деньги, ценники подняли существенно.
Люди готовы платить, лишь бы сохранить свою собственность. Но, как показала практика, хоть как готовься к судам, хоть каких квалифицированных адвокатов нанимай — итог один: отъем, даже если все документы в порядке.
Об аресте 11 тысяч участков в Сочи в рамках уголовного дела о незаконном выводе из состава Сочинского национального парка более 4 тысяч гектаров земли мы писали подробно и много. Уголовное дело расследуется, его подробности особо не разглашаются.
Параллельно с делом прокуратура начала подавать гражданские иски к владельцам арестованных участков. Изымать их начали еще в январе 2022 года.
Подчеркнем: уголовное дело еще не расследовано, и неизвестно, законно или незаконно были выведены земли из состава нацпарка. Юристы и адвокаты разводят руками: обычно сначала проходит следствие, потом суд решает, что все 11 тысяч участков были розданы незаконно и по поддельным документам. А уже потом в порядке гражданского производства подаются иски об изъятии. Но ведь это долго, следствие и суды могут длиться годами. А по искам прокуроров людей лишают права собственности моментально.
На совещании, которое провели активисты АНО «Право на землю», представители Сочинского отделения КПРФ и члены Союза садоводов Краснодарского края, было озвучено, что прокуратура подала 1160 исков на изъятие земельных участков у собственников, 490 из них уже удовлетворены, на рассмотрении находятся 665, одно дело прекратили по причине смерти ответчика, три иска вернули в прокуратуру. И только в одном иске было отказано.
Мы писали о том, что судья Хостинского районного суда Сочи Юрий Тимченко отказал в удовлетворении иска прокуратуры Сочи, в котором надзорный орган требовал признать отсутствующим право собственности на земельный участок на территории садоводства «Сутугинское» у владельца.
Тогда это решение владельцы арестованных участков восприняли как маленькую победу. Но не стоит обольщаться. После этого решения судья Тимченко лишил права собственности на землю уже несколько человек.
Участки забирают даже у многодетных
Многодетная семья Губских узнала о том, что прокуратура подала иск, совершенно случайно на сайте Хостинского районного суда, никаких извещений об этом родители троих несовершеннолетних детей не получали. Они купили участок в садовом товариществе «Озерное» в 2021 году, чтобы улучшить свои жилищные условия. Они с тремя детьми ютятся в 14-метровой комнатке, которую купили в ипотеку. А ведь Губские могли как многодетная семья получить бесплатную землю у муниципалитета, но не получили. Тогда решили, что справятся сами. Утверждение прокуратуры, что их участок не используется и стоит заросший, они опровергают.
— Мы не так давно его приобрели, полностью вычистили, залили фундамент для дома. Взяли кредит, потратили уже 800 тысяч рублей. А теперь мы не можем продолжать строительство, потому что земля арестованная. У нас ипотека за комнату, в которой живем, — говорит Марина Губская. Рассмотрения иска прокурора по существу к Вадиму Губскому еще не было, предварительное заседание назначено на 8 февраля.
Губские — вторые владельцы земли, первая хозяйка, которую также привлекают в суд одной из сторон дела, получила участок много лет назад от предприятия, где проработала больше 30 лет, в пожизненное владение. Все необходимые документы, подтверждающие это, она представила следователю. Не возникло никаких проблем при перерегистрации участка на новых хозяев. Границы согласованы с нацпарком и отмежеваны. Тем не менее прокурор считает, что всё это незаконно. Посмотрим, что решит суд.
Почти за каждым судебным решением стоит конкретная человеческая история, люди мечтали построить свой небольшой домик, выращивать фрукты в своем саду. Ведь землю в садоводствах покупают те, у кого нет денег на жилье у моря. А сейчас они лишаются последнего.
Нужно объединяться, но только мало кто слышит
Небольшая группа собственников арестованных участков объединилась и пытается хоть как-то бороться за свою собственность. А многие заняли выжидательную позицию: «вдруг пронесет». Кто-то просто смирился, мол, смысла нет биться, всё равно заберут. У кого-то действительно «рыльце в пушку». А местные власти просто отмахиваются, слишком велико давление. Только КПРФ пытается, по крайней мере, донесли до Госдумы ситуацию, которая сложилась в Сочи.
На встрече, которую проводило местное отделение КПРФ, АНО «Право на землю» и представители Союза садоводов края, одна собственница спросила, а что было сделано за полтора года? Вы тут, мол, собираетесь, проводите встречи, круглые столы, а результаты где? То есть опять кто-то кому-то должен.
Евгений Чумаченко создал общественную организацию «Право на землю» для помощи собственникам арестованных и изъятых участков. Мы писали, что активисты организации готовы предоставить бесплатно документы и алгоритмом действий, однако после публикации к нему обратились не больше 50 человек.
Евгений считает, что аресты земли — это самый настоящий рейдерский захват, поскольку никаких правовых оснований на изъятие нет. Земля выделялась в 90-х годах законно, в основном все документы у людей есть. Действительно, были случаи хищения земель нацпарка, когда по поддельным документам их ставили на учет. Но по этим фактам есть уголовные дела, и землю уже изъяли.
— В 1997 году из федерального бюджета выделялись деньги на лесоустройство нацпарка. Тогда его администрация попросила у города еще 200 миллионов рублей на лесоустройство городских земель. Они были выделены не Краснодарскому управлению лесами, которое заключало договор, а именно нацпарку. И данных о том, что нацпарк перевел эти деньги в федеральный бюджет, нет. Скорей всего, они остались в нацпарке, чтобы скрыть это преступление, все земли, которые были описаны в лесоустройстве 1997 года, назвали землями национального парка, — говорит Евгений.
Теперь уже разделить, где земли нацпарка, а где — СНТ, невозможно. Евгений считает, что в таком случае нужно считать главным лесоустройством то, которое делали в 2013 году, а редактировали в 2017-м. Именно по нему следственные органы и судебная власть должны оценивать где чья земля, но они упорно ссылаются на документ 1997 года. Активисты планируют оспорить в суде законность этих лесоустроительных материалов, которые ошибочно, на их взгляд, положили в основу границ нацпарка.
Юристы говорят, что в деле нет результатов прокурорской проверки, которая бы стала основой для арестов и изъятия участков. Процедура выглядит так: прокурор края или города назначает прокурорскую проверку, а уже по ее результатам принимается процессуальное решение, если факт нарушений действительно выявлен, то кого-то штрафуют или передают в другой следственный орган.
В случае с арестами и изъятием в Сочи прокурорскую проверку просто не проводили, утверждают юристы. А это серьезное нарушение закона о прокуратуре, утверждают юристы. Информацию об этом планируют озвучить в Госдуме, где готовится круглый стол по факту ареста участков в Сочи.
Активисты также намерены просить комиссию по законодательству Госдумы установить амнистию для добросовестных приобретателей, владеющих земельным участком более 10 лет. А главное, они призывают владельцев арестованных и изъятых участков проявить активность и объединиться.