Садоводство — зло и беспредел. Самый частый ответ на мой вопрос о плюсах и минусах жизни в СНТ от тех людей, которые там постоянно проживают. А в Сочи — зло вдвойне. Половина города — это садоводства. Земли всем желающим жить на побережье Черного моря давно не хватает. Вот и заселили СНТ, даже самые отдаленные, понастроили коттеджей.
Но для райской жизни не хватает... всего. Электроэнергии, дорог, школ, а главное — нормального руководства. Так сложилось, что наши люди сами собой управлять не могут. А живут по принципу: «вот приедет барин — барин нас рассудит». А барин всё не является, только лишь меняются председатели. И редко они бывают по-настоящему хорошими управленцами. Зачастую имеют какой-то свой шкурный интерес, может, к общим землям, которые еще остались в СНТ, а может, к строящемуся газопроводу, к которому по спекулятивной цене можно подключать несчастных садоводов, а может, к взносам, о которых отчитываться необязательно. Не суть, но садовые товарищества в Сочи — это отдельные государства, от которых местная власть бежит как от чумы, и в результате редкие законы там исполняются.
Жители СНТ Сочи очень надеялись на новый генплан, который обещают принять уже до конца этого года. Ведь многие товарищества находятся в черте города, там, на огородах, активно строят многоквартирное жилье, которому не хватает всех мощностей. Но не тут-то было.
По предварительным данным, из состава города вывели 70 садоводств. Мол, идите на все четыре стороны и решайте свои проблемы сами. Это теперь сельхозземли со всеми ограничениями на строительство. Правда, губернатор поручил вывести из состава муниципалитета только недействующие, но сочинские чиновники явно перестарались. В список для перевода вошли вполне себе действующие СНТ и те, которые непосредственно граничат с населенными пунктами.
Садоводы утверждают, что никакой инвентаризации проведено на самом деле не было и поручение губернатора городская власть не выполнила. Но чтобы создать видимость работы, просто стали исключать из населенных пунктов все СНТ подряд. Городскую администрацию тоже понять можно: зачем ей такое беспокойное хозяйство? Там десятки лет нужно наводить порядок.
И не забываем, что 11 тысяч участков в СНТ арестованы в рамках уголовного дела по незаконному выводу земель Сочинского нацпарка, сколько из них уже изъято по решениям судов, знает только прокуратура.
«У нас засуха летом полная»
Марина Севастьянова вместе с семьей несколько лет назад переехала в Сочи из Омска. Денег на нормальное жилье не хватило, купили ветхий домишко с участком 5 соток в одном из СНТ в селе Голицино в Адлерском районе. Какое-никакое жилье, зато свое. Даже не думали, что жизнь в сочинских садоводствах настолько тяжелая.
— Мы переехали весной, а уже в июне кончилась вода полностью. У садоводства свой водопровод и своя скважина, где стоит насос. Поскольку мы живем в горах, вода очень глубоко находится. И из-за жары и отсутствия дождей скважина вообще пересыхает. Мы всё лето жили без воды! Местные власти разводят руками: решайте свои проблемы сами, у вас СНТ. Председатель говорит, что ни денег, ни возможности нет решить эту проблему. Надо тянуть ветку от городской сети, но это безумные деньги и мы никогда столько не соберем. Так и живем. У нас летом засуха полная, — говорит Марина. В этом году хотя бы июнь был дождливый в Сочи, и вода ушла только к концу месяца, всё остальное время возили с местной реки, для питья покупали в магазине. Дорога провалилась, кое-как собрали деньги по соседям — отсыпали. Первым же дождем всю отсыпку смыло, местность-то горная.
— Да еще все переругались, пока деньги собирали. Вообще, люди совершенно инертные: нет воды — ну и ладно. Нет дороги — пешком будем ходить или машину повыше купим. Я пыталась их взбодрить — бесполезно, сидят и ждут у моря погоды. Кто-то им всё время должен, — говорит Марина.
В поселке нет газа, тарифы на электроэнергию заоблачные: 7 рублей за киловатт. В этом году в доме установили печь, теперь новые траты — машина дров стоит почти 20 тысяч.
И с другими трудностями пришлось столкнуться семье Марины в СНТ. Хотя ее дому присвоен адрес и есть регистрация по месту жительства, но вот проблемы с медицинским обслуживанием серьезные — вызвать врача на дом невозможно. Детская поликлиника находится в городе, и никто не поедет в горы.
Во взрослой тоже не особо жалуют пациентов из садоводств, на них не рассчитано — своих принимать некому. Почтового адреса нет, корреспонденцию не получишь. В сельскую школу детей, правда, взяли без проблем. Это единственный плюс, говорит Марина. Школа небольшая, детей немного, учителя хорошие. Но она мечтает продать свой дом и переехать, пусть и дальше, но не в садоводство.
Петушок, петушок, «Золотой Гребешок»
Игорь Ермишов живет в одном из самых крупных садоводств Сочи — «Золотой Гребешок», он бывший член предыдущего правления. Это СНТ прославилось на весь Краснодарский край в прошлом году, когда «ТНС энерго Кубань» опубликовало список самых крупных должников региона. Сочинское садоводство оказалось на третьем месте антирейтинга с долгом за электроэнергию в 30 миллионов рублей.
На официальный запрос редакции пресс-служба «ТНС энерго Кубань» перед Новым годом ответила, что долг СНТ вырос и по данным на конец декабря составляет более 35 миллионов рублей. Каждый месяц он увеличивается в среднем на 800 тысяч рублей, полагает Игорь Ермишов. Он говорит, что из-за дороговизны жилья в Сочи и нехватки места для нового строительства люди вынуждены покупать участки в садоводствах для постоянного проживания. Главная проблема СНТ по всей России — это то, что в стране не урегулировано законодательство существования таких товариществ. Методов контроля и учета за деятельностью органов правления фактически нет.
— Вот наше садоводство — около 900 участков, это нужно собрать половину, чтобы что-то решить, — 450 человек, даже 300 сложно собрать, мы собирали максимум 100. Раньше законом было предусмотрено принимать решения через уполномоченных. Можно было собрать их, предложить решения той или иной проблемы, а они уже обсуждали у себя в бригадах. Сейчас всё намного сложнее, голосование по выборам председателя проводится заочно. А это манипулирование голосованием, количеством голосов, результатами голосования. Никто не знает, как велось собрание, кто участвовал и за что голосовал на самом деле. Поэтому люди сейчас стараются прийти на должность председателя незаконными путями, — говорит Игорь. Так три года назад к власти в «Золотом Гребешке» пришла нынешний председатель. Решение собрания, которое якобы выбрало ее председателем, было обжаловано в суде. На момент избрания она не была членом садоводства и по закону не могла претендовать на эту должность, утверждает Игорь. Суд признал выборы недействительными и постановил провести новые.
— Самое интересное, впоследствии она умудрилась провести новые выборы, исключить каким-то образом 580 человек из садоводства, 117 она признала членами и 50 голосами себя избрала. Люди собирали подписи за автобус, чтобы его пустили, а она их подсунула, якобы это голосовали за нее. Я написал заявление о подлоге в суд, и на него никто не отреагировал, — говорит Игорь.
Работает правление всего три раза в неделю по несколько часов, рабочее время председатель также сократила себе единолично, без решения общего собрания. При этом зарплату себе и другим сотрудникам оставила без изменения. А штат явно раздут. Жители СНТ содержат бухгалтера, кассира (хотя в кассу уже давно никто ничего не платит), электрика, энергетика и сантехника. Никто не знает, какие у них зарплаты, — это секретная информация. Заполучить отчетные документы о финансово-хозяйственной деятельности Игорь не может даже через суд.
— Мы сейчас переходим на отдельные лицевые счета «ТНС энерго Кубань», это привело к тому, что председатель полностью нарушила контроль и учет. Ранее с 1-го по 10-е число каждого месяца люди приходили в правление, давали показания, и тогда мы четко знали, какая у нас задолженность, и легко определяли должников. Сейчас этого ничего не делается. И на вопрос председателю, почему растут долги, нет ответа. Она злоупотребляет, дает разрешение на переход на лицевые счета только после оплаты долгов по членским взносам. Она незаконно их требует. Ни разу за три года общее собрание не установило размер членских взносов. Чтобы их установить, надо отчитаться, а отчитывалась она только на словах, — утверждает Игорь.
При этом годовой членский взнос — 7900 рублей, огромная сумма, в других садоводствах он не больше тысячи рублей, даже если половина платит, выходит больше 4 миллионов. На ремонт насоса и дорог жители «Золотого Гребешка» сбрасывались сами, сначала это была чисто благотворительность, то есть кто сколько может. А потом в чатах начали публиковать списки злостных должников. При этом за собранные на дорогу деньги никто так и не отчитался.
Еще одна проблема СНТ — строительство газопровода, предыдущий председатель собрала с желающих иметь газ крупные суммы, и началась его прокладка. И тут к власти пришла новая председатель. И все работы остановила. Игорь Ермишов предполагает, что газопровод и был ее главная цель. Это же золотое дно, собирай деньги за подключение. Но предыдущий председатель документы на газопровод не передал. И тогда все работы по строительству вообще остановились.
— Она умудрилась доказать в суде, что вообще ничего не сделано. Хотя проект сделан, трубы уложены, 7-я бригада готова к запуску, трубы опрессованы, ШРП установлено. Но она утверждает, а суд почему-то соглашается, что ничего не сделано. Хотя смета и расчеты в суд были предоставлены. Но их просто не хотят принимать. Это наш сочинский суд. Мы нашли нового инвестора, но она не дает разрешение на разрытие, администрация — тоже, видимо, у них там какие-то общие дела, — говорит Игорь.
В результате трехлетней работы нового правления одно из самых крупных СНТ Сочи пришло к банкротству с долгом в 35 миллионов рублей. Никакого общего имущества у «Золотого Гребешка» нет, даже общие земли не оформлены, поэтому долги за электроэнергию будут выплачивать все собственники, уверен Игорь Ермишов. Тех, кто не перешел на прямые лицевые счета с «ТНС энерго Кубань», запугивают отключением электроэнергии, даже если долгов за свет нет. Но люди принципиально не хотят платить незаконные членские взносы, а без них правление не дает добро на переход на прямые договоры.
— Пишем заявление участковому, что нам угрожают отключить свет, хотя задолженности нет. Никакой реакции. Все обращения в прокуратуру, в полицию, в администрацию остаются без рассмотрения. Разбирайтесь сами. Мне кажется, тут еще есть заинтересованность администрации, у нас есть участки, которые так и не оформлены в собственность, вот их и можно спокойно изъять у владельцев, — предполагает Игорь.
Такая же чехарда — по оплате за вывоз мусора, говорит он, председатель предоставила персональные данные жителей садоводства региональному оператору без их согласия. И раздает квитанции, при этом никаких договоров с Крайжилкомресурсом люди не заключали.
А в этом году председатель установила новый целевой взнос 7900 рублей за потери электроэнергии и его тоже никак не обосновывает, откуда взялась такая сумма? Все факты явных нарушений, злоупотреблений, превышения должностных полномочий со стороны председателя прокуратурой остаются без рассмотрения или приходят отписки. У Игоря их уже целая коллекция. Он уверен: когда до жителей СНТ наконец дойдет, как их обманывали, будет поздно и случится социальный взрыв. А председателя тогда уже ищи-свищи. Корреспонденту SOCHI1.RU не удалось связаться с ней, в правлении председателя также застать не получилось.
Мы обратились в пресс-службу «ТНС энерго Кубань» и попросили разъяснить порядок перехода на индивидуальные лицевые счета для жителей СНТ. Нам пояснили, что садовод имеет право напрямую обратиться к поставщику с пакетом документов, в который входят копия паспорта, документы, подтверждающие право собственности на энергопринимающие устройства, о запуске приборов учета в эксплуатацию, а также документы, подтверждающие техприсоединение. Если этих документов нет, то достаточно предоставить членскую книжку садовода и платежный документ, подтверждающий, что он ранее платил за электроэнергию.
Поставщик подтвердил, что все без исключения садоводы, те, кто перешел на прямые договоры и не перешел, обязаны оплачивать общие потери. Они бывают, когда сети ветхие. При этом председатель не может обязать членов СНТ перейти на прямые договоры с гарантирующим поставщиком в отсутствие их волеизъявления.
Не надо бояться банкротства — это выход
Кадастровый инженер и судебный эксперт Наталья Снегина, в силу своей профессии и потому что сама живет рядом с СНТ, также считает садоводства злом. И считает, что проблемы «Золотого Гребешка» совершенно однотипные для других товариществ Сочи.
— У меня ИЖС, а мой сосед через забор находится в СНТ. Я получаю техусловия, а он — нет, он ходит-бродит за председателем и умоляет его. Я иду и получаю нормальный адрес с улицей и номером дома, а он — нет. Он опять ходит за председателем. Даже если он получит адрес на свой дом, у него будет там написано СНТ, с таким адресом сложно поставить на учет автомобиль, с ребенком в школу идешь — на тебя косо смотрят. Говорят, что за адрес, мы не знаем, к какому району вы относитесь. У нас разница по стоимости земельного участка СНТ и ИЖС может отличаться вдвойне, а мы рядом находимся из-за всех этих неудобств, — говорит Наталья.
Поскольку она живет рядом с СНТ, то тоже страдает из-за отсутствия инфраструктуры и отсутствия нормальных дорог. Недавно сделали ремонт Батумского шоссе, положили красивый асфальт, установили ограждения, установили фонари, но садоводство обошли стороной, там как была разруха, так и осталась. Сейчас она делает всё, чтобы СНТ ликвидировать.
— Я думаю, что председатели знают, что у них на территории есть свободные земельные участки, и они надеются их каким-то образом оформить и продать, только с этой целью они за это СНТ держатся. Основная масса людей, она настолько безграмотная в этих вопросах, им скажи: давайте ликвидируем СНТ, они в панику впадают, потому что они не понимают, что это значит. Если не будет садоводства, их участок будет стоить в два раза больше, у них будут нормальные дороги и нормальные коммуникации, они будут жить в городе, их никто не переведет в сельхозземли, как того сейчас требует губернатор, — говорит Наталья. По ее наблюдению, в Сочи нет ни одного садоводства, которое бы процветало, все они представляют из себя убогое зрелище. И ликвидация, и даже банкротство — это выход для тех, кто устал от бесконечных проблем «колхозов». Городу ничего не останется, как взять территорию к себе на баланс и начать развивать.
Юристы говорят, что садовое товарищество может обанкротиться, как и любая другая организация, в случае, если оно больше не сможет оплачивать свои обязательства по договорам. Для собственников оно не грозит потерей имущества, а вот управляющие органы, председатель и правление, могут быть привлечены к субсидиарной ответственности по долгам банкрота.