Власть почти закончила долгий процесс «сбагривания» ответственности за состояние многоэтажек на плечи граждан
На днях в администрации края прошло совещание с участием главы региона Александра Ткачева, вице-губернаторов и президента-председателя правления «Банка Москвы» Михаила Кузовлева. Речь шла о планах банка по развитию своего бизнеса на Кубани. В частности — программах кредитования ЖКХ.
Для начала банк предлагает краю использовать свой Центр контроля затрат, чтобы мониторить финансовую деятельность ТСЖ и ЖСК, которые участвуют в программе капремонта многоквартирных домов. Если средства тратятся без нарушений — по аналогии с «чистой» кредитной истории физических лиц — банк готов будет предоставить деньги на реализацию других «задумок» товариществ собственников жилья.
Это предложение стало по-своему знаковым для участников рынка жилищных услуг. По сути оно означает, что крупные кредитно-финансовые учреждения все чаще начинают рассматривать «объекты ЖКХ» как своих возможных клиентов. Причем не только в плане кредитования строительства, но и дальнейшей эксплуатации жилфонда.
Вряд ли кого удивит, что такой интерес совпал с резким сокращением затрат государства на капитальный ремонт многоквартирных домов. Государство отказывается от финансирования ремонта, значит, деньги на него жилтовариществам придется искать в других источниках. В том числе — получая кредиты в банках.
Иными словами, уже сегодня мы практически оказались в ситуации, когда расходы на капитальный ремонт домов должны будут нести сами собственники жилья.
«Бешеные» деньги
Немного истории. Расцвет программы по капитальному ремонту многоквартирных домов и переселению из ветхого аварийного жилья пришелся в крае на «кризисные» 2008-2011 годы.
В это время только на Кубани федеральный и краевой бюджет потратили 8 миллиардов рублей на капремонт трех тысяч многоквартирных домов, где проживает почти 400 тысяч человек. Кроме того, за два года еще пять тысяч кубанцев переселились из аварийного жилфонда в новые дома, затраты на это составили 2,6 млрд рублей.
Правда, даже при таких суммах, по оценкам краевой власти, ветхий жилой фонд сократился меньше чем наполовину. А из 20 тысяч многоквартирых домов в крае на лето 2011 года каждый второй все еще нуждался в ремонте. С тех пор, понятное дело, таких домов стало еще больше.
С одной стороны, людям пришелся по вкусу щедрый подарок: государство взяло на себя 95% затрат на капремонт - от самих граждан требовалось лишь софинансирование в размере 5%. С другой, понятное дело, что такие расходы не могли быть постоянными. И уже в 2013 году по программе капитального ремонта краю было выделено всего 500 миллионов федеральных средств.
Относительно небольшая сумма привела к тому, что поучаствовать в программе смогли всего пять муниципалитетов: Туапсе, Геленджик, Анапа, Новороссийск и ст. Афипская. Успели откусить от изрядно похудевшегго коммунального пирога те, кто качественно и в срок подготовил нужные документы, нашел средства для софинансирования в муниципальном бюджете и имел «чистую» историю по прежним годам участия в программе.
Интересно, что в 2013 году Краснодар в программу не попал, хотя большая доля домов, нуждающихся в капремонте, находится именно здесь. Но власти то ли не сочли нужным бороться за федеральные и краевые деньги, то ли не смогли все правильно сделать для их получения.
А с 2014 года финансирование ремонта из федерального Фонда содействия реформированию ЖКХ и вовсе прекращается. За капремонт жилого фонда будут теперь отвечать региональные власти.
Переселяем всех подряд. Но недолго
С программой по переселению людей из аварийных домов дело обстоит несколько иначе. Она действует до 2017 года, и средства по ней выделяются по-прежнему существенные.
Буквально на днях в Краснодаре подсчитали, что с 2007 года в городе было снесено 134 ветхих дома. Всего же официально признаны аварийными уже 344. Буквально в эти дни по ул. Ставропольской, 1 демонтируют некогда жилое здание. Жители «авариек» переселились в новостройки. Причем с правом дальнейшией приватизациии этих квартир. Иными словами, государство просто подарило им на деньги налогоплательщиков новое жилье взамен «убитого».
Насколько справедливо это по отношению к остальным россиянам, «скидывающимся» в общий бюджетный котел, большой вопрос. Опыт показывает, что нередко обладателями новых квартир становятся, мягко говоря, не самые достойные граждане. Те, кто не смог или не захотел заработать сам на улучшение жилищных условий своей семьи. Порой откровенные пьяницы, «неблагополучные» и т. д.
Но так или иначе, подобная «халява» вряд ли продлится после 2017 года.
Одним государственным махом
Государство сейчас решает сразу две коммунальные проблемы одним махом. Во-первых, возвращает «моральный долг» за годы разрухи и нестабильности, когда жилой фонд не ремонтировался и медленно приходил в упадок. Несмотря на то, что коммунальщики исправно собирали плату с жильцов на соответствующие статьи расходов. Во-вторых, как только «моральный долг» будет отдан, вся тяжесть по содержанию жилья ляжет на его собственников. Уже сейчас те, кто получил квартиры взамен жилья в аварийном доме, обрели квадратные метры именно на этих условиях. Ты собственник, и в дальнейшем все проблемы по дому — твои.
На ту же цель была направлена и программа капитального ремонта: чтобы дом стал ее участником, жители должны были организовать ТСЖ, ЖСК или войти «под крыло» управляющей компании. Право на получение средств имели только юрлица, которые автоматически, вместо самого государства, начинали нести ответственность за техническое состояние домов.
Можно сказать, что переход на новые рельсы уже состоялся. Схема, по которой мы будем жить дальше, уже начинает работать.
Буквально пару месяцев назад коммунальщики «порадовали» жителей края: в новом году в квитанциях на оплату услуг ЖКХ появится новая графа - «Капитальный ремонт».
Деньги — минимальный платеж составит 5 рублей 32 копейки с квадратного метра жилой площади — могут быть использованы двумя основными способами. Первый: управляющая компания, ЖСК или ТСЖ организует свой собственный фонд, в котором копит сбережения и тратит их на ремонт по мере накопления и появления в том необходимости. В том числе может взять кредит в банке (см. начало статьи). Второй: деньги аккумулируются в общем для всех домов краевом фонде.
У каждого способа есть свои плюсы и минусы. К примеру, в первом случае вы не можете заплатить за ремонт крыши миллион рублей, если на счету у вас скопилось всего 300 тысяч. Плюс пока не совсем понятно, смогут ли управляющие компании распоряжаться этими средствами по своему усмотрению. И не пойдут ли в таком случае деньги «налево», как уже не раз случалось в Краснодаре, когда люди исправно платили за коммунальные услуги, а те, по сути, им не оказывались.
Во втором случае, когда плата за капремонт будет поступать в краевой фонд, граждане вроде как подпадают под какие-то гарантии со стороны государства. В случае срочного ремонта им уже не придется ждать, когда накопится нужная сумма. По заявке ремонт оплатит фонд, а затем жильцы дома будут беспроцентно гасить образовавшуюся задолженность. Деньги на фонд дадут краевые и муниципальные власти на условиях софинансирования.
Сейчас в краевой администрации и Законодательном собрании решается, как будет организована эта «мега-копилка», сколько денег в нее будет направлено из бюджетов региона и муниципалитетов, какими будут конкретные механизмы матпомощи на ремонт домов.
Одно ясно — в мае-июне следующего года к нам придут первые квитанции, в которых будет новая графа: «Оплата за капремонт». И минимальная сумма, к примеру, для семьи, проживающей в «однушке» площадью 40 «квадратов», составит 213 рублей в месяц.
Халява кончилась, господа. Учимся ремонтировать по средствам.