В кубанской столице прошел круглый стол на тему «Краснодар через 5 лет: реконструкция, модернизация, благоустройство». Впервые представители власти и бизнеса открыто говорили об ошибках реконструкции центральной части города, делились идеями и предлагали стратегии развития. Город-бриз, кулинарная столица России, столица спорта или город туризма – эти и другие стратегии были предложены участниками в качестве нового бренда для города.
Мероприятие прошло в рамках «Южного Архитектурно-строительного форума». Организатором круглого стола стал бизнес-портал 93.ru. Модератором выступил генеральный директор консалтинговой компании MACON Realty Group Илья Володько.
Наступили на грабли
Первым высказал мнение о реконструкции и ее этапах экс-архитектор Краснодара, директор некоммерческого партнерства «Региональное объединение проектировщиков Кубани» Александр Кузнецов. «Город прошел три этапа реконструкции: послевоенный, 70-х годов – самый масштабный и третий этап с 2009 года по настоящее время. Основной ошибкой третьего этапа стало отсутствие изначально проектной документации. Ее сделали только в 2010 году, после завершения реконструкции», – сказал Кузнецов.
По его словам, многое делалось вслепую: наспех происходил подбор инвесторов, кварталы под жилую застройку раздавались как «горячие пирожки». Половина инвесторов в итоге оказалась несостоятельной. Упор делался больше на внешние факторы, а начинать нужно было с реконструкции инженерных сетей.
Несмотря на то что развернулась широкая информационная компания, информированность населения была слабая. «Люди боялись, что их выселят из собственных домов, хотя в итоге, в новые квартиры заселилось более двух тысяч человек. Напомню, что основной задачей было – переселение граждан из ветхого и аварийного жилья. В большом городе в 21 веке невозможно жить в доме с туалетом на улице, клопами и тараканами», – сказал архитектор.
За время реконструкции в городе было построено более 1,5 объектов, некоторые стройки были заморожены. «Кризис в какой-то степени даже помог городу. Не все из того, что мы задумывали, было благом, – поделился мнением Александр Кузнецов. – Однако накоплен бесценный опыт, как решать транспортную проблему, работать с населением, понимание, что нужно кроме домов нужно строить параллельно объекты школы и детские сады. Самое главное сейчас готова проектная документация. Все это дает надежду, что прошлые ошибки будут учтены, когда город вступит в четвертую фазу реконструкции. Она неизбежна, ведь впереди Чемпионат мира по футболу 2018 года. Хочу отметить, что Краснодару повезло с месторасположением, благодаря ему город всегда будет развиваться».
Были и противники реконструкции. Так, руководитель отдела ипотечного кредитования краснодарского филиала №2351 ВТБ 24 Артур Торосов сказал, что всегда был противником что-то менять в центре. «Старенькие дома нужно привести в порядок. Но почему именно центр, если у нас вокруг достаточно площадей. В целом все сделали красиво, но много чего не доработано», – отметил он.
Ему возразил Александр Кузнецов, сказав, что в центре в ужасных условиях проживает 200-250 тысяч краснодарцев. Это ветхое жилье уже невозможно реконструировать.
В ходе беседы было отмечено, что за основу реконструкции Краснодара брался опыт Барселоны. Город разбили на 6 подцентров со своей инфраструктурой в каждом. Там финансирование на 60% шло из бюджета королевства, несмотря на то, что инвесторов было море. У нас же пытались реконструировать центр за счет инвесторов. Однако в итоге получилось с точностью до наоборот. «Реконструкция центра за счет инвесторов – это иллюзия, – добавил Илья Володько. – Никакие объективные предпосылки и экономический расчет не покажут прибыли в любом проекте в центре города, который подразумевает снос, расселение жителей, реконструкцию сетей и так далее».
Главный специалист комитета гордумы Краснодара по собственности, приватизации, землеустройству, инвестиционной политике, градостроительству и архитектуре Виктор Брагин, считает, что спасением для центра города станет создание подцентров, как в Барселоне.
Вечные пробки
Участники круглого стола высказали мнения какие меры могу помочь городу развиваться дальше, «разгрузить» его от пробок, частично решив транспортную проблему. Все сошлись на том, что одним из толчков должен стать ЧМ по футболу 2018 года.
Как отметил заместитель начальника управления дорожно-мостового хозяйства, начальник отдела организации дорожного движения Борис Сухов, Краснодар получил в наследство узкие кварталы и застройку, в то время как коммуникации развивались. Сейчас на одной только улице Ставропольской порядка 5-10 тысяч люков на проезжей части. До 1992 года была проблема перевозки пассажиров, после возникла проблема выпуска транспорта с наших дорог.
«По моим подсчетам помимо горожан, в Краснодар приезжают еще жители окрестностей в радиусе 70-80 км. Из-за этого возникла проблема въезда и выезда из города. Днем также сложно передвигаться. Город торговый – движение в центре не прекращается. Существует проблема и с железной дорогой, пересечение которой отсутствует. Эти и многие эти факторы влияют на движение транспорта в городе», – рассказал Сухов.
По его словам, предлагались различные варианты решений, один из которых – попробовать пересадить жителей из личных автомобилей на монорельсовую дорогу. Не все собравшиеся согласились, с таким предложением. Однако, как было отмечено, в Европе тоже не сразу пересели на велосипедах и малогабаритный транспорт. Для этого потребовалось применить ряд законов, повысить налоги и провести рекламную кампанию.
Заместитель начальника Управления транспорта Администрации Краснодара Светлана Осипенко рассказала, как будет решать перевозка пассажиров на общественном транспорте во время ЧМ по футболу. «Это будет временная схема, в основном ставка будет сделана на автомобильный транспорт. Возможно также из центра города продлят троллейбусную линию до «Красной Площади». На сегодняшний день бюджет на решение транспортной проблемы составляет 9 млрд рублей», – отметила она.
В конце мероприятия Илья Володько предложил участникам немного пофантазировать и высказать мнения о том, каким будет город через 5-10 лет и что нравится уже сейчас. «Хотелось бы видеть в городе больше красивых фонтанов, в том числе на Театральной площади у администрации, – поделился мнением директор по развитию Century 21 Kras Realty Эдуард Давиденко. - В будущем также хочется, чтобы облагородили городские озера. А нравится то, что стали строить много жилья «эконом-класса». Хотя оно не представляет архитектурной ценности, но для людей, который переселились в него из центра этот вопрос важен».
В целом, мнения собравшихся во многом совпали: хорошие дороги, новое жилье, достроенная набережная, решение проблем водоотведения, реконструкция главной площади и самое главное – стратегия развития, которой пока не видно.
Артур Торосов, предложил использовать аббревиатуру город-БРИЗ (Бизнес, развлечение, искусство, здоровье). Участникам идея пришлась по душе.
«Мы сделали ставку на жилье и пока это работает. Городу нужно придумать бренд, чтобы инвесторам было понятно, во что вкладывать деньги. В свое время я предлагал сделать Краснодар — кулинарной столицей России. Ульяновск стал родиной колобка, где-то бренд – Дед Мороз или баба Яга. Надо развивать какую-то стратегию, пусть даже узкую, но бросать туда все силы», – считает Кузнецов.
По его словам, Краснодар никогда не будет Барселоной, Лондоном и маленьким Парижем. «Когда то сказали, что Краснодар – случайно заасфальтированная станица. Мы всегда будем городом сельского типа, и это неплохо, надо сохранить самобытность, а не делать здесь Нью-Васюки. Но я бы хотел видеть в городе пару высотных зданий, которые стали бы ориентирами», – сказал Александр Кузнецов.