4 декабря 2024 года губернатор Кубани Вениамин Кондратьев проводит прямую линию с населением. Эфир начался в 12:00. В администрации края заявили, что в адрес Кондратьева поступило более 10,2 тысячи вопросов. В прошлом году эта цифра была в районе 8,5 тысячи.
Почти 2,9 тысячи вопросов губернатору к утру 4 декабря 2024 года задали жители Краснодара. Также большое количество сообщений поступило из Анапы, Кореновского и Ейского районов.
Большинство вопросов посвящено проблемам ЖКХ, транспорту, социальному обеспечению, строительству и архитектуре, здравоохранению. Редакция 93.RU рассказывает о главных тезисах прямой линии в режиме онлайн.
Начало прямой линии чуть задержали, но ведущие уже перенеслись в студию с губернатором и поприветствовали всех. Поехали!
— Без денег мы ничего не построим, — с этих слов губернатор начал прямую линию.
Уже 10 минут губернатор говорит о состоянии экономики. Последние пять лет власти работают с разными вызовами. Это и пандемия, и санкции. Но власти, говорит он, адаптировались.
Развивается и курортная сфера, и промышленный комплекс.
В прошлом году бюджет был 498 миллиардов рублей. В этом году за 10 месяцев — 550 миллиардов рублей.
— К концу года еще время есть, мы подтянемся.
Спустя 25 минут прямой линии поступил первый звонок от жительницы Архипо-Осиповки, пенсионерки Татьяны Федоровны. Она пожаловалась, что в селе почти нет общественного транспорта, уже 2 года люди ездят на такси. Возят детей в школы и сады, больницы, добираются так на кладбище. Местные власти постоянно отвечают отписками, но ничего не меняется.
Кондратьев ответил, что «даже подумать не мог», что там нет общественного транспорта. Он заявил, что мог бы набрать главе Геленджика, но он не будет этого делать, потому что «незачем спрашивать, почему нет общественного транспорта, он там должен быть».
Губернатор пообещал, что с 1 марта в селе появится общественный транспорт.
К 12:30 на прямую линию поступило уже более 10 тысяч 440 вопросов.
Самый непопулярный инструмент для отправки жалоб и предложений — сайт «Госуслуги».
В 2021 году, например, поступило более 18 тысяч сообщений. Основная тема — сфера ЖКХ (35%). Затем идут транспорт, дороги, здравоохранение и социальное обеспечение.
Сообщение от Юлии из Кореновска. Люди жалуются на проблему водоснабжения летом в районе сахарного завода.
Губернатор говорит, что это не единственный проблемный район. Он привел в пример Новороссийск и Геленджик.
Что касается Кореновска, то Кондратьев сказал, что первый раз слышит о проблеме конкретно в Кореновске.
— Надо разобраться в причинах, почему именно в летний период воды нет. Я понимаю, что точно также в моей юности родители включали полив в своем огороде. Сейчас, наверно, жестко никто не контролирует, куда труба ведет, в дом или на огород, — сказал Кондратьев.
По словам главы района Сергея Голобородько, проблема с водой была из-за полива огородов. Еще одна проблема — капитальный ремонт скважин.
— В этом году мы скважину отремонтировали. Это позволит обеспечить жителей нормальным давлением. Чтобы закрыть 100% этой проблемы, нужно отремонтировать сети на территории РЖД, — сказал Голобородько.
2,6 миллиарда рублей в этом году направлено на ремонт водопроводов по всему краю, заявил губернатор.
— Для решения проблемы по всему краю нужны сотни миллиардов, — заявил Кондратьев.
К следующему лету проблему частично обещают решить.
Про воду в Новороссийске
На связи жители Новороссийска, к ним приехала корреспондент «Кубань 24». Люди собрались на набережной, чтобы задать свой вопрос Кондратьеву: больше всего их волнуют проблемы с водоснабжением.
— В 2020 году вы обещали, что к 2024 году будет проведен капитальный ремонт ТГВ… Вы говорили, что на ремонт было выделено 10 миллиардов рублей <…> Уже более полугода вода в квартиры подается менее чем 3 часа в сутки, а иногда ее вовсе нет. Отопительный сезон был сорван, мы уже не спрашиваем, где наша «большая вода», потому что мы устали слушать ложь, — заявила одна их жительниц.
Другая женщина вдобавок пожаловалась на работу местного «Водоканала» — все проблемы они перекладывают на управляющие компании, хотя виноваты во многом сами.
Кондратьев объяснил, что из-за СВО работы отложились и призвал людей всё понять и перестать делать вид, что мы «живем в том же мире». Все работы на Троицком групповом водопроводе должны закончить в 2025 — их перенесли из-за проблем после введения санкций.
— Проблема, конечно, в людях. Здесь в футбол не нужно играть, если воды нет, ее нет. По всем условиям контракта, в этом году ТГВ должен был начать функционировать. <…> Но я всем говорю, давайте не будем делать вид, что живем в том же мире: всё поменялось. А контракты были заключены на другие…даже не суммы, оборудование, с другими странами. <…> Я обращаюсь к жителям Новороссийска, я понимаю вашу проблему, я бы на вашем месте тоже был активен. Но учитывая форс-мажор, те вызовы, которые есть, я прошу понимания. Самое главное — мы не отказались и не перенесли работы на 2035 какой-нибудь.
По словам Кондратьева, все контракты перезаключили с удорожанием. Его заверили, что работы должны завершить к концу 2025 года, и он надеется, что так и будет.
Вице-губернатор Евгений Пергун заявил, что даже после ремонта мощностей ТГВ не хватит на весь город. Для этого нужно строить дополнительные объекты, они запланированы в будущем. На это Кондратьев спросил, а почему тогда в Новороссийске продолжают строить многоэтажки, если власти знают, что есть серьезные проблемы с водой, которые не решаются.
— Мы не можем обеспечить водой существующий Новороссийск, а еще плюс новый, — возмутился губернатор.
Еще один вопрос из Новороссийска. Теперь — дороги. Жительница города Анжела говорит, что в 2022 году в России «произошли глобальные изменения». Из-за этого увеличился грузооборот, проходящий через Новороссийск.
Помимо грузов, которые идут по дорогам и затрудняют движение, проблему представляют зерновозы.
— Это только о подъезде к порту. Но и без этого город стоит в заторах. Грузовики стоят везде. Для грузовиков нет парковок. В связи с модернизацией порта, существует ли возможность модернизации дорог от Краснодара до Новороссийска. Актуален ли проект «северный обход Новороссийска». Какие меры будет предпринимать власть для модернизации наших дорог. Потому что город уже в тупике, — сказала Анжела.
— Даже если мы расширим трассу А136 (Краснодар — Новороссийск), а Новороссийск не разошьем, то все дружно встанут на подъезде к Новороссийску. Транспорт, который идет из Краснодара до Новороссийска, — это большегрузы. Второй поток — это транспорт из Геленджика в Анапу и обратно. Третий крупный поток — это внутренний транспорт Новороссийска. Конечно, коллапс. Пока мы его не разошьем, расширять А-136 нет смысла. Есть поручение президента по проектированию развязки, которая разведет все три потока. Будет объезд Новороссийска. Проектирование уже ведется, — сказал губернатор.
По поводу сроков реализации этих проектов информации нет. Зато есть поручение президента.
— Как будет запроектировано, этим занимаются федеральные проектные институты, приступят к строительству наши федеральные коллеги, — сказал Кондратьев.
Пробки в Краснодаре
Краснодарец возмутился пробками и спросил, когда решится этот вопрос. Кондратьев ответил, что Генплан 1960 года был рассчитан на 300 тысяч жителей, сейчас в городе живет официально 1,6 миллиона человек, неофициально — 2 миллиона. Исторически все дороги узкие, их некуда расширить.
Губернатор напомнил, что многие жители не готовы отдать свои дома под новые дороги. Все горожане воспринимают информацию «в штыки», когда речь заходит о том, что нужно что-то сносить. Люди требуют очень большие компенсации за свои квартиры и дома, но таких денег в бюджете нет.
Кондратьев сказал, что власти пытаются решить этот вопрос: улучшают общественный транспорт, чтобы люди максимально пересаживались на него.
К трансляции подключился мэр Краснодара Евгений Наумов. Он напомнил, что в городе строят новые трамвайные линии, закупают общественный транспорт. Сейчас власти формируют программу на 10 лет по строительству новых развязок и дорог. Но на все проекты нужны очень большие деньги.
К разговору подключился глава администрации Краснодара Евгений Наумов:
— Основной проблемой Краснодара являются пробки. Хочу сказать, что мы не стоим на месте, мы движемся. Сейчас прорабатывается большая программа по строительству новых развязок и новых дорог. Одним из этапов проекта — «восточный подъезд к Краснодару». Строительство транспортной развязки, соединяющую Тихорецкую и Володарского — это именно та зона, о которой говорит заявитель. Это и есть часть большого проекта, который разгрузит город. Это порядка 5 миллиардов рублей. Экспертиза уже пройдена. Мы готовы приступить к строительству в следующем году.
Жительница села Екатериновка в Щербиновском районе спросила, когда газифицируют детский сад, потому что сейчас там проблемы с отоплением.
В ответ губернатор удивился и сказал, что в регионе сейчас идет масштабная газификация, на это выделили почти 2 миллиарда рублей только в этом году. У нас почти 90% людей уже с газом.
Глава Щербиновского района сообщил, что строительство новой котельной начнется в июне 2025 года — проект уже есть. То есть к следующему отопительному сезону садик будет газифицирован.
Жители Новокорсунской жалуются, что там уже 4 года не могут построить единственный детский сад. В местной администрации сказали, что проблему решат.
16 месяцев идет стройка, к 1 сентября 2025 года садик собираются уже открыть. Всё дело в «непростом подрядчике», говорят местные власти.
Мусор в Ейске
Жители Ейска пожаловались на проблемы с вывозом мусора. Контейнерные площадки постоянно переполнены.
— Летом он не вывозился вообще, 300–500 метров лежали завалы. Маленький тихий уютный городок, люди приезжают с детьми и говорят, что не узнают Ейск, что же это делается. Всегда было чисто и уютно, всегда с удовольствием ехали люди, — сказала местная жительница Елена.
Кондратьев сказал, что утилизация твердых бытовых отходов — большая проблема.
— Мы по нормативам не можем посчитать, сколько у нас мусора остается после высокого сезона. Официально 2,6 миллиона тонн, его же нужно куда-то деть. Сегодня в рамках поддержки правительства мы комплексно подошли к решению этого вопроса.
Губернатор заявил, что в крае появится 8 заводов по мусоросотировке, 2 — по мусоропереработке. Такие объемы «закапывать в землю» не получится, поэтому сейчас стоит вопрос о строительстве мусоросжигающего предприятия. Раньше было 430 незаконных свалок, осталось 167.
По словам Кондратьева, если оператор не справляется со своей работой, люди не должны за это платить. Вице-губернатор Евгений Пергун объяснил, что Ейский район относится к Староминской зоне. В прошлом году регоператора лишили лицензии и назначили временного, который обслуживает также новороссийскую зону, — «Экоюг». Сам Ейск убирает субподрядчик — муниципальное предприятие, которое не справляется. Поэтому с 25 декабря на улицы выйдет новый субподрядчик. В первом квартале 2025 года выберут нового подрядчика на всю зону.
— Нужно деньги брать с оператора и людям раздавать за то, что они живут в таком мусоре, — заявил губернатор.
Он подчеркнул, что подрядчик должен быть способен самостоятельно убирать территорию, а не лишь собирать деньги, нанимая более мелкие компании, которые не справляются с объемами.
Татьяна из Шапсугской несколько лет назад переехала туда из Москвы. Ее проблема — отсутствие газа в станице.
— Обращаюсь к коллегам. Когда рядом с населенным пунктом проходит труба, а к людям не заходит, им же обидно. Они даже не могут понять, почему. Ладно, если бы не было трубы. Но магистраль уже прошла. Что людям говорить, нечего говорить.
Глава Абинского района заявил, что схема газоснабжения в станице готова. В 2025 году чиновники собираются начать проектирование.
— Проекта нету, только схема готова, — заявил глава Абинского района.
К разговору подключился Евгений Пергун. Губернатор поручил ему взять эту ситуацию «на личный контроль».
— Там, где проходят трубы и нет разводных сетей. Составьте перечень таких населенных пунктов и в первую очередь газ у них должен быть. Почему рядом проходит труба, а к ним не заходит. В рамках дополнительного финансирования начнем выделять деньги на проектирование.