Происшествия проблема «Эвакуировали, а помощи никакой». На Кубани беженка из Херсона почти год ждет выплаты и гражданство

«Эвакуировали, а помощи никакой». На Кубани беженка из Херсона почти год ждет выплаты и гражданство

Лиза живет в пункте временного размещения вместе с грудным младенцем

У Лизы нет оригинала украинского паспорта, поэтому получить российский она не может
Источник:

Елизавете Москалец 25 лет, почти год назад ее эвакуировали из Херсонской области в Краснодарский край. На тот момент она была на четвертом месяце беременности. Сейчас дочери Лизы уже полгода, но малышка вместе с мамой до сих пор живет в ПВР. Ни российского гражданства, ни жилищного сертификата Лиза так и не получила. Рассказываем почему.

Страшненько было

Лиза жила в Херсоне вместе с мамой, моталась по съемным квартирам и до ковида работала продавщицей. Потом из-за пандемии правительство Украины ввело карантин, и из торговли пришлось уйти работать «на поля» — собирать овощи и фрукты. О прошлой жизни девушка сильно не распространяется. Говорит, что «нормально» жила.

— Не знаю, я просто такой человек, мне без разницы, где жить, как жить, абы только хорошо. Поэтому я и там не жаловалась, в принципе, на жизнь. И там было хорошо.

Лиза встречалась с молодым человеком, но когда забеременела, они разбежались. Тем временем в Херсоне начались военные действия.

— Очень сильно начали стрелять. В положении как-то страшненько было там оставаться жить, — объясняет Лиза. Девушка услышала про эвакуацию и решила ехать.

Из Херсона беременная Лиза уезжала сама. Мама покидать дом отказалась и по сей день живет там. «Не по причине патриотизма, а просто не захотела. Она у меня такой человек. Домашний, скажем так. Не любитель менять что-то».

Почти год в Туапсе

— В Цюрупинске (сейчас Олешки) пароходы были. Нас переправляли на какую-то станцию, где уже автобусы были. И так автобусами, автобусами доехали мы до Джанкоя, а оттуда попали в Краснодарский край, в Джубгу, — описывает Лиза эвакуацию.

В Туапсе Лизе понравилось
Источник:

Девушка говорит, что эвакуация прошла «нормально» и ей не было страшно, потому что эвакуированных постоянно сопровождали. Намного хуже было бы оказаться в такой ситуации одной, без сопровождения. Тревогу у Лизы больше вызывало то, что их везут в новое неизвестное место.

11 ноября прошлого года Лиза оказалась в Джубге. Всего эвакуированных из Херсонской области было «автобусов пять, если не больше». Кого-то поселили в парк-отель «Парус», а Лиза оказалась в отеле IZI. Здесь она живет уже почти год.

На условия Лиза не жалуется, говорит, что ее всё устраивает. Девушка живет в отдельном номере, там есть телевизор, кондиционер и душ. Когда родилась малышка, ей поставили в номер детскую кроватку.

Так выглядит номер, где живет Лиза с дочкой
Источник:

Постирать вещи можно в стиральных машинах, которые стоят на нижнем этаже отеля, но порошок нужно покупать самостоятельно.

— Короче, мыльно-рыльное всё мы [сами покупаем], питание у нас бесплатное, проживание бесплатное.

Что будет дальше?

— Проживаем нормально, нас не гонят, всё хорошо. Просто я прекрасно понимаю, что срок-то всё равно ограничен. Не будем же мы здесь жить бесконечно. Это же тоже есть какой-то лимит.

Что будет, когда этот «лимит» закончится, Лиза не понимает. Девушка писала обращение в краевое Министерство курортов и туризма по этому поводу. В конце августа этого года ей пришел ответ. В нем говорится, что если срок пребывания в этом отеле закончится, беженцев переселят в другой, при этом за ними сохранят все льготы, а проживание и питание также будут бесплатными.

Номерной фонд отеля — 70 номеров
Источник:

Курортный сезон уже закончился, но Лизу из отеля никуда и не выселили. Наоборот — туда свезли беженцев, которые жили в пансионатах в Ольгинке и других местах. Сейчас в отеле IZI живут около сотни херсонцев, которые, как и Лиза, до сих пор не получили гражданство из-за проблем с документами либо имеют проблемы с получением жилья.

— Мы уже неделю с ребятами пытаемся посчитать, сколько нас осталось, кто не может сертификаты получить, кто документы не может сделать полностью. Ну так навскидку человек сто. Это если считать по семьям.

«Можешь паспорт не ждать»

Лиза эвакуировалась из Херсона с одним только оригиналом свидетельства о рождении — украинский паспорт у девушки утерян. Рассказывает, что его украли на работе: Лиза взяла с собой «на поля» сумку-клатч, положила туда документы, карточки, деньги, телефон, да так разом всего и лишилась.

Оказавшись в Джубге, девушка восстановила электронную почту и нашла контакт соседки. Через соседку удалось связаться с мамой, и та сбросила Лизе ксерокопию ее паспорта. Девушка перевела все страницы с украинского и заверила их у нотариуса. Но этого оказалось недостаточно, чтобы получить российское гражданство.

— Там и прописка, и всё есть, но вот не подходит. Требуют от меня оригинал домовой книги, либо же оригинал паспорта, а ничего у меня такого нет с собой, и достать это нереально.

В некоторых отелях власти помогали беженцам с оформлением документов, туда приезжали «паспортисты, работники МФЦ и все остальные, которые делают документы», говорит Лиза. В отель, где разместили девушку, никто не приезжал, и херсонцам нужно было ездить самостоятельно из Джубги в УФМС в Туапсе.

Информационный центр для переселенцев из Херсона в Туапсинском районе
Источник:

Лиза собрала пакет документов на получение российского паспорта, приложила ксерокопию своего украинского паспорта, отпечатки пальцев, написала заявление, и сдала все это в УФМС. Документы благополучно приняли и сказали, что позвонят через 10 дней, чтобы девушка подошла за новым паспортом. Лиза прождала почти месяц — никто ей так и не позвонил.

— Я позвонила сама, а мне сказали: «Можешь паспорт не ждать, тебе его никто не сделает, потому что нужен оригинал подтверждения твоей прописки». Любой. Домовая книга, [документ] с места учебы, с места работы. Короче, неважно что, но чтобы в оригинале было. Так как я это взять все не могу, я у них поинтересовалась [что мне делать], мне сказали: «Ну, ищи».

Лиза написала письмо на имя президента России Владимира Путина. После этого ей пришел ответ от Главного управления по вопросам миграции МВД РФ о том, что, согласно полученной информации из ГУ МВД России по Херсонской области, девушка не значится зарегистрированной или снятой с учета по месту жительства на территории области.

— Короче, меня вообще там не было и нет. Но прописка, что у меня есть, не с воздуха же она взялась, не нарисовала же я её.

Лиза забрала документы и планирует чуть позже попробовать подать их в Краснодаре. Но признается, что хотелось бы решить вопрос по месту жительства — «с ребенком ездить не очень удобно».

Кроме 10 тысяч, ничего не получила

Сейчас у Лизы есть только «синяя книжечка» — свидетельство о предоставлении временного убежища на территории РФ. По нему она сделала себе медицинский полис и встала на учет по беременности. Когда пришло время родов, вызвала скорую, и ее отвезли в роддом в Туапсе. Никаких жалоб и сложностей не было.

— У меня жалоба единственная — по поводу того, что ничего не решается по документам.

Дело в том, что временное убежище не позволяет беженцам ни получить обещанную выплату в 100 тысяч рублей, ни жилищный сертификат, ни оформить пособие на ребенка. «Эвакуировали, а помощи никакой», — сетует девушка. Всё, что Лиза смогла получить от российского государства — выплата в 10 тысяч рублей.

— Это всё, что я смогла оформить. И все. Ни на ребенка, ни на себя больше ничего сделать не могу.

Поначалу приходилось одалживать деньги у новых знакомых, потом Лиза стала торговать квасом возле отеля, а сейчас работает в этом же отеле горничной, пока дочка спит. В прошлую пятницу, 6 октября, малышке исполнилось полгодика.

Дочку Лизы зовут Снежана. На днях ей исполнилось полгода
Источник:

На вопрос о том, как Лизе живется одной с грудным ребенком в чужом городе, да еще и без документов, девушка снова отвечает, что «нормально».

— Люди вокруг хорошие, никто в помощи не откажет. Когда выходила на работу, оставляла ребенка ребятам, которые со мной приехали по эвакуации, они присматривали за ней. Нормально, помогаем все друг другу.

Портал 93.RU обратился в пресс-службу администрации Краснодарского края и рассказал о ситуации Лизы. После этого с девушкой связалась специалистка, которая теперь помогает ей с документами.

У вас есть проблемы с получением российского гражданства или «херсонского сертификата»? Расскажите нам об этом!
Звоните+7 (918) 460-02-19

Напомним, в начале 2023 года стало известно, что более 200 переселенцев из Херсона, которых эвакуировали в Туапсинский район, не получили ни обещанных денег, ни документов. Председатель правительства Херсонской области, бывший мэр Краснодара Андрей Алексеенко пообещал, что ситуацию решат. А глава департамента информполитики Кубани Галина Жукова сообщила, что создана специальная комиссия, которая разберется, почему у людей возникли проблемы с документами.

Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Комментарии
77
ТОП 5
Мнение
«Сил их терпеть нет даже у меня». Правдивый рассказ хозяйки трех шотландских кошек — их заводят за милую внешность
Анонимное мнение
Мнение
«Зачем из Раскольникова делать идиота?»: мнение школьной учительницы о новом «Преступлении и наказании»
Мария Носенко
Корреспондент
Мнение
Кто придумал название Екатеринодар и почему ровно 104 года назад город переименовали в Краснодар?
Юрий Родригез
блогер
Мнение
«Одно из самых красивых мест России». Как добраться до Гуамского ущелья и что там посмотреть
Екатерина Железнова
Журналист
Мнение
Стильные люди и толпы бездомных. Блогер провела неделю во Франции и Испании — что ее поразило
Анонимное мнение
Рекомендуем
Объявления