Росавтодор начинает изымать участки для строительства автомобильной дороги «Обход Адлера» — первого этапа новой платной трассы Джубга — Сочи. Одни из первых под масштабную стройку попали многодетные, которым 7 лет назад выдали бесплатные участки от государства на левом берегу реки Кудепста.
Об их мытарствах мы подробно писали, стоит лишь отметить, что 7 лет у них не было нормального доступа к земле, поскольку отсутствовал мост через реку. Построиться смогла только одна семья из 97. Как только переправу возвели, новая напасть на многодетных — участки попали под изъятие. На этом месте планируется строительство тоннеля, сообщается в уведомлениях Росавтодора. 23 участка уходят под дорогу, 11 из них находятся в собственности, 9 в аренде, 3 лишены права аренды и собственности, у них нет никаких прав. На остальные участки многодетных наложено резервирование, вдруг они тоже понадобятся под дорогу, в ближайшие три года строить на них ничего нельзя.
Накануне многодетные семьи из Кудепсты встретились с представителями «Росавтодора», где им рассказали о процедуре изъятия и о том, какие компенсации положены. В ближайшее время специалисты оценят их землю, тогда станет понятно, о каких суммах идет речь. Об этом корреспонденту SOCHI1.RU сообщила представитель инициативной группы многодетных семей.
— Собственникам будут выплачивать денежную компенсацию. Село Высокое, у них чуть раньше всё началось, их оценивают по кадастровой стоимости, а нам заявляют, что будут по рыночной. Я считаю, что в этом обман, я думаю, что ближе к кадастровой будут оценивать, а там сумма совсем небольшая, где-то миллион за сотку, когда ее рыночная стоимость — 2–3 миллиона. Половину встречи они объясняли судебный порядок, если мы будем недовольны суммами, то есть они готовы судиться с многодетными, — сообщила представитель инициативной группы.
Она объяснила, почему не все земельные участки оказались в собственности у многодетных, есть те, что в аренде. Всё просто, они попали под арест по уголовному делу о выводе земель из состава Сочинского национального парка. С 2021 года люди не могли распоряжаться своей землей, в том числе оформить в собственность. Им неоднократно обещали снять аресты, но это получилось только у Росавтодора, да и то через Генпрокуратуру РФ. Сняли исключительно с тех, кто попадает под строительство обхода Адлера.
— Сначала Росавтодор говорил, что неважно — аренда или собственность, с августа они стали говорить, что компенсацию получат только собственники, но не арендаторы. Мы попросили многодетные семьи, у кого сняли арест и земля в аренде, чтобы они срочно оформляли. Все дружненько сходили, подали заявления на расторжение аренды в связи с переводом в собственность. Когда начали обращаться в Росреестр за регистрацией собственности, пошли приостановки в связи с тем, что Росавтодор им дал информацию, что эти участки могут попасть в зону строительства, — рассказала представитель инициативной группы. Напрямую никто не отказывает, говорит она, просто любые регистрационные действия сейчас полностью остановлены. Оформить не могут даже те семьи, чьи участки находятся рядом с изымаемыми. Многодетные опасаются, что несмотря на все заверения сотрудников Росавтодора, 9 семей вообще потеряют какие-либо права на участки.
Три семьи потеряли право на участки из-за арестов и чиновничьей волокиты
Две многодетные семьи из поселка в Кудепсте оказались в подвешенном состоянии, их участки полностью поглощает дорога, но в распоряжении Росавтодора о них даже не упоминается. Одна семья подавала документы на оформление в собственность еще в 2021 году, но не успела — наложили арест по уголовному делу. Вторая семья обращалась сразу после снятия арестов в сентябре 2023 года. Росреестр успел зарегистрировать расторжение права аренды, а в собственность передать не успел из-за приостановки всех регистрационных действий.
— Когда выходило распоряжение об изъятии, они запросили выписки ЕГРН и получилось, что у этих двух семей нет никакого права на участок. Они в распоряжение на изъятие не попадают, не могут претендовать на компенсацию или на замену участка. Но как нет прав?! Они есть в постановлении о выдаче земельных участков за подписью главы города от 2016 года. Росавтодор пообещал с этими семьями как-то решить, но как — непонятно. Мало того, что по их участками дорога пойдет, они еще попали в постановление на резервирование. Я думаю, что никак с ними никто не будет решать, их просто решили кинуть, — считает представитель инициативной группы.
Третья семья — Плишкиных, которая также оказалась в подвешенном состоянии. Муж Татьяны Плишкиной выступал заявителем по земельному участку, он подавал документы на перевод его в собственность семьи. Но до конца оформить не успел — неожиданно умер. После смерти супруга Татьяна обратилась в администрацию, чтобы поменять заявителя, но ей постоянно отказывали. Она якобы другой человек, а участок дается только один раз. Тогда многодетные обратились в прокуратуру, прокурор города Вячеслав Овечкин их поддержал и инициировал подачу иска в Адлерский районный суд. Там право Татьяны на землю было подтверждено, но оформить в собственность его она не успела — на регистрацию участков наложили запрет. Кроме судебного решения никакого документа у семьи Плишкиных нет, а значит и никаких прав. И, скорее всего, они безвозмездно отдадут его под дорогу.
Мы рассказывали, что в Дагомысе, по информации кадастровых инженеров, также приостановлена регистрация любых объектов недвижимости на тех участках, по которым пройдет новая дорога, то же самое и в других районах Сочи. То есть, если человек построил дом, но не успел его узаконить, а потом попал под дорогу, то никакого дома у него по документам нет, и соответственно компенсацию он получит только на землю, но только в том случае, если она размежевана и оформлена.
Мы рассказывали, что Росавтодор публиковал распоряжения, подписанные заместителем директора Федерального дорожного агентства Виктором Тимофеевым, об изъятии для нужд Российской Федерации земельных участков в Сочи и объектов недвижимости для строительства автомобильной дороги «Обход Адлера». Этап 1. Транспортная развязка с федеральной автомобильной дорогой А-149 Адлер — Красная Поляна. И даже приводили ссылки на них, которые сейчас оказались неактивными.
В ноябре прошлого года также было подписано распоряжение о резервировании земель в Сочи для строительства обхода Адлера. В списке — 160 кадастровых номеров.
В распоряжениях говорилось, что ответственные лица Росавтодора должны направить его копию правообладателю изымаемого участка и объектов недвижимости письмом с уведомлением, а также в территориальный орган Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии. Кроме того, обеспечить внесение в ЕГРН сведений о подлежащем образованию земельном участке, права на который прекращаются в соответствии с этим распоряжением. Кроме того, изменено назначение участка — теперь он отнесен к категории земель промышленности, энергетики, транспорта и т. д. В документе ничего не сказано о компенсации владельцу участка.
В прошлом году на 59 миллиардов рублей в 2024 году увеличили субсидию на строительство трассы Джубга — Сочи, такая сумма вошла в материалы к проекту федерального бюджета на 2024 год и плановый период 2025–2026 года.
Федеральный проект «Южный кластер» стал частью комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры. В него входят новая платная трасса Джубга — Сочи и перенос железной дороги от Черноморского побережья.
По предварительной информации, построить обход должны до 30 декабря 2026 года, начальная стоимость первой очереди масштабного проекта — скоростной трассы Горячий Ключ — Адлер, составляет 69,4 миллиарда рублей. Протяженность первого участка дороги составит 7,7 километра. Скоростная автодорога Горячий Ключ — Адлер станет платным дублером трассы А-147 Джубга — Сочи.
За три года ГК «Автодор» планирует направить на строительство новой скоростной платной автотрассы Джубга — Сочи 525 миллиардов рублей. Это лишь треть от необходимой на строительство суммы. Общая стоимость проекта — около 1,5 триллиона рублей. Остальные средства будут вложены до конца февраля 2028 года.
Средства на строительство платной трассы будут выделяться из федерального бюджета, Фонда национального благосостояния и внебюджетных источников. До конца 2026 года из бюджета на строительство объекта выделят 230,4 миллиарда рублей.