«Сколько лет я снимаю про город, столько же раз я повторяю: перед переездом подумайте, а стоит ли оно того. У Краснодара есть один основной плюс — это теплый климат. Но он может стать так же и очень существенным минусом, так как летом, в августе, тут о-о-очень жарко. А так… город в пробках, со слабой инфраструктурой и непонятным будущим», — рассказывает краснодарец Сергей Курочкин, автор видеоблога «Южанин».
Блогер опубликовал на своем YouTube-канале новое часовое видео о плюсах и минусах жизни в современном Краснодаре. Сергей поговорил с местными, а также рассказал о том, как город поменялся за последние годы. Мы посмотрели выпуск и собрали в этом тексте главное, о чем говорил Южанин.
Пробки. «Первое место по стоямбе в нашей стране»
Пробки — это один из главных современных символов Краснодара, говорит Южанин в начале выпуска.
— Москва в нулевых была точно такой же. Краснодар, мне кажется, сейчас занимает первое место по стоямбе в нашей стране. Очень трудное движение в Краснодаре ввиду того, что город не предназначен для такого количества автомобилей. Краснодар развивается очень стремительно. За счет огромного количества новых микрорайонов и отсутствия нормальных дорог вот мы видим такой результат.
Блогер показал обстановку на улице Красной, а также привел в качестве примера довольно новый район — Западный обход, где в час пик дикие пробки.
— Да, у вас, может быть, очень новые современные дома. Но блин! Попробуй к вам попади. Я тестирую его [Западный обход] каждый день, в разное время суток мне по работе приходится проезжать туда и обратно порой по несколько раз в день. Мой личный антирекорд — 6 километров за 1 час и 27 минут.
Своим мнением по поводу пробок в выпуске «Южанина» поделился таксист. Самым «заторным» местом он назвал Музыкальный микрорайон и район улицы Московской, далее в топе идут 40 лет Победы, Российская. Мест, где заторов нет, по мнению водителя, в городе не существует.
Новые микрорайоны. «Куда почти не ступает нога коренного краснодарца»
Следующей темой в выпуске «Южанина» стали новые микрорайоны. В качестве примера показан микрорайон Россинского в северо-восточной части города. Как говорит Сергей Курочкин, здесь почти не бывают коренные краснодарцы. Такие благоустроенные локации со своими скверами и площадками, по словам Южанина, отлично подходят для тех, кто работает в самом районе или удаленно, когда не нужно выезжать в центр ежедневно.
— За четыре года на местных колхозных полях выросли высотки под 20 этажей, школа, садики, храм и бульвар. На самом деле, таких районов в городе много. В каждой части столицы Кубани выросли человейники, пугающие своей массовостью и плотностью застройки. <…>. В каждом новом районе — на Восточном обходе, Западном обходе, в Знаменском, Индустриальном да даже на Гидрострое — строят не просто ЖК, строят мини-города. И очень радует, что вместе с ростом ЖК увеличивается количество сдаваемых учебно-образовательных учреждений, — рассказывает Южанин.
Недвижимость. «Улетела в космос»
— Краснодар, город дорогих квартир. Даже на окраине ценник зашкаливает. В столице Кубани остро ощущается хаотичная застройка, но это в основном касается тех жилых комплексом, которые появились в нулевые. <…> Недвижимость в Краснодаре за последние годы улетела в космос. Сейчас стоимость квадратного метра начинается от 150 тысяч рублей, — говорит блогер.
Если еще три года назад можно было найти за 5 миллионов трехкомнатную квартиру в Краснодаре, то сейчас за эти деньги можно позволить себе только студию, однушки стоят дороже 5 миллионов, а двушки — от 8 миллионов рублей.
Образование. Школы строятся, но есть нюанс
Южанин отдельно отметил плюс Краснодара в том, что в последние годы активно строятся новые школы. Но…
— Есть один существенный недостаток — недостаток учителей. Люди просто не хотят идти работать за копейки, которые им предлагают. <…> Если мы говорим про муниципальные школы, то заработная плата — это 30–40 тысяч рублей для учителя. Ну как можно выжить на такие деньги? Из-за того что не хватает учителей, проблемы с тем, что у многих ребят бывают просто провалы в образовании. У моего сына, по-моему, месяц не было учителя алгебры.
Медицина. Больницы на высоком уровне, а поликлиники…
Говоря про социальную сферу, блогер похвалил мастерство краснодарских врачей и медиков, которые берутся за тяжелейшие случаи и используют в работе современное оборудование в государственных больницах. Но в поликлиниках ситуация плачевная, в том числе из-за маленьких зарплат.
— Я знаю, когда люди обращались за экстренной помощью, моментально проводили кучу исследований, всевозможные брали анализы совершенно бесплатно, и проводили, и делали это всё в обычных городских больницах. Но поликлиники опять же страдают от недостатка специалистов, а это значит большие очереди, невозможность сразу записаться к узкому специалисту, нужно ждать какое-то время, и это время доходит до нескольких недель.
Питьевая вода. «За это прям стыдно»
Во многих дворах Краснодара есть свои автоматы с питьевой водой, всё потому что из-под крана люди не решаются набирать воду в кружки. По словам блогера, в Краснодаре не проводится модернизация водопроводов.
— Жители совершенно новых районов, которые выросли в полях буквально за 5 лет, жалуются на качество воды, будто местным сетям 100 лет. Пока власти получают негатив от населения, зарабатывают на этом продавцы воды.
Общественный транспорт. «Только Москва платит больше»
— Краснодар мечтает о том, чтобы общественный транспорт был большим, его стало больше, и он был дешевле, но пока это только мечты, — рассказывает в ролике Южанин, показывая на проезжающий мимо пазик.
Новый транспорт закупается ежегодно, но растет и стоимость проезда, при этом салонов с кондиционерами существенно больше не стало, отмечает блогер. Многие ездят на работу с пересадками, а это существенные траты.
Ранее 93.RU писали, что на большинстве маршрутов частных перевозчиков этой осенью подняли проезд до 55 рублей, в ближайшее время до 50 рублей вырастет цена за билет в муниципальном транспорте: в трамваях, троллейбусах и автобусах от КТТУ.
— Только Москва платит больше, хотя если сравнить с картой «Тройка» и с масштабами, Краснодар всё равно дороже. Дорогой город становится, прям не для каждого.
Из плюсов Южанин назвал введение в последние годы бесплатных школьных проездных на 50 поездок в тех районах, где отменили школьные автобусы.
Центр города. Благоустройство от Галицкого
Большую часть выпуска Южанин снимал в центре города. Так, например, он рассказал, как за Цветочными часами на пересечении Гаврилова и Красной снесли заброшенный рынок, на месте которого в сентябре этого года открыли сквер.
Во время съемок как раз активно велись работы по благоустройству бульвара вдоль центральной улицы Краснодара — Красной: от Буденного до Гаврилова. Украшением занимается фирма Сергея Галицкого, того самого бизнесмена, который построил парк «Краснодар». На бульваре в преддверии Нового года устанавливают светящиеся арки, звёзды и различные арт-объекты. Больше фото можно посмотреть в фоторепортаже 93.RU.
Южанин отметил, что многие краснодарцы благодарны Галицкому за то, что он показал, какой комфортной и красивой может быть городская среда.
По традиции, говоря о центре, зашел разговор об улице Красной, которая еще несколько лет назад была по выходным пешеходной. Сейчас же этого нет.
— Почему-то власти города подумали, что набережная в той же самой Анапе или Геленджике — это как бы нормально, толпы туристов, шныряющих там днем и ночью. А вот Красная — это опасно. Почему? Я понимаю, что есть определенные пределы безопасности, но с другой стороны — почему именно улица Красная? Повторю: все центральные улицы наших курортных городов, да даже в Ростове, пешеходные части есть, существуют и радуют глаз, но у нас, как-то знаете, сильно берутся за безопасность, — рассуждает Южанин.
Что говорят жители о Краснодаре?
По ходу выпуска периодически блогер обращался к местным жителям и спрашивал их мнение по поводу жизни в Краснодаре. Их ответы приводим ниже.
— Мы недавно переехали из Казахстана — рассказывает жительница микрорайона Россинского, которая живет здесь четыре месяца. — Мы особо никуда и не ходим, только здесь вокруг района, погода нас устраивает, потому что там, где мы жили, такая же погода. Единственное — ветер бесит нас. А так нормально. Люди здесь добрые, молодежь нормальная. Но продукты здесь дороже и коммуналка дорогая… И воду покупаем питьевую, из крана — ни в коем случае, это тоже бесит. Здесь можно жить, дети сразу устроились — без проблем.
— Тут работы больше, платят намного лучше, молодежь может найти работу и за 100 тысяч рублей, — говорит молодая девушка, которая переехала в Краснодар из Славянска-на-Кубани.
— Сюда стремятся со всего мира. У нас перенаселение, потому что здесь слишком хорошо, — уверена жительница Фестивального микрорайона, которая рассказала, что в ее районе хорошая инфраструктура, многое красивых ресторанов, нет пробок и немаловажно — удобное расположение по отношению к другим районам.
— Город меняется, конечно. Честно говоря, приходится испытывать дискомфорт из-за обилия людей, машин, — рассказывает коренная краснодарка. — В выходные гулять по Красной стало некомфортно.
— Общественного транспорта катастрофически не хватает, — дополняет рассказ краснодарцы ее спутник. — Особенно в новых районах. Они обделены нормальным транспортом, под нормальным транспортом я понимаю трамвай, который едет без пробок, потому что маршрутка не спасает, она становится в ту же пробку со всеми. Цены, скажу честно, тут не низкие. Те, кто приезжают с севера говорят, что наши же продукты у себя покупают дешевле.
В заключение Южанин отметил, что Краснодар — город контрастов, он может быть как уютным и низким, так и высоким и современным. А на вопрос, стоит ли сюда переезжать, однозначного ответа нет.