Сочинский краевед Владимир Костиников возмутился теми небылицами, которые придумывают в Сочи о выдающихся и очень приличных людей из своей истории. И решил перечислить все сплетни в одной статье.
Самая гнусная клевета — на героического казачьего офицера, одного из первых автомобилистов Черноморского побережья, садовода, винодела — Андрея Валерьяновича Квитко, хозяина дачи-замка на «Красном штурме».
Пересказываются отвратительные сплетни о каких-то изнасилованиях в его доме. То этим занимаются группы жандармов, то управляющие и сторожа дачи, то группа отдыхающих чекистов, которых потом убивает из нагана мать изнасилованной, и сама она вешается тут же. Приплетается к этим сплетням Алла Борисовна Пугачева, которая якобы хотела купить дачу, но почувствовала плохую энергетику, обратилась к астрологу, которого тоже, как понимаете, на этой даче того!
Часто приличных людей в Сочи считают лудоманами. Великому Федору Ивановичу Шаляпину приписывают болезненную страсть к картежной игре. Рассказывают и пишут, что якобы он выигрывал в карты вначале дачу Куропаткина, а потом дачу Солдатёнковых. В обоих случаях на следующий день он эти дачи проигрывал. А однажды Шаляпин отправился играть в карты на дачу Квитко! Вы представляете, какие последствия это имело?
Лудоманом сочинцы считают и Даниила Васильевича Драчевского. Он якобы выиграл в карты у еще одного лудомана — принца Ольденбургского — участок земли на берегу Мзымты и потому прозвал имение «Случайное». Но ведь земли эти Драчевский купил (не украл, не вымогал) у Гарбе во время первой революции. По случаю тревожных событий Гарбе очень дешево продал участок, оттого — «Случайное».
Легендарного основателя сочинского чаеводства Иуду Кошмана разоблачили в познавательной передаче «Наш Сочи». Оказалось, что Кошман жил до Сочи в Батумском царстве (именно так в передаче и сказано!). Там он, разумеется, совершил чудовищные преступления. Для начала — по его вине упали стропила на строительстве дома. Потом за ним гонятся жандармы (а как вы понимаете, политическая полиция не за стропила преследует, а за государственные преступления). Убегая от жандармов в Сочи, Кошман напоследок еще раз проявил свою преступную сущность — он украл мешок чайных семян.
Сочинский архитектор Наталья Захарова «разоблачила» крупное мошенничество владельцев известной дачи в мавританском стиле. Первого владельца — замечательного костромского губернатора Алексея Порфирьевича Веретенникова — архитектор почему-то называет «купцом».
«Купец», желая скрыть имущество, записал дом на знаменитого оперного певца Шевелева, а Шевелев, не будь дурак, тут же «отжал» имущество.
Текст архитектора Н. Захаровой, из которого мы понимаем причины подобных публикаций: «…тем интереснее»! Есть, есть у нас люди, которым интересно рассказать глупую сплетню.
В рассказе про архитектуру пансиона «Светлана» мы узнаём еще о двух сочинских знаменитостях, «разоблаченных» как ординарные жулики. Цитирую: «Фронштейн и его жена были сосланы в Сочи как „народовольцы“. Там ему знакомый по университету немец Гарбе предложил поработать на строительстве дачи купца Мамонтова. При этом Гарбе сообщил, что „у моего хозяина денег много — строй заодно и дом для себя“. Фронштейн отстроил 20-комнатный особняк».
Каково? Жулик на жулике! Интересно-то как! И никого не смущает, что между постройками у Мамонтова и строительством у Фронштейна прошло около 30 лет.
Это что же, позвольте спросить, будут рассказывать про нас и наши времена будущие поколения сочинцев?