![](https://n1s1.hsmedia.ru/b2/78/3c/b2783c2f8bc7cc66e6b142a518d73a9d/656x438_1:5643_b6a533dcbd78fff21fc82b0d35d810ad@3000x2000_0xFjPUbPjR_8099746058276774755.jpg.webp)
«Новостройки в большинстве своем панельные или кирпичные массивы, скучно. Дома стоят плотно друг к другу, малоэтажные дома повсеместно соседствуют с высотками. Краснодар же сломал систему правил градостроительства и по факту имеет малоэтажный центр и многоэтажную окраину», — читатель сайта «Не сидится» сравнил Краснодар с другими крупными городами страны, в которых ему удалось пожить. Отзыв получился обстоятельным, а сравнение вышло весьма неоднозначным.
Три урожая за год
Кто бы что ни говорил про жару, климат в Краснодаре однозначно лучший. Есть возможность построить дом с бассейном и плоской крышей. Также можно ездить на велосипеде круглый год (за исключением отдельных дней зимы, если снег или гололед).
В огороде можно вырастить практически все, если приспособиться к специфике местного хозяйства (жара и постоянная борьба с вредителями). Иногда даже два урожая за год. Даже три урожая можно за год (это не шутка!), главное — не лениться.
Пробки 12 баллов
На мой взгляд, все плохо, но лучше, чем в среднем по России. Если сравнивать с Екатеринбургом, у Краснодара нет кольцевой дороги вокруг города, в результате чего поток отдыхающих, которые едут на море, едет через сам город. Открыли участок трассы М-4 Дальний западный обход, но он платный и лишь в одну сторону.
Железные дороги лежат на поверхности, то есть в уровень с самим городом, тем самым разрезая его на части, создавая узкие горлышки в виде Садового и Северного мостов через эти пути, которые уже давно не тянут транспортный трафик.
Внутри городской застройки нет виадуков, почти все ключевые транспортные артерии города — это улицы, причем загруженные по полной коммерцией и т.п. По итогу имеем стабильные 7 баллов пробки в спокойном режиме и 10 баллов в дождь. А если в город пожалует важное лицо, готовьтесь к экстремальным 12 баллам и парализации движения, ибо эти улицы перекроют. 90% улиц города очень узкие!
![](https://n1s1.hsmedia.ru/1d/d2/47/1dd24786a5a48b54ed6a59c2d3133c34/656x438_1:5643_0bd57c66d75ef60091592bf713a75b1f@3000x2000_0xJ71x3Sff_2217887314896287616.jpg.webp)
С парковками все сложно
Через реку Кубань преступно мало мостов, учитывая население города в 1,5 млн человек (не верьте источникам, где пишут, что меньше) и то, что в Краснодаре работают жители соседнего региона Адыгея, который находится на противоположном берегу реки. Ситуация тяжелая. Мостов всего два плюс проезд через дамбу. А состояние одного из мостов как бы кричит: «Держите меня, я падаю...» Слава богу, построили новый мост вместо старого, очень хороший, широкий, красивый. На мой взгляд, городу нужны срочно еще минимум три новых моста.
При вышеупомянутом классном климате в городе беда с велодорожками, их практически нет. Нет единой сети, все существующие исключительно фрагментарны и очень часто запаркованы.
Строят новые трамвайные линии, половина состава — это новые и удобные трамваи! Трамвай — это кульминация смекалки местных властей в вопросе строительства метрополитена, которого, к слову, в городе нет. Даже если построят линии подземного метро, там будет ездить трамвай, это любовь навсегда!
С парковками все очень сложно, если вкратце, то все настолько плохо, что кинуть машину прямо на дороге (на проезжей части) стало нормой, потому что больше негде. Краснодарские водители маршруток самые многозадачные и матерые на всей планете Земля, это надо своими глазами видеть! Если вы из Питера, вас ждет культурный шок. В пробке водитель может выйти покурить или сходить в магазин.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/7e/40/bc/7e40bcf696bc2756aa1874d947457ffb/656x438_1:5643_b61a2113a423a2032da0c6cdbc38edb0@3000x2000_0x6EOcKsoB_4688842434425355471.jpg.webp)
Краснодар сломал систему
Планировка города в случае с Краснодаром — это ее отсутствие. На протяжении последних 10−15 лет принцип планирования был таков: «Это сюда, а это туда...» Взгляните на карту города и сами все поймете. Только в последние пару лет вроде бы взялись за этот вопрос, сейчас пытаются как-то исправить это недоразумение.
Но за времена архитектурной смуты появились такие шедевры, как район Музыкальный, поселок Российский и т.п. Но есть и обратная сторона вопроса. Феномен в том, что при этом хаосе в городе возникают точки, куда, видимо, падает божественный свет, и там строится лучший парк в России и один из лучших в Европе!
Парк Галицкого (он же парк «Краснодар») — это просто фантастика! Если вы про него не слышали, это тоже фантастика. Невероятно красивый объект. Также к числу современных архитектурных чудес города я бы отнес ТРЦ OZ Mall и стадион при вышеупомянутом парке.
Новостройки в большинстве своем панельные или кирпичные массивы, скучно... Есть, конечно, приятные исключения, но, на мой взгляд, в Екатеринбурге, например, новостройки намного красивее. Дома стоят плотно друг к другу, малоэтажные дома повсеместно соседствуют с высотками. Краснодар же сломал систему правил градостроительства и по факту имеет малоэтажный центр и многоэтажную окраину. Архитектурные стили максимально намешаны во всех вариациях, 100%-ный винегрет! Преимущество у города — это парки и скверы, их много, город зеленый.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/18/75/a8/1875a8d486e904d77bda15ef40027e95/656x438_1:5643_eeab218965877760415524583d5770f3@3000x2000_0xlBGgh3ON_2842527104426073157.jpg.webp)
1-й «Я» стал нормой
В городе все переполнено и все перегружено. В школах 1 «Я» класс уже норма. В поликлиниках готовьтесь к бою с седыми стражами порядка — «мне только спросить» здесь не прокатит. За медуслугами идите в частные клиники, там все лучше даже, чем в Москве.
Город переполнен, и это чувствуется везде и во всем. В 2024 году власти обещают запустить 11 новых школ и еще больше детских садов. Больниц остро не хватает. Качество услуг среднее.
Жизнь дороже, чем в Москве
Ведение бизнеса, как и по стране в целом, тяжелое, но сильно лучше, чем практически везде в России. Ощущается неплохая покупательская способность населения. Работа есть, ее много, но она не для всех специальностей.
Зарплаты примерно на уровне Екатеринбурга, выше, чем в Новосибирске, Самаре или Нижнем Новгороде и чуть меньше, чем в Питере, а вот стоимость жизни дороже, а цены в магазинах порой выше, чем в Москве. Недвижимость по отношению к доходам тут очень дорогая, но ситуация сильно лучше, чем в Москве.
![](https://n1s1.hsmedia.ru/ec/51/5d/ec515d79f6a1ca080e9f25e915894864/656x438_1:5643_eeb87a431ae7d2834698be929be34be6@3000x2000_0xdL13vwv6_8326706804625699734.jpg.webp)
Больших заводов нет
В городе самая развитая отрасль — это торговля. Она тут развита просто до безумия хорошо! Огромные и крутые ТРЦ, коммерция везде и много, услуги на любой вкус, цвет и кошелек. Вторая отрасль — это недвижимость. Третья — малые и средние предприятия, как правило аграрного характера, обрабатывающие и цеха сборки. Больших заводов здесь нет. Отдельно бы вынес местную частную медицину как отрасль, это начинает превращаться в региональный медицинский хаб.
Город не бедный, это точно! Здесь главный офис сети магазинов «Магнит», еще город имеет свойство вытягивать в себя бизнесы и компании из соседних городов, например из Ростова и Волгограда.
На набережной воняет
По сравнению с любым миллионником России, Краснодар однозначно самый чистый город. За ним ухаживают, и это заметно.
Единственный значимый источник загрязнения воздуха — это автомобили. А вот в реку Кубань сливают дурно пахнущие воды, поэтому в самом дорогом элитном районе города на набережной воняет!