В последнее время коттеджный поселок «Крепость» стал попадать в поле зрения кубанских СМИ: именно там местные жители жаловались, что их дети ходят в школу по пыльному бездорожью, а власти Краснодара на пресс-брифинге перекладывали вину за это на застройщика. Для того чтобы понять, какие проблемы тут есть и кто должен их решать, журналистка 93.RU Анастасия Пирожникова побывала в поселке, поговорила с местными жителями и задала вопросы застройщику.
Тротуар раздора
Я приехала в «Крепость» в минувшую пятницу, 22 сентября, на встречу с активом поселка.
— Руины, вон, видите руины? — показывают люди на «пятачок» на въезде в поселок. Там раньше был офис продаж. Его снесли два дня назад.
По словам активистов, после того как они пожаловались в соцсетях на то, что в «Крепости» проблема с дорогами и тротуарами, а дети ходят в школу № 100-ф в Плодородном через поле, их «прокляли, обиделись и открыли полностью поселок» — застройщик убрал шлагбаум и бетонные блоки.
Если раньше по единственной заасфальтированной улице поселка — Новодмитриевской — ездили только грузовые машины застройщика «НВМ», то теперь по этой дороге бетономешалки несутся на стройки в Плодородном.
«Они, [бетономешалки], просто идут одна за другой, причем они несутся на такой скорости, что это вообще…»
Решение застройщика открыть выезд люди считают эмоциональным и связывают с тем, что активисты попросили сделать нормальный тротуар детям. Дело в том, что сейчас пешеходная дорожка вдоль Новодмитриевской слишком узкая, два человека с трудом расходятся, а рядом в опасной близости проносятся грузовики и машины.
Потом тротуар и вовсе заканчивается, остается лишь проезжая часть, которая затем обрывается и начинается щебенка. Люди просили расширить «эту козью тропку», доделать тротуар и дорогу хотя бы до конца поселка. А в идеале — сделать еще дорожку через поле чернозема к Плодородному.
— Ну хотя бы чтобы довел вот эту бетонную дорогу, которая идет по Новодмитриевской, до конца «Крепости» и продлил тротуар до конца. Хотя бы. Ну а дальше мы будем уже как-то сами пытаться выходить на депутатов, на органы власти, пробовать продлить еще дальше, — объяснил один из активистов.
Поселок мечты
КП «Крепость» находится между поселками Индустриальным, Плодородным, Краснодарским и Николино Парк. На «Яндекс.Картах» «Крепость» выглядит как огромный прямоугольник в поле напротив улицы Дорожной.
На официальном сайте застройщика «Крепости» — ГК «НВМ» — раньше была страница с рекламой этого проекта. В частности, там говорилось, что на территории поселка «откроются детские сады и школа, парк и детские площадки, на первой линии планируется открытие торговых и развлекательных объектов», получено разрешение на строительство школы на 1550 мест. Правда, речь шла про школу № 17-ф, которую построил другой застройщик — «Инсити». В прошлом сентябре туда пошли дети.
Сейчас эта страница удалена, но ее копия сохранилась в веб-архиве. Актуальной информации о «Крепости» на сайте «НВМ» попросту нет: этот поселок не упоминается ни среди реализованных объектов компании, ни среди строящихся.
Есть еще так называемый «официальный сайт КП "Крепость"», который сверстан так же, как сайты других объектов «НВМ» (например, КП «Изумрудный город» и «Золотой город») с одним и тем же контактным телефоном. На этом сайте сказано, что «территория находится под охраной и оснащена системой видеонаблюдения, включая вашу и гостевую парковку», «для детей существуют специальные зоны отдыха: детские площадки и мини-поля», да и вообще, «КП «Крепость» — это жилье в элитном поселке комфорт-класса».
Это еще не все плюсы этого поселка. Например, въезд туда, как говорится на сайте, возможен только через ворота, что «позволяет жильцам по-настоящему расслабиться и забыть обо всех тревогах, связанных с безопасностью». Есть и план территории поселка. На нём нарисованы шесть детских садов и три школы.
Правда, если открыть на сайте раздел с техническими характеристиками КП, то ситуация уже другая: согласно нему, охраны, гостевой парковки, спортивной и детской площадок там нет, а вот детсад и школа всё же есть.
На ютьюб-канале ГК «НВМ» есть видео про «Крепость», опубликованное в ноябре 2021 года. Из него можно узнать, что коттеджный поселок находится в «экологически чистом» районе Краснодара, «рядом есть вся необходимая инфраструктура»: крупные торговые комплексы и гипермаркеты, частная и государственная медицина, детские сады и 62-я школа, на территории строится школа на 1550 мест.
Дорога в школу
Всего в поселке, по словам местных жителей, около 180 детей. Вся «Крепость» приписана к 62-й школе в Индустриальном. Детей туда возят школьные автобусы. Они останавливаются на улице Дорожной (остановка «Питомник») напротив «Крепости», на территорию самого поселка «школьники» не заезжают.
— Жители обращались к нему, [застройщику], чтобы автобус заезжал непосредственно в «Крепость». Он не разрешил.
Разговоры об остановке школьного автобуса на территории поселка идут уже третий год, жалуются активисты. Они объясняют, что застройщик предлагает детям садиться на «школьники» на остановках общественного транспорта на улице Дорожной, но дело в том, что: а) безопасного тротуара к ним нет, б) освещения тоже нет, возвращаться по вечерам просто опасно.
— У нас много раз были случаи, когда детей наших «крепостных», скажем так, чуть не сбивали «Газели», КАМАЗы.
По мнению местных жителей, остановку по всем техническим требованиям можно сделать в поле, где заканчивается 8-й квартал поселка. Причем пообещали ее людям еще в апреле, когда была встреча жителей с застройщиком и представителями администрации.
— Поднимался вопрос автобуса, было обещано, что автобус-«школьник» будет заезжать и проезжать до конца жилых кварталов. Здесь оборудуют стоянку, потому что автобус к нам почему не заезжает — он здесь не может развернуться.
Помимо остановки школьного автобуса, людям пообещали уличное освещение и тротуар до новой школы № 100-ф в Плодородном. После этого многие жители подали документы в это учреждение.
«Нам пообещали, все были воодушевлены, но учебный год начался, а ничего не происходит»
Другая часть детей из «Крепости» ходит в школу № 17-ф на Адмирала Крузенштерна, которую открыли год назад. Они добираются туда на маршрутках.
Так мы подобрались к еще одной проблеме поселка — общественному транспорту. Как говорят местные, ходит он «отвратительно». Дело в том, что по Дорожной курсируют маршрутки № 146а и 170а, но одна приезжает раз в полтора часа, другая — раз в 40 минут, жалуются активисты.
«Едут они безумно забитые, настолько, что люди аж вываливаются»
Власти знают об этой проблеме. На пресс-брифинге директор департамента транспорта Андрей Белугин сообщил, что на маршруте № 146а работают 13 машин, а на 170-м маршруте — две. По словам Белугина, ни изменение количества машин, ни изменение их интервала движения ситуацию не решит — поможет только реконструкция дорог рядом.
— Мы проводили мониторинг пропускной способности самой дороги, которая загружена в часы пик, добавляли количество графиков, но они, [маршрутки], просто в утренние часы скапливаются в этой пробке, и вывезти людей не представляется возможным, — пояснял начальник отдела организации перевозок Виктор Балацкий.
Проблемы слились, перепутались
О какой же пробке говорил Балацкий? Вероятно, о той, что стала скапливаться в этом районе после установки властями светофора на Лаперуза. Его просили установить жители поселка Российского, но вместо пешеходного светофора на перекрестке улиц Лаперуза, Дорожной и Краеведа Соловьева там появился светофор, изменивший приоритет дорог.
Местные жители считают, что он настроен неправильно, но переводить светофор в другой режим власти не будут. Решить проблему с пробками чиновники собираются путем реконструкции улицы Краеведа Соловьева и перекрестка, увеличив количество полос с двух до четырех.
Работы уже начались, их проводит за свой счет застройщик «Инсити». Власти считают, что, когда реконструкция закончится, в том районе станет «проще и легче двигаться». При этом местные говорят, что до установки светофора таких сильных пробок не было.
«Пробка раньше была, как во всём городе, утром и вечером. А со светофором она стала круглосуточной»
— По любым вопросам: везешь ребенка в садик, на какие-то дополнительные занятия, секции, в поликлинику, в магазин за продуктами, едешь на работу, — всё через светофор. Если раньше можно было метнуться быстренько, допустим, в аптеку, то теперь ты должен простоять 30 минут в пробке, — жалуется еще одна активистка, мама троих детей.
Другой местный житель говорит, что сейчас вопрос светофора уже не такой актуальный, потому что люди хотя бы видят, что реконструкция дороги началась.
— Все наши проблемы слились между собой, перепутались. Не было бы светофора, было бы здесь безопаснее. Но опять же — нет освещения, стоит пробка, люди объезжают по обочинам, детей зацепят, потому что их не видно, — говорит одна из собравшихся активисток.
В качестве подтверждения мне показывают эту фотографию — по такой темноте школьники переходят дорогу вечерами.
Активисты говорят, что обращались в администрацию Краснодара с просьбой сделать им свет через Дорожную, чтобы не так опасно было идти с остановки по вечерам, но власти переадресовали этот вопрос застройщику.
«Исключительно личное волеизъявление»
Портал 93.RU обратился за комментарием к представителям застройщика, чтобы узнать, будут ли как-то решаться озвученные жителями проблемы. Касательно заезда школьных автобусов в «Крепость» нам сообщили, что 5 сентября этого года к застройщику обратился директор школы № 62 и попросил обустроить остановочные пункты на территории поселка. «Процесс запущен в работу» — подходящий участок для остановки подыскивают.
Ситуацию, по словам застройщика, осложняет то, что «практически все участки» в «Крепости», в том числе дороги, не принадлежат ИП Намоеву Сиябанду Темуровичу — сыну основателя ГК «НВМ» Темуру Намоеву.
— КП «Крепость» — это отдельные земельные участки и строения, которые возведены по индивидуальным договорам подряда. Все обязательства, предусмотренные данными договорами, выполнены: объекты построены. Но так как мы обеспокоены безопасным и комфортным проживанием граждан на территории поселка, на добровольной основе мы принимаем все меры для достижения положительного результата.
Тротуары в «Крепости» обустроили тогда, когда вся земля принадлежала компании «НВМ», заявили представители застройщика. Сейчас практически все участки уже проданы, а юрлицо не может строить на частной территории.
— Чтобы продолжить строительство тротуаров, необходимо согласие каждого собственника на строительство по его участку либо образование товарищества собственников и общего голосования.
На вопрос, планируют ли заасфальтировать до конца центральную улицу поселка и дороги между кварталами, нам ответили, что все работы по благоустройству территории поселка — «исключительно личное волеизъявление застройщика», добавив, что «все центральные проезжие части заасфальтированы».
Асфальтированной тропинки через поле к школе 100-ф в Плодородном также вряд ли стоит ждать. Со ссылкой на администрацию города застройщик пояснил, что эта земля «не является дорогой, проездом и т. д.», и принадлежит федеральному предприятию, занимающемся развитием сельского хозяйства.
Кто даст просто так в полях дома строить?
— При заключении договора менеджер показывает красивый план. Там есть школы, аллеи, садики, детские площадки, остановки красивые, всё заасфальтировано, всё везде классно. Он говорит: «Вот вы будете жить в таком поселке, это сделает застройщик». Конечно, все хотят жить в таком прекрасном месте и покупают дома. А в договоре — дом, газ, ворота, коммуникации, — рассказывает один из собственников дома в «Крепости».
Ожидания покупателей и реальность не совпали потому, что люди заключили договор на выполнение работ, согласно которому застройщик обязан был построить дом на размежеванном земельном участке под ИЖС. Никаких обязательств по созданию инфраструктуры он на себя не брал.
Согласно договору (копия одного из них есть в распоряжении редакции), исполнитель обязан провести коммуникации, сделать ограждение, построить и ввести в эксплуатацию дом. Участок переходил покупателю в долевую собственность. Договор заключался с ИП Намоевым Сиябандом Темуровичем — сыном основателя ГК «НВМ» Темуром Намоевым.
— Когда, допустим, покупаешь [квартиру] у любого застройщика многоэтажки, они же там тоже не прописывают, что они будут территории благоустраивать, но тем не менее они же это делают, — возмущается одна из собравшихся активисток. — Прежде чем давать разрешение на застройку коттеджного поселка, наверное, где-то в градостроительстве или в архитектуре был предоставлен вот этот план: красивая картинка с фонтаном, иначе бы не дали [разрешение]. Кто даст просто так в полях дома строить без инфраструктуры?
В департаменте архитектуры и градостроительства Краснодара порталу 93.RU рассказали, что коттеджные поселки в основном представляют собой земельные участки под ИЖС, поэтому в департамент застройщик не обращается — разрешение на строительство и проектная документация не нужны. Полный ответ ведомства читайте по этой ссылке.
Люди говорят, что перед покупкой им предлагали съездить в КП «Золотой город», который также построила ГК «НВМ». Они объясняют, что им показывали «красивые картинки, буклеты, видео на ютьюбе» о том, как будет выглядеть «Крепость», вот они и поверили. А после того как стройка закончилась и люди напомнили, что им обещали еще и инфраструктуру, застройщик посоветовал внимательней смотреть в договор.
Дом по цене квартиры
В рекламных буклетах и на сайте «Крепости» говорилось, что коттеджный поселок рассчитан на 5000 домов. Сейчас там продажи от застройщика, по наблюдениям жителей, уже не ведутся. При этом часть домов здесь «инвесторские» — их покупали для продажи.
На стадии строительства в 2021 году в «Крепости» можно было купить двухэтажный дом за 3,8 миллиона рублей. Сейчас жилье там стоит примерно от 5,5–6 миллионов. Дома сдаются в предчистовой отделке и к их качеству у жителей претензий нет.
— К домам, по большому счету, нету никаких претензий. В прошлом году у меня дом строился, шла стройка. Он, [застройщик], был тогда в чате в общем с владельцами. Если какие-то были вопросы или замечания, или где-то строители накосячили, это всё быстро исправлялось. У нас был диалог. Допустим, пошел сезон дождей, а у меня крышу не накрыли. Я попросила ускорить, и у меня буквально через два дня уже крыша стояла. Я даже удивлялась, насколько человек своего слова, я ему такие письма благодарственные писала, — вспоминает местная жительница.
Частная территория
Напомним, что в рекламе говорилось о том, что коттеджный поселок будет находиться «под руководством управляющей компании». Но ее нет до сих пор.
— Во-первых, земли его, [застройщика], во-вторых, здесь еще достаточно настороженно люди относятся к различным формам самоорганизации, пока еще нет единого согласия, понимания. Кто-то надеется, что все-таки застройщик доведет до конца, кто-то говорит, что пора организовываться, кто-то говорит, что у меня уже есть дом, мне больше ничего не надо.
У каждого собственника заключены свои договоры на электороснабжение, газоснабжение, вывоз мусора. Поэтому, как считают некоторые, «управляющей компании здесь и не нужно».
— Всё остальное — это дороги, а они в частной собственности. То есть, если бы они были в долевой собственности между всеми жителями, тогда можно было было организовать ТСЖ и мы могли, как в обычном многоэтажном доме, заниматься благоустройством вокруг территории. Мы этого сделать не можем. Это частная собственность.
Когда собственники обращаются к застройщику с вопросами, он, по их словам, заявляет, что передал дороги городу. Люди считают, что это не так. Слова директора Департамента транспорта Краснодара Андрея Белугина на пресс-брифинге это подтверждают.
— Это частная территория, муниципалитет зайти туда не может. <...> Владелец этого коттеджного поселка так нам навстречу и не пошел, — говорил Белугин, объясняя, почему власти не смогли сделать остановку школьного автобуса на территории.
Нет диалога
Активисты считают, что застройщику нужно «выходить на связь с народом» и рассказывать о планах по благоустройству поселка, ведь «есть люди, которые живут здесь три года, и они не понимают, когда это всё закончится, потому что здесь грязь и пыль».
— Мы понимаем, что поселок еще не сдан до конца. Мы всё это прекрасно понимаем. Доделывай свои дальние кварталы. Но ближние кварталы, где люди уже три года живут, сделай эти части. И мы, кто дальше живет, будем видеть, что действительно дела делаются, мы подождем, не будем поднимать все бучи в интернетах и везде.
Активисты сетуют, что раньше застройщик выходил с ними на связь, организовывал личные встречи, а сейчас «бросил на произвол судьбы».
— У нас диалога нет с застройщиком. Пропал диалог. Он был раньше, плохонький, но был. Сейчас нету, мы не можем ни свою позицию донести, ни его понять, что он хочет, что дальше будет. Донесите в статье, что мы не хотим ругаться с нашим застройщиком. Мы, наоборот, хотим диалога. Пусть он нам объяснит, только по-честному, что, когда, как и чего нам ждать, и пускай сроки обозначит.
Корреспондентка 93.RU встретилась с активистами «Крепости» в пятницу, 22 сентября, и в тот же день направила представителю застройщика вопросы о наболевших проблемах жителей. На следующий день с ними встретился сам застройщик. Теперь жители надеются, что в ближайшее время их ситуация улучшится.
Обязательства выполнены — дома построены
На вопрос, будут ли построены на территории поселка социальные объекты, магазины и аптеки, представители застройщика снова подчеркнули, что «Крепость» — «это отдельные земельные участки и строения, которые построены по индивидуальным договорам подряда», и все обязательства по договорам выполнены — дома построены.
— «Крепость» возведена по индивидуальным договорам бытового подряда, где каждый из жителей владеет своим участком по своему усмотрению, общего долевого имущества в поселке нет. Строительством домов в «Крепости» занималось отдельное юридическое лицо — подрядчик ИП Намоев С. Т. в рамках заключенных договоров с гражданами-заказчиками.
Представители застройщика сообщили, что передали администрации Краснодара около шести гектаров земель, ранее принадлежавших ГК «НВМ», для строительства социальных объектов — школы и детсадов.
Корреспондентка 93.RU напомнила, что рекламные буклеты «Крепости» обещали покупателям «парковую зону 70 га, 3 детские площадки, 6 детсадов и 2 школы, благоустроенную охраняемую территорию, центральное газоснабжение», и спросила, когда это всё появится.
— С ГК «НВМ» работает огромное количество как индивидуальных риелторов, так и риелтерских агентств, которые могут вводить покупателей в заблуждение с целью быстрой реализации объекта. Но за их деятельность ГК «НВМ» не может нести ответственность, — ответили представители застройщика.
С таким ответом сложно не согласиться, но вот обращение непосредственно основателя ГК «НВМ» Темура Намоева. В нём говорится, что компания гордится своими коттеджными городами, в том числе «Крепостью», потому что там есть всё — «от супермаркета до фитнес-центра, от детского сада до образовательных центров на любой вкус». Ничего этого в «Крепости» корреспондентка не нашла.
Самую оперативную информацию о жизни Краснодара и края можно узнать из телеграм-канала 93.RU и нашей группы во «ВКонтакте».