Администрация Краснодара 19 сентября провела пресс-брифинг, посвященный тому, как ученики добираются в школы после отмены школьных автобусов. Также чиновники рассказали, как обстоят дела с нехваткой учителей и во сколько смен учатся дети.
Журналистка 93.RU побывала на мероприятии, задала вопросы, волнующие горожан, и записала все ответы. Максимально краткую (по возможности) расшифровку брифинга читайте ниже.
- Получилось ли сэкономить на отмене школьных автобусов?
- Можно ли вернуть школьные автобусы хотя бы для начальных классов?
- Правда ли, что детей в маршрутках сопровождают педагоги?
- Про проездные карты для школьников
- Почему нельзя всем школьникам выдать проездные?
- О мониторинге школьного пассажиропотока и «оптимизации»
- Про светофор на Лаперуза
- Про светофор возле ЖК «Западный город»
- О ситуации в коттеджном поселке «Крепость»
- Можно ли увеличить количество автобусов на маршрутах № 170а и 146а?
- Проблема с остановками, где автобусы идут как в одну, так и в другую сторону
- Про 32-ю маршрутку в «Золотой город»
- Про тротуар из «Золотого города» до школ
- Про проблемные маршруты: 75-й, 83-й, 29-й
- О третьей смене в школах
- О нехватке учителей и их зарплатах
Получилось ли сэкономить на отмене школьных автобусов?
Напомним, в Краснодаре с начала учебного года власти отменили школьные автобусы в черте города и оставили их только в пригороде. Это решение называют «оптимизацией системы подвоза учеников» и следованием федеральному законодательству. В качестве альтернативы школьникам предложили ездить на обычных маршрутках, выдав по 50 проездных на месяц. Действует проездная карта далеко не на всех маршрутах. Родители критикуют отмену школьных автобусов, потому что считают, что ездить в переполненных маршрутках маленьким детям опасно.
Журналист ГТРК «Кубань». Есть ли понимание, сколько город сэкономил на оптимизации школьного подвоза?
Андрей Белугин, директор департамента транспорта Краснодара. Дело даже не в сумме, которую сэкономил город. Мы говорили первоначально, что на сегодняшний день те транспортные средства, которые используются для школьного подвоза, их уже не хватало — количество школьников росло. Сегодня вместо 299 школьных автобусов мы используем 239. Остальной транспорт не используется, он списывается, потому что срок эксплуатации машин был больше 10 лет.
Можно ли вернуть школьные автобусы хотя бы для начальных классов?
Журналистка 93.RU. Пока все школы в шаговой доступности не будут построены, хотя бы те, что обещают сдать в следующем году, возможно ли, как родители просят, вернуть школьный подвоз для учеников начальных классов?
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Мы опять возвращаемся к вопросу оптимизации школьного подвоза. Во-первых, у нас федеральным законом не предусмотрен подвоз внутри города. Второе — нет количества транспортных средств, чтобы осуществлять школьный подвоз. Мы запустили маршруты по брутто-контракту, это не те автобусы, которые по нерегулируемому тарифу ездят [а лучше]. Поэтому возвращать не будем.
Правда ли, что детей в маршрутках сопровождают педагоги?
Журналистка 93.RU. Телеканал «Краснодар» в своем сюжете о ситуации вокруг школы 17-ф на улице Адмирала Крузенштерна (там рассказывалось, что родители бросают авто на дороге) предлагал родителям отправлять ребенка на общественном транспорте, сообщая, что «самых маленьких учащихся сопровождают педагоги». Но в школах № 68, 99, 106 и 102-ф никакого сопровождения педагогов нет, и родители вынуждены сопровождать детей сами. В каких школах есть эта функция — сопровождение детей педагогами в общественном транспорте? И планируется ли ее внедрить повсеместно?
Начальник департамента образования Александр Звягинцев. Такая процедура есть, когда детей возят на школьных автобусах, там в обязательном порядке есть сопровождающий. Чаще всего это учитель. Что касается перемещения в общественном транспорте, то такой функции не предусмотрено. Не секрет, что мы испытываем нехватку педагогов, поэтому они загружены, и найти свободного педагога, который бы перевозил детей... этого не предвидится.
Про проездные карты для школьников
— 1 сентября был сбой, это была хакерская атака, которая на 2,5 часа вывела из строя систему оплаты. Сейчас сбоев нет. Как поступать ребенку, если не прошла оплата: мы предупредили перевозчиков, они не имеют по закону права высаживать ребенка до 16 лет, который едет без сопровождения взрослого. Поэтому их никто не высаживает, ни одного ребенка не выгоняли, а довозили до той точки, которая необходима, — рассказал директор департамента транспорта Андрей Белугин.
— Если карта не работает, пусть ребенок просто проходит в салон. Он не должен переживать и оплачивать [проезд] наличкой, — добавил начальник отдела организации перевозок Виктор Балацкий. — Родители, конечно, не могут пользоваться картой, потому что она выдается школьнику.
Почему нельзя всем школьникам выдать проездные?
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Сейчас под эту льготу попадает чуть больше 10 тысяч учащихся. Стоимость этой льготы для бюджета города — 130 миллионов рублей. Если взять всех учащихся Краснодара, а это где-то 196 тысяч детей, то [траты бюджета составят] примерно в 2,5 миллиарда рублей. У города просто таких денег нет.
О мониторинге школьного пассажиропотока и «оптимизации»
Как рассказал директор департамента транспорта Андрей Белугин, перед «оптимизацией» школьного подвоза департамент провел «большую работу, чтобы мы могли детишек комфортно и безопасно довезти до школы»: были установлены дополнительные остановочные пункты, а схему движения общественного транспорта изменили.
— Мы проводили мониторинг [школьного пассажиропотока] с 1 сентября и проводим его до сих пор, скорректировали графики движения [общественного транспорта], и сегодня, слава богу, вроде как у нас всё в порядке, — заявил Белугин.
Начальник отдела организации перевозок Виктор Балацкий уточнил, что мониторинг сотрудники ведомства запустили еще 21 августа, а с 1 сентября он начался официально и продолжается по сей день.
— Мы в онлайн-режиме работаем в части изменения интервалов [движения] или добавления транспортных средств. Корректировки вносились сразу после выявления тех или иных недочетов, — сказал Балацкий.
По его словам, в утренние часы график движения сократили до четырех минут, и после этого ситуация нормализовалась: дети успевают в школу к 08:00. Сейчас чиновники мониторят путь ребят обратно домой после уроков.
— Есть определенные шероховатости, мы их устраняем в онлайн-режиме. В принципе, все недочеты, которые выявили в первых числах сентября, уже устранены, — подытожил Балацкий.
Про светофор на Лаперуза
Напомним, в августе в Краснодаре на перекрестке улиц Лаперуза, Дорожной и Краеведа Соловьева установили светофор. Как объясняли власти, его «очень давно просили жители района», плюс он нужен для безопасности школьников. После установки светофора в том районе стали собираться огромные заторы.
— Мы получали очень много жалоб со стороны жителей [после установки светофора], но еще раньше мы получили около сотни жалоб родителей школьников, которые шли по Лаперуза по новому тротуару, который сделал застройщик, в направлении школы. Этот светофор решает вопрос с безопасным движением пешеходов, — объяснил директор департамента транспорта Андрей Белугин.
Чиновник сказал, что застройщик уже начал реконструкцию пересечения улиц Лаперуза, Дорожной и Краеведа Соловьева, чтобы решить проблему с пробками. Там появятся четыре полосы, сделают ливневку, а сам перекресток претерпит изменения: сделают дополнительные переходно-скоростные полосы, что даст возможность изменить циклы работы светофора.
Журналистка 93.RU. Можно ли настроить светофор так, как просят местные жители: перевести его в режим ожидания («мигающий желтый») с кнопкой для пешеходов, нажав на которую для всех четырех дорог загорался бы красный?
Андрей Белугин. Прорабатывались всячески возможные циклы, их было порядка 10–15. Но, к сожалению, узел сегодня настолько напряженный, поэтому никакой цикл режима светофора в данной геометрии перекрестка просто работать не будет. Поэтому ждем реконструкцию перекрестка (напомним, что работы на перекрестке обещали провести до конца октября. — Прим. ред.).
По словам чиновника, полностью выполнить реконструкцию улицы застройщик обещает до конца первого квартала следующего года.
— После этого, я думаю, там станет проще и легче двигаться, — заключил Белугин.
Про светофор возле ЖК «Западный город»
Жители Западного обхода жалуются на нерегулируемый пешеходный переход в районе улицы Крылатской. Они просят установить светофор, потому что переходить там дорогу детям небезопасно. На брифинге власти объяснили, почему пока не будут этого делать.
Андрей Белугин. Западный обход только недавно передали из краевой собственности в муниципальную. Ни для кого не секрет, что сегодня реализуется концессия «Запад»: у нас по данному участку пойдет трамвай, уже разработана проектная документация на реконструкцию этого участка Западного обхода. Сейчас она будет корректироваться в связи с тем, что появится трамвай посередине, потому что ранее там он не рассматривался краевыми властями. Таким образом, мы пока не планируем там установку светофорного объекта до момента реконструкции участка автомобильной дороги. При реконструкции там будет, скорее всего, полноценный перекресток со светофорным регулированием.
Чиновник уточнил, что работы будут выполнены во время строительства трамвайной ветки от Западного депо до «Немецкой деревни». Это второй этап работ по концессионному соглашению (первый — модернизация трамвайного узла на Московской). Срок реализации — до конца 2024 года.
Журналистка 93.RU. Мы говорим про светофор, который просят установить жители возле ЖК «Западный город»? Где дети должны переходить четырехполосную дорогу?
Белугин: Там нерегулируемый [пешеходный переход], да. Он там не четырехполосный. Четыре полосы там появилось за счет того, что сделаны переходно-скоростные полосы на въезд / на заезд. Основные, транзитные, полосы — их там две.
Журналистка 93.RU. То есть пока всё не будет реализовано [по концессии], ничего и не будет?
Белугин. Пока не планируем, да [установку светофора].
О ситуации в коттеджном поселке «Крепость»
Местные жители жаловались, что дети из коттеджного поселка «Крепость» вынуждены идти в школу по пыльному бездорожью. На брифинге администрация объяснила, почему запустить школьные автобусы через «Крепость», сделать там остановку и дорогу до школы пока не получается.
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Коттеджный поселок «Крепость» в длину порядка 2 километров. На сегодняшний день школьные автобусы и общественный транспорт проезжают мимо него — напротив поселка есть два оборудованных остановочных пункта. Неоднократно обращались к владельцу поселка, чтобы он обеспечил возможность заезда и посадки / высадки пассажиров, в том числе школьников. На сегодняшний день, к сожалению, до сих пор именно владелец этого коттеджного поселка так нам навстречу и не пошел. Возможности зайти муниципалитету на территорию поселка и запланировать мероприятия по устройству остановочных пунктов, к сожалению, нет. Это частная территория, муниципалитет зайти туда не может.
Журналистка 93.RU. Жители спрашивали про строительство дороги в Плодородный параллельно коттеджному поселку «Крепость», которая есть в генеральном плане...
Белугин. Пока в планах [по строительству] ее нет.
Редакция запросила комментарий застройщика по ситуации. Мы его опубликуем, как только нам его предоставят.
Можно ли увеличить количество автобусов на маршрутах № 170а и 146а?
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Сейчас на этих маршрутах работает 15 единиц транспортных средств — 13 на 146-м и две единицы на 170-м. Неоднократно проводились мероприятия по увеличению количества транспортных средств, по изменению интервала движения. К сожалению, нынешняя дорожная обстановка ситуацию не меняет. Надеюсь, что она поменяется, когда мы проведем полностью реконструкцию и улицы Кирилла Россинского, и Краеведа Соловьева, и этого перекрестка [на Лаперуза].
Виктор Балацкий, начальник отдела организации перевозок. Мы проводили мониторинг пропускной способности самой дороги, которая загружена в часы пик, добавляли количество графиков, но они [маршрутки] просто в утренние часы скапливаются в этой пробке, и вывезти людей не представляется возможным.
Проблема с остановками, где автобусы идут как в одну, так и в другую сторону
Виктор Балацкий, начальник отдела организации перевозок. На Западном обходе у нас есть 75-й и 78-й маршруты, где по схеме движения сделано таким образом, что они заезжают к школе. Есть машины, которые идут на конечную остановку, есть те, которые идут по пути следования маршрута. Поэтому мы приняли решение устанавливать на лобовом стекле дополнительный трафарет, который показывает движение транспортного средства, чтобы детям было проще ориентироваться.
Про 32-ю маршрутку в «Золотой город»
Общественница Марина Репещук озвучила просьбу местных жителей о том, чтобы 32-я маршрутка заезжала на территорию коттеджного поселка «Золотой город». Как объясняли местные жители порталу 93.RU, сейчас автобусы не останавливаются в поселке, и дети вынуждены ходить пешком до остановки «Школьная», а это 1 километр.
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Остановочный пункт находится на территории «Золотого города». Если мы едем в сторону улицы Средней, автобусу необходимо было совершить маневр с левым поворотом, забрать людей и опять с левым поворотом выехать. Там очень тяжелая транспортная обстановка. Этот маневр делать небезопасно, и он создавал большие проблемы. Мы проработаем возможность установки посадочной площадки в этой зоне, чтобы транспортное средство по пути следования собирало и высаживало пассажиров.
Про тротуар из «Золотого города» до школ
Журналистка 93.RU. Такой вопрос поступил от жителей, хотелось бы его озвучить — почему до сих пор не построен пеший проход к школе 102-ф и 97-ф, которая находится рядом? Это бы позволило сократить маршрут школьников из «Золотого города» с 8 км до 800–900 метров.
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Как вы знаете, там есть балка «Осечки» шириной, наверно, метров 40. Прорабатывается вопрос вместе с застройщиками о возможности строительства этого тротуара. Мы эту тему не бросаем.
Про проблемные маршруты: 75-й, 83-й, 29-й
Журналистка «Блокнот Краснодар». 75-й и 29-й не справляются со своевременным подвозом детей. На 83-м маршруте были случаи, когда ребенок травмировался. Планирует ли администрация добавить количество транспортных средств на эти маршруты?
Виктор Балацкий, начальник отдела организации перевозок. Если честно, мы первый раз слышим, что кто-то получил травму или 83-й не справляется со своей работой. Я лично каждый день с 28-го числа [августа] на Садах Калинино, начиная с 7 часов утра [мониторю ситуацию]. Мы чуть ли не каждый день созваниваемся с директором школы 68-й, он говорит, что вопросов по 83-му маршруту нет. Что касается 75-го маршрута, есть проблемы не в интервале движения, а во вместимости. Сейчас идет разговор с перевозчиком, чтобы он поменял транспортные средства и поставил более вместимые.
Журналистка 93.RU. Нам тоже поступали жалобы на 83-й маршрут. Буквально вчера. Жители Садов Калинина просят скорректировать расписание автобуса с учетом расписания уроков. Например, в 99-й школе первая смена заканчивает уроки в 12:45, потом дети 20 минут идут до остановки на Казанском, через надземный переход, и ждут. Можно ли скорректировать расписание на этом маршруте?
Виктор Балацкий. Расписание уроков у нас есть, проработаем этот момент еще раз. С понедельника посмотрим, если будет необходимость, конечно же, изменим.
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Мы мониторинг не бросаем. Если есть погрешности, мы в онлайн-режиме меняем.
Журналистка 93.RU. А по 75-му можно узнать? В начале учебного года в МЦУ сообщали, что на маршрут по итогам мониторинга добавят единицы транспорта. Но вчера жители сообщили, что всё равно есть проблема с 75-м маршрутом. Можно узнать, сколько было добавлено тогда единиц транспорта и планируется ли добавлять еще? Или только за счет увеличения вместимости будет решаться проблема?
Виктор Балацкий. К существующему плюс два графика добавили, плюс к этому, когда на остановке много народа, у нас резервный транспорт 75-го есть, который дежурит. Но опять-таки. Когда интервал 4-го троллейбуса сделали меньше, 75-й поехал нормально, плюс у нас есть 120-й, который поддерживает, у нас еще 140-й есть, который также может привезти детей в школу.
Журналистка 93.RU. Говорят, от «Лиговского» в 106-ю школу доехать на 75-м не могут...
Андрей Белугин, директор департамента транспорта. Вы прекрасно все знаете состояние Западного обхода, он просто стоит. То есть промежуток в 2–3 километра машины едут 30–40 минут. Я думаю, когда будет реконструкция, как только там появится трамвай, ситуация транспортная там изменится.
О третьей смене в школах
Журналистка 93.RU. В том же сюжете телеканала «Краснодар» про школу 17-ф говорилось, что там дети учатся в три смены. Сколько у нас школ, где есть три смены?
Начальник департамента образования Александр Звягинцев. Мы не называем это «три смены», мы называем «подсменка». Потому что, допустим, в начальной школе, когда начинается учебный процесс, первые два месяца — это адаптивный период, когда ребенок привыкает к школе. То есть [проводят по] три урока, первый класс освобождается, освобождаются кабинеты, чтобы следующие классы (2-й, 3-й или 4-й) могли заходить на учебу в 11:00–11:30. Получается смещение — мы используем свободное помещение в образовательной организации, и детвору, которой избыток, мы ее смещаем. Вторая смена начинается в 13:00–13:30 и заканчивается не позже 19 часов. Третья смена, по идее, должна была бы начинаться в 19:30 и заканчиваться глубокой ночью. Такого нет. Ни в одной школе занятия не заканчиваются позже 19 часов. При этом «подсменки» есть не везде.
Журналистка «Интерфакса». Сколько школ в Краснодаре надо построить, чтобы все дети в первую смену учились?
Звягинцев. Порядка ста. Только вы не забывайте, что рождаемость детей у нас идет по спирали.
О нехватке учителей и их зарплатах
Также на брифинге начальника департамента образования Александр Звягинцева спросили, сколько в Краснодаре не хватает учителей.
— Есть статистика, мы ее ведем. В настоящий момент порядка 850 человек нехватка по городу Краснодару. По сравнению с прошлым годом, учеников в школах стало больше на 11 тысяч, потому что в первый класс (как и в прошлом году) пошло 22 тысячи детей. Плюс открыли пять новых школ, а в каждую порядка 130–140 учителей требуется, — сообщил чиновник.
Звягинцев также добавил, что средняя заработная плата краснодарских учителей — 42 тысячи рублей в месяц. При этом молодые педагоги, которые только пришли в школу, получают, «стыдно рассказывать», чуть больше 25.
Чиновник рассказал о мерах, которые используют в городе, для привлечения педагогов. Например, приезжим учителям компенсируют 15 тысяч рублей за съем жилья. Кроме того, молодым педагогам дают «подъемные» 50 тысяч, а если они участники форумов и победители конкурсов, то получают еще 100 тысяч.
Помимо прочего, сейчас с депутатами ЗСК прорабатывается вопрос о введении новой выплаты в размере 15 тысяч рублей на погашение ипотеки. Также ведутся разговоры о бесплатном питании для учителей в школьных столовых и бесплатном проезде, рассказал Звягинцев.