В Трамвайно-троллейбусном управлении Краснодара, где сегодня сообщили о грядущем повышении платы за проезд до 40 рублей, рассказали, почему муниципальный общественный транспорт до сих пор не перешел на систему оплаты без кондукторов.
Оптимизация работы общественного транспорта заключается в том, что пассажиры должны сами оплачивать проезд, приложив карту к установленному терминалу. За зайцами следят контролеры, а по большому счету всё остается на совести пассажиров.
Такая практика хорошо зарекомендовала себя, например, в Санкт-Петербурге и в Москве. В Питере кондуктор по большей части выполняет роль контролера, а в Москве их вообще отменили в начале 2000-х годов, заменив на турникеты. Сейчас же и от турникетов в общественном транспорте отказались, усилив контроль и увеличив штрафы за безбилетный проезд.
В Краснодаре такую систему тестировали несколько лет назад. Но самостоятельно оплачивали проезд единицы. Кроме того, по словам чиновников, отказ от кондукторов привел к резкому снижению доходов муниципального перевозчика. Но не у нас, а в другом регионе.
— Отказ от кондуктора в автобусах, по опыту Новокузнецка, куда ездили сотрудники краснодарского КТТУ, дал потерю выручки в районе 40% в первые полгода. Население не готово самостоятельно платить за проезд. Кроме того, они отказались от кондукторов, когда перешли на брутто-контракты. Перевозчикам при такой системе всё равно, сколько человек не оплачивает проезд. Они получают деньги за пройденное расстояние, — рассказал директор КТТУ Александр Грачев.
По словам Грачева, когда в автобусах отказались от кондукторов, это привело к падению спроса на троллейбусы.
— Люди понимали, что в автобусах можно ездить «бесплатно» и пошли туда. Мы на сегодня не готовы на какой-то период терять такой объем средств. — сказал директор КТТУ.
За оплатой проезда по идее должны следить контролеры. По данным мэрии Краснодара сейчас в городе работает четыре контролера.
Ранее мы рассказывали, сколько в Краснодаре зарабатывают водители общественного транспорта и кондукторы. Их зарплату уже в этом месяце обещают проиндексировать вместе с увеличением платы за проезд. Аналогичные обещания власти давали летом 2022 года, когда поднимали стоимость проезда до 35 рублей. Однако это не помогло сохранить сотрудников, которые увольняются из КТТУ из-за маленьких зарплат.