Галина Забелина — заслуженный деятель искусств Кубани и член Союза художников России, 40 лет преподавала в родном КубГУ, который когда-то окончила сама.
Совсем недавно 82-летняя женщина неожиданно для самой себя стала звездой соцсетей. Несколько дней назад жительница Краснодара сняла Галину Константиновну за любимым делом — она стояла на улице Мира и фотографировала город.
Ролик разошелся по пабликам, стал невероятно популярным и за считаные дни собрал миллионы просмотров со всей страны. К бабушке-фотографу, как стали называть женщину в соцсетях, выстроились толпы журналистов для того, чтобы поговорить и узнать подробности ее биографии.
Несмотря на некоторую растерянность от обрушившейся на нее славы, Галина Константиновна никому не отказывает в интервью и с удовольствием общается с молодежью. 93.RU публикует монолог героини.
Хотелось рисовать
— Я родилась и выросла в Тбилиси. В 1959 году я приехала в Краснодар поступать на физико-математический факультет. Проучилась год и перешла на второй курс. Но мне настолько хотелось рисовать… Я загорелась желанием перевестись на худграф. Принесла свои работы, подготовка у меня была нулевая, но, видимо, какие-то задатки у меня были, сдала экзамен, перевели меня. А тут и сессия началась. Ну, как-то справилась. К третьему курсу я уже обросла какими-то знаниями.
Я много работала, допоздна оставалась и всё время рисовала. Окончила в 1964 году и поехала по направлению в школу в Кореновск. С удовольствием там работала. А вид у меня тогда был такой молодежно-озорной: в черных шароварах, в тельняшке, которую подарила мне подруга Аида.
Я до сих пор гуляю по полям и хожу в тельняшке сына со штативом. Так хорошо, могу четыре поля обойти. Штатив, кстати, очень сильно выручает, особенно когда по полям, по каким-то буеракам.
Фотоаппарат лежал без дела
И с мужем я познакомилась в институте — на одном курсе учились. Влюбились, пять лет встречались, потом он ушел в армию, пришел — и мы поженились. Сын, через год — второй сын. Старший после девятого класса поступил в художественное училище. И у него были занятия по фотоделу. Пока он был на других занятиях, его фотоаппарат лежал без дела. Однажды я его и взяла.
Фотографирую уже около сорока лет. На факультете всех студентов снимала, и всё бесплатно. Хотя денег не хватало, жили впроголодь. Но я еще по ночам делала иллюстрации для нашего книжного издательства. Причем делала ответственную работу — иллюстрировала «А зори здесь тихие…», сборники стихов Пушкина, Есенина, Некрасова. Успевала работать на факультете, в художественной школе, в издательстве и еще учиться.
Пошла на двухгодичные курсы для фотокорреспондентов. Мне было уже больше 30 лет, я уже преподавала. Сама научилась проявлять, печатать. И продолжала фотографировать. А потом уже гораздо позже у меня появился цифровой фотоаппарат.
Любимые места
Очень люблю Карасунские озера возле Дмитриевской дамбы, такие прекрасные вечерние и ночные кадры тут сняты. Со снегом или с дождем. Люблю все эти проявления погоды, в любом состоянии.
Еще одно любимое место — это Южный вокзал. Боком обходишь — и там Кубань открывается. Когда она бурная такая, большая, облака над ней несутся.
Очень любила Солнечный остров, конечно же, Затон, старый центр. Как жаль, что когда я приехала в Краснодар, у меня не было фотоаппарата. Эти деревья, старинные избушки. Прошли годы, а домиков этих уже нет. А вот те бабулечки, которые выходили за ворота тех домиков, какие-то такие добродушные, улыбчивые, в каких-то фартучках вышитых. Тех домов, конечно, уже и нет, но кадр остался. И эти кадры для меня очень ценные.
Вечером я прихожу домой после прогулки и открываю свои пятьсот кадров… Я отказалась от телевизора, вообще не смотрю. Сижу, рассматриваю свои фотографии и думаю: а какая ты, Галина Константиновна, молодец! Какую красоту сняла!
Я еще молодая
Мне врачи с моей спиной, когда я еще пыталась ее лечить, сказали, что мне надо ходить. Ну а куда ходить? Разве так просто походишь? Я с фотоаппаратом хожу. Сын мне дал шагомер — я до 12 тысяч проходила. И в принципе это меня вытащило.
Вот я выхожу, особенно в поля, и на улице пасмурно. Где-то там чуть-чуть, какое-то солнце пробивается. Я говорю: солнышко, привет, я вышла. И машу ему рукой. Смотрю, минут через 10 оно уже во всей красе. Всё освещено как нужно. И я как пошла, одно поле прошла, второе, третье. А там такие лесопосадки остались старые, подсолнухи там растут. И это для меня настолько неожиданно как для городского жителя.
Я иду со штативом, а вся местная детвора за мной. Бегут и спрашивают: бабушка, а сколько вам лет? Отвечаю, что мне еще ста нет. Они так призадумались и говорят: а, так вы еще молодая. Вот и я с ощущением, что я еще молодая.
Будто на свободу вышла
В выставках я никогда не участвовала, фотографировала для души. И всё это откладывалось и откладывалось слоями большими.
А к этой славе я отношусь спокойно. Интервью берут, сюжеты снимают, но я телевизор давно не смотрю. Но внуки говорят, что показывают. Я не знаю, чем это мне грозит, но мне приятно.
Жизнь идет в двух направлениях — внутренняя жизнь не всегда соответствует тому, что тебе нужно готовить, ходить на работу, чтобы зарабатывать. Я считаю, что я сейчас как будто на свободу вышла. У меня сейчас великолепное время, я могу даже стихотворение вам прочитать.
О лето, синий взгляд цветов тревожит душу
И манит в прошлое, назад, в поля цикория и к мужу.
Бутоны, как и дни мои, судьбой отмерены по счету
Цикорий не считает дни, цветет и радуется лету.
О, мудрость жизни, перестала я дни считать
Мне в радость просто их встречать…