Детский сад № 193 находится на улице Артюшкова в Краснодаре, он называется «Планета будущего», имеет хорошие отзывы в интернете и среди родителей.
Там есть группа «Эрудит», которая состоит из двух подгрупп: для детей с задержкой психического развития (ЗПР) и для детей с расстройством аутистического спектра (РАС). По списку в подгруппе РАС числится чуть больше 20 детей, но регулярно ходят туда меньше.
Подгруппа разновозрастная — самому младшему около 4 лет, старшему — около 7–8. Все дети имеют различные особенности развития, большинство — инвалидность. Детки либо совсем не говорят, либо говорят очень плохо и построить связную речь не могут. Рассказать, что их била воспитательница, они не могли. А родители об этом даже не догадывались...
«Ситуация — ахтунг»
Сыну Елены Руслану пять лет. Женщина отдала ребенка в подгруппу этого детсада в сентябре 2022 года. 26-летняя воспитательница Анастасия Юрьевна показалась Елене очень приветливой и всегда помогала в адаптационных моментах с сыном.
Недавно в подгруппу пришла 19-летняя практикантка Екатерина (имя изменено по ее просьбе). В минувшую пятницу, 17 февраля, сестра Екатерины опубликовала пост в соцсети для мам «МамЛайф» о том, что воспитательница избивает детей, а одной неговорящей малышке Дарине в тот день рассекла лоб ложкой.
— Она мне это рассказывала, у меня сердце разрывается! Что делать в такой ситуации?! Кому звонить?! В этом саду все воспитатели абсолютно знают, что она так относится к таким деткам, — написала сестра Екатерины и указала в комментариях номер группы.
Этот пост увидела знакомая Елены и переслала ей.
— Я, конечно, в шоке. Тут же позвонила Екатерине, она мне всё подтвердила, — рассказывает женщина.
Елена тут же сообщила об этом другим родителям и позвонила логопеду-дефектологу, которая занималась с детьми. Педагог подтвердила Елене, что не раз видела грубое отношение воспитательницы к детям и подходила с жалобами к заведующей, но та никак не реагировала.
В понедельник, 20 февраля, в детсаду было родительское собрание, на которое вызвали практикантку Екатерину. Она снова подтвердила свои слова.
— Дарина весь день капризничала, Анастасию Юрьевну это напрягало. Когда мы уже сели кушать, Дарина кушать не хотела. Я в этот момент находилась возле стола. Анастасия Юрьевна взяла ложку и два раза ударила ее ложкой. Если честно, я испугалась. Я и Анастасию Юрьевну побаивалась, я ведь практикант, я не знала, как на это реагировать, — рассказала плача практикантка.
Заведующая стала уверять родителей, что не знала о происходящем. Также она заявила, что вызвала айтишника, чтобы изъять жесткий диск с записями камер видеонаблюдения и отсмотреть их.
Родители испугались, что записи могут внезапно исчезнуть, поэтому сразу после собрания поехали в Следственный комитет, написали заявления и предупредили о своих опасениях сотрудников. В детсад сразу выехала опергруппа, которая изъяла записи. Сохранились все записи, начиная с 7-го по 20 февраля. Сейчас их изучают следователи.
Сразу после огласки воспитательницу Анастасию Юрьевну уволили из детсада по статье.
— Мы хотим, чтобы полностью поменяли коллектив детского сада вместе с руководством, потому что у нас есть информация, что это все знали, а руководство ее покрывало. Это подтвердили педагоги, которые работали с детьми в группе, что они ставили заведующую в известность о жестоком обращении с детьми, — рассказывает Елена.
Часто замечали синяки
Практикантка рассказала Елене, что ее пятилетнего Руслана воспитательница трогала меньше других, потому что мальчик может немного говорить. Но у Руслана нет диалоговой речи. Сказать, например, кто его обидел, он не может.
— Он нас никогда не боялся, никогда не закрывался, ничего. С осени мы заметили, что, когда я ему хочу поправить шапку, он от меня закрывает лицо, как будто я его ударить хочу, — рассказывает Елена. — Как говорила практикантка, она [воспитательница] в основном издевалась над детьми, которые вообще не говорят, которые более тяжелые.
6-летнего Костю, по словам практикантки, Анастасия Юрьевна таскала за уши, била по лбу, по рукам, по попе. Ребенок не разговаривает, он имеет инвалидность и у него нарушено понимание обращенной речи.
Мама Кости Юлия очень часто замечала синяки на теле ребенка, когда забирала его из садика. Синяки были на предплечьях, на руках, были точечные следы на мочках уха, на лбу, на спине. На вопрос, что случилось, воспитательница всегда отвечала: «Ну это же дети, они играются, толкаются».
— Когда у него были синяки на лице и на плечах, она говорила, что он подкидывает игрушки и они на него падают. Ну вы представьте: на плечах моего ребенка синяки. Это какая должна быть игрушка, кирпич? — задает риторический вопрос Юлия.
5-летнего Дамира, как рассказала практикантка Екатерина, воспитательница Анастасия Юрьевна била деревянной дощечкой по голове, хватала за волосы и оскорбляла его.
— Моему ребенку больше всего доставалось. Оказывается, она его терпеть не может, ненавидит, он ее раздражает. Хотя мне постоянно присылала видео всякие, фото, рассказывала, что он хороший, — рассказывает мама мальчика Дарья. — Я даже представить не могла... Я даже не думала, что у нее такое отношение к нему.
Дарья часто забирала сына из детсада с синяками, он не хотел туда ходить, плакал. Женщина спрашивала у воспитательницы, может, ее сына там обижают, но Анастасия Юрьевна уверяла, что всё нормально.
На прошлой неделе женщина опять забрала сына из сада с синяками. Воспитательница сказала, что не знает, откуда они у него. Как оказалось, Анастасия Юрьевна сильно хватала мальчика за лицо.
Дамир ходит в детсад с лета, а чуть позже воспитательницей в группе стала Анастасия Юрьевна. Примерно с октября-ноября он стал бояться ходить в сад, когда проходил мимо учреждения, начинал плакать. Потом мальчик стал плакать и бояться даже перед выходом на улицу. Дарья списывала это на особенности развития ребенка.
— В конце января, когда за ним пришла, у него ухо внутри было черное, прям синяк, висок [был разбит], над глазом синяк. Я у нее [Анастасии Юрьевны] спрашиваю: «Это что?» Она говорит: «Мы его пытались уложить спать, он стал биться о кровать, вот у него и синяки».
Когда родители узнали, что воспитательница била детей, Дарья поехала с сыном в травмпункт снять побои и рассказала врачу о январской истории. Врач сказал, что даже если бы мальчик бился о кровать, у него внутри уха и под глазом не было бы синяка. Он предположил, что воспитательница ударила Дамира.
«Любимчики получали подзатыльники, их таскали за волосы»
Еще один ребенок, Эдик, ходит в эту группу уже год. Он был любимчиком Анастасии Юрьевны, поэтому мальчику доставалось не так сильно.
— Как сказала практикантка, мой ребенок был любимчиком, поэтому моего ребенка предметами не били. Моего ребенка за уши таскали, по голове тумаков давали, но предметами не били. Что там на самом деле, мне страшно представить, что там на камерах записано, — рассказывает мама мальчика Анастасия.
Валентина тоже замечала синяки у сына Илюши на плечах и лице. Ей также объясняли их появление тем, что мальчик подрался или упал. В дни, которые сохранились на записях видеокамер, Илья в садик не ходил. Узнать наверняка, что с ним делала воспитательница, женщина вряд ли сможет.
— Чтоб вы понимали: любимчики получали подзатыльники, их таскали за волосы, толкали, оскорбляли словами типа «дебилы», «деграданты», «конченые», дразнили едой. Это были любимчики. А что тогда делали с теми детьми, которые были не любимчики? — плача говорит Валентина. — Вот как Дамира — била доской по голове! Это как вообще можно, маленького ребенка!.. Я не понимаю, как можно [бить] таких детей беззащитных, которые даже говорить не умеют. Эти дети всю жизнь страдают, они знают столько боли в своем возрасте... А мы собственноручно их как на казнь водили ежедневно!..
Даже подумать не могли
— Мы доверяли очень воспитательнице. Она была для нас очень открытой, всегда улыбалась, задавала вопросы, контактировала с нами. Поэтому мы даже подумать не могли, что могут быть такие моменты, что эти синячки и какие-то травмы нанесены не детьми друг другу, а взрослым человеком, — рассказывает мама Эдика Анастасия.
Когда это всё вскрылось, Анастасия Юрьевна даже не извинилась перед родителями.
— Она молчала, глаза в пол опускала. Она не извинялась, ничего не говорила, она просто молчала, — говорит мама Дамира Дарья.
— Она что-то пыталась промяукать, когда мы, родители, уже сидели и рыдали, и мужчины и женщины, взрослые люди, все были в таком шоке. Эти выходные, наверное, были самые адовые, которые мы вообще в своей жизни переживали, — признается Анастасия. — Мы просто хотели, чтобы человек раскаялся как-то и, глядя нам в глаза, просто извинился, искренне и по-человечески за свои поступки. Когда она попыталась что-то промяукать, мы все встали и ушли, потому что слушать это мы даже не могли.
Родители не могли даже представить, что такое происходило с их детьми, когда они оставались с воспитательницей. В то, что другие педагоги ничего не знали о происходящем, никто не верит. Дело в том, что группа «Эрудит» состоит из трех комнат: в первой находится подгруппа РАС, во второй — ЗПР. Комнаты объединяет общий коридор и туалет, подгруппы разделяет тонкая перегородка. Не услышать крики за такой дверью просто невозможно, считают родители.
— Сейчас нам в этом все сознались: да, мы знали, но боялись. Чего боялись — не знаю. Но сейчас эти педагоги написали заявление и уволились, — рассказывает мама Кости Юлия. Родителям известно, что как минимум уволилась логопед-дефектолог, которая пыталась достучаться до заведующей.
— Для нас с мужем это очень большая травма. То есть, получается, мы сами своего ребенка не смогли защитить, а наоборот — сами приводили в этот детский сад. Мы даже примерно себе представить не могли, что когда мы его приводим и там закрывается дверь, что там происходит, — говорит Анастасия.
Портал 93.RU готовит запрос в пресс-службы Следственного комитета Кубани, региональной прокуратуры и мэрии Краснодара. Редакция будет следить за развитием ситуации.