Череда обсуждений, планов, предложений длится без малого полвека
Что только не хотели построить на территории острова на Старой Кубани за последние десятилетия. В 1985 году, например, вышла монография «Парки мира» Горохова и Лунца, в которой Большой остров представлен в качестве опытно-показательного парка культуры и отдыха СССР. Схемы планирования так и остались на страницах пособия лучших европейских практик по работе с ландшафтом того времени.
Уже в наше время на территории острова при бывшем губернаторе Кубани Александре Ткачеве хотели построить гольф-клуб. В 2014 году между администрацией Краснодара и рядом юрлиц был заключен договор купли-продажи участка. Как писали «Юга.ру», в результате череды сделок остров перешел в собственность ПАО «Крайинвестбанк». Но в 2015 году по решению краевого арбитража его вернули городу, а сделку признали незаконной.
В 2017 году бывший главный архитектор Краснодара Игорь Мазурок заявил, что возвращенную территорию собираются использовать только в виде рекреационной зоны. Он сказал о необходимости разработки концепции и плана благоустройства.
Спустя два года один из документов — концепция развития зеленой зоны — был готов. Правда, тогда чиновники столкнулись со сложностями. Нужно было избавить остров от незаконных построек. В советское время там располагались сады, отголоски которых сейчас видны невооруженным взглядом: на острове остались небольшие полянки, видны постройки, обнесенные ветхим забором, за которым кто-то что-то выращивает.
Согласно концепции департамента на участке около 200 га планируется обозначить зоны активной и научной деятельности, спокойного отдыха, обустроить сады и лесопарковую зону. К слову, тогда сообщалось, что сохранение и развитие этой территории губернатор Кубани держит на особом контроле.
Особо охраняемая территория, через которую пройдет шоссе
В 2018 году всю территорию Большого острова перевели в зону зеленых насаждений. До этого в проекте землепользования и застройки она значилась как «зона зеленых насаждений общего пользования» и «общественно-деловая зона местного значения».
Бывший мэр Краснодара Евгений Первышов заявлял, что эти изменения позволят сохранить Большой остров как зеленую зону и не допустить его застройки в будущем.
В 2020 году остров стал особо охраняемой природной территорией. Кроме прочих ограничений там запретили в том числе сажать и вырубать растения. Правда, уже в 2021 году депутаты гордумы Краснодара решили отнести участок с кадастровым номером 23:43:0425003:1081 к зоне ограниченного природопользования. То есть сначала гордума настаивала на том, что этот участок должен быть отнесен к особо охраняемой территории, а потом сменила его назначение.
Дело в том, что, согласно новому генплану города, по этой территории пройдет автомагистраль, которая должна соединить улицу Воронежскую с Восточным обходом.
Правда, выяснилось, что денег на реализацию этого проекта у администрации нет. Против строительства выступают жители микрорайона Гидрострой. Подробнее об этом можно прочитать в нашем материале.
А что сейчас?
Портал 93.RU решил уточнить у администрации города и сделал запрос об актуальных планах по благоустройству территории Большого острова.
По данным мэрии, участок земли (его площадь 1 957 077 квадратных метров) сейчас находится в постоянном (бессрочном) пользовании МКУ «Управление коммунального хозяйства и благоустройства». Вид разрешенного использования — земельные участки (территории) общего пользования.
— Территория Большого острова стоит на кадастровом учете как единый земельный участок. Он является многоконтурным, то есть его границы представляют собой несколько замкнутых контуров. Для благоустройства Большого острова необходимо проведение проектных работ. Работы по проектированию включены в перспективный план, — сказали в мэрии.
О том, когда именно начнутся работы, ничего не говорится.
Что говорят жители Краснодара?
Сейчас Большой остров представляет собой заброшенный участок земли, на котором всё растет само по себе. Ни о каком контроле за деревьями и растениями речи не идет.
С Солнечным островом его связывает несколько перешейков, один из которых закрыт забором, второй — свободен для прохода. Периодически там занимаются спортом немногочисленные бегуны и катаются на велосипедах или самокатах. На территории острова нет фонарей, из инфраструктуры там — разбитые непонятно кем дороги, которые во время дождей становятся непроходимыми. В одну из суббот журналист портала 93.RU прогулялся по острову и расспросил людей о том, что они хотят видеть на этом месте в будущем.
— Я здесь почти каждое утро бегаю, вечером неудобно, тут практически одна дорога, по которой можно бегать, вечером людей здесь многовато. Да и освещения нет никакого. Я бы хотел, чтобы здесь сделали нормальную лесопарковую зону, где деревья и растения «живут» в своей естественной среде. Ведь такой территории в Краснодаре больше и нет, — рассказал местный житель Алексей.
Другой житель города, который по выходным катается там на велосипедах, сказал, что этому месту не хватает нормальной инфраструктуры для велосипедистов.
— Дорога есть для велопрогулок, но там ямы и постоянная грязь. Если уж нельзя сделать нормальный парк, то хотя бы дорогу отгрейдировали, — сказал мужчина.
Еще один прохожий, гуляя с ребенком, рассказывал ему о деревьях, которые растут на острове.
— Здесь явно мог бы получиться хороший парк, только кому это нужно? — сказал мужчина в сердцах.
В администрации на вопрос журналиста о сроках начала благоустройства или разработки проекта ответить не смогли, но уточнили, что денег у муниципалитета сейчас на это нет.