Вечером 24 февраля некоторые краснодарцы вышли на улицы города, чтобы выразить протест против проведения спецоперации на территории Украины. По последним данным «ОВД-Инфо» (организация признана иноагентом в РФ. — Прим. ред.), в городе в тот вечер задержали минимум 58 человек.
Корреспондент 93.RU попробовала узнать число задержанных в пресс-службе ГУ МВД России по Краснодарскому краю, однако там попросили прислать официальный запрос. Редакция готовит его.
Утром 25 февраля Ленинский районный суд Краснодара рассмотрел дела двух задержанных: Виталия Вотановского и Алины Абибуллаевой. Их судили по ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции).
Вотановский пришел на площадь перед зданием краевой администрации на улице Красной, 35 в куртке с антивоенной надписью. Через несколько минут его задержали силовики, сообщала с места событий корреспондент 93.RU. Абибуллаева — случайная прохожая, которая от испуга при задержаниях начала бежать, рассказал краснодарский адвокат Михаил Беньяш «Свободным Медиа».
Судья назначила женщине штраф 2000 рублей, а Вотановского арестовали на 20 суток.
Дело еще одной задержанной, активистки Алипат Султанбеговой, рассмотрел Первомайский районный суд. Сайт «Протокол» сообщил, что девушку судили по ч. 8 ст. 20.2 (неоднократное нарушение правил проведения публичных мероприятий). Ей также назначили 20 суток административного ареста.
— Виталия Вотановского и Алипат Султанбегову везут отбывать 20 суток ареста в Выселки. Это в 90 километрах от Краснодара. В наручниках, как преступников. За то, что они потребовали прекратить [спецоперацию], — отметил в своем телеграм-канале адвокат Михаил Беньяш.
Султанбегову задержали после акции у ОВД на улице Садовой. В момент задержания девушка была вместе с Виталием Немцевым, членом ТИК с правом решающего голоса, которого также задержали и составили протокол по ст. 19.3 КоАП РФ (неповиновение законному распоряжению сотрудника полиции). Немцев провел в отделе полиции два дня. Слушание по его делу прошло сегодня, 26 февраля, в Первомайском суде. По его итогам материал вернули в полицию на доработку.
Виталий Немцев — член ТИК с правом решающего голоса. Для его ареста необходима специальная санкция прокурора.
Корреспондент 93.RU связалась с Немцевым и попросила рассказать его версию событий.
— Вечером я после работы поехал смотреть, что происходит на митинге. Когда начали людей задерживать, я по договоренности выехал в сторону Садовой, 110, куда могли привозить задержанных людей. Попутно меня попросили взять Алипат Султанбегову, чтобы ее тоже не задержали. Мы приехали на Садовую, 110. Встали там практически напротив входа в проходную, и через какое-то время подъехал один автобус. Записывали их имена, чтобы можно было потом адвокатов к ним направить, и давали контакты свои.
После того как из первого автобуса вышли люди, подъехал второй, где находился адвокат Михаил Беньяш. Немцев снимал происходящее на телефон, и в какой-то момент сотрудник полиции попросил прекратить съемку.
— Я попросил его представиться и разъяснить, на основании он запрещает, так как законом съемка разрешена. На что он сказал: «Хватайте его». Меня трое полицейских схватили и затащили в здание УВД.
Немцева оставили на первом этаже, где находились другие задержанные, а сотрудники полиции фотографировали их.
— Я стал им разъяснять, что фотографирование необязательно. Так как их личность установили, они могут от фотографирования отказаться. Ну, соответственно, полицейским такие разъяснения не понравились, и меня отвели на третий этаж, где составили протокол. Ни один полицейский не представился. Ни тот, который составлял протокол, ни тот, который задерживал. Ни один не показал своего удостоверения.
Мужчину поместили в камеру для административно задержанных, куда потом привели еще двух (их задержание не было связано с акцией. — Прим. ред.).
— У нас на троих было две подушки, один матрас и два одеяла. Я спал на двух одеялах. За всё время ни разу не выдавалась никакая ни вода, ни еда в полиции. <...> Меня обещали сначала в пятницу осудить, но потом в связи с моим статусом члена комиссии с решающим голосом долго возились с запросом в прокуратуру.
Виталий Немцев отметил, что протокол на него составили с нарушениями, а судья отказалась вызвать в качестве свидетелей тех, кто его составлял. Однако саму ситуацию она не смогла проигнорировать и отправила материал в полицию на доработку. Сам Немцев планирует подать жалобу, как на составление протокола, так и на то, что полицейские общались между собой с использованием нецензурной лексики.