«В этом голосовании мы видим попытку переложить ответственность за решение на краснодарцев. Но это неправильно: в отличие от сферы благоустройства, транспортные решения должны принимать специалисты, опираясь на математические расчеты, потому что транспорт — это точная наука, а не чьи-то эстетические предпочтения», — краснодарские урбанисты из общественного движения «Городские решения» выступили с заявлением относительно недавнего голосования по по вопросу организации выделенной полосы на улице Ставропольской от Вишняковой до Трамвайной. В нем приняли участие 1 306 человек, из которых 901 проголосовал против — это почти 69%. 93.RU публикует текст заявления.
Голосования по важным городским вопросам — дело хорошее, но при этом должны выполняться два условия:
1. Публика должна быть подробно ознакомлена с проектом. Людям нужно дать достаточно времени и информации, чтобы они могли сформировать свое мнение.
2. Голосование должно быть репрезентативным, то есть в нем должна поучаствовать хоть сколько-нибудь ощутимая часть горожан. Чтобы о голосовании узнало как можно больше людей, мэрия должна заранее запустить полноценную информационную кампанию.
Если пункты 1 и 2 не выполнены, то получается так, что очень мало кто голосует за непонятно что. Именно это и произошло с опросом о необходимости выделенки на Ставропольской улице.
19 июля на градостроительном совете при губернаторе активистка из Гидростроя Галина Сильман пожаловалась на заторы в начале Ставропольской и предложила сделать А-полосу от улицы Постовой. Но Вениамин Кондратьев плохо знает наш город, поэтому в мэрию спустили указание провести голосование по участку от Вишняковой до Трамвайной — там, где выделенка нужна меньше всего.
21 августа без предварительного общественного обсуждения на «Госуслугах» появился опрос с максимально странной формулировкой, из которой было непонятно даже, идет речь о выделенке в обе стороны или только в сторону Гидростроя. Математических расчетов эффективности выделенной полосы к тому моменту не было даже у Дептранса. Как именно будут (и будут ли) учитываться результаты голосования, людям тоже не объяснили: «Просто проголосуйте».
Как горожанам принимать решение в таких условиях, чем руководствоваться? Вкупе со скудным информированием от мэрии неудивительно, что в опросе приняло участие всего 1 306 человек.
Другая проблема в том, что в этом голосовании выделенка рассматривалась в вакууме, а не как часть комплекса мер по улучшению работы общественного транспорта, таких как билетное меню, закупка новых троллейбусов, замена пазиков на автобусы большой вместимости, ликвидация незаконных парковок вдоль А-полосы, контроль за соблюдением ПДД на уже существующих выделенках.
Сама по себе А-полоса не особо изменит ситуацию, если ездить по ней по-прежнему будут убитые маршрутки, объезжая припаркованные авто. Но даже введение одной-единственной выделенки — это долгая подготовительная работа, а не просто разметка и знаки. К сожалению, в мэрии до сих пор этого не поняли, поэтому еще большую тревогу у нас вызывают планы организации выделенной полосы на Северной улице от Красной в сторону мостов. По замыслу мэрии, эта выделенка должна заработать уже в октябре, но чиновники Дептранса упорно повторяют свои же ошибки 2014 года.
История с голосованием по выделенке на Ставропольской — это профанация принятия транспортных решений. Если власти воспримут полученные результаты как руководство к действию, тогда им нужно быть последовательными и полностью отдать улицу Чапаева пешеходам, потому что за это еще в марте проголосовало даже больше горожан.
В этом голосовании мы видим попытку переложить ответственность за решение на краснодарцев. Но это неправильно: в отличие от сферы благоустройства, транспортные решения должны принимать специалисты, опираясь на математические расчеты, потому что транспорт — это точная наука, а не чьи-то эстетические предпочтения. Заметьте, мы не агитировали ни за один из вариантов, потому что при такой формулировке опроса его результат теряет смысл.
Получать обратную связь от жителей важно и нужно, но для репрезентативности опросы должны проводить профессиональные социологические службы. Результаты таких опросов могут учитываться при выборе последовательности и тактики принятия транспортных решений, но они не должны подменять сами решения.
Резюмируя, мы требуем от властей города и края
1) не перекладывать на горожан ответственность за принятие транспортных решений;
2) не принимать транспортные решения, исходя из популистских соображений или сиюминутной политической конъюнктуры;
3) подробно знакомить краснодарцев с проектами, которые выносятся на обсуждение;
4) относиться к транспорту как к системе, а не как к набору отдельных и не связанных между собой решений.
Добавим, что организация дорожного движения в границах городского округа относится к вопросам местного значения, решение которых осуществляется населением или органами местного самоуправления самостоятельно (подпункт 5 пункта 1 статьи 16 федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»). В нашем случае это зона ответственности администрации города Краснодара и городской Думы. Органы краевой власти не имеют права вмешиваться в эти вопросы.
Согласны с автором?