Улица Тургенева является одной из важнейших магистралей Краснодара. Последние несколько месяцев она стала горячей точкой на карте города. Дело в том, что сейчас в городе существует огромная проблема с выездом из Солнечного микрорайона, который назвали в честь одноименного совхоза, который раньше располагался на этом месте и ограничивался улицами Яна Полуяна, Тургенева, Круговой и Совхозной. Когда-то территорию бывших садов плотно застроили, почти не оставив место для проезда машин. Чтобы улучшить ситуацию, власти решили построить дорогу через дворы в районе улиц Константина Образцова и Тургенева. Вот только одна проблема — ее нет в Генплане, а уютные дворики трех многоэтажек теперь превратятся в проезжую часть.
Помимо дорожного вопроса, местные жители утверждают, что во время работ по дому пошли трещины. Журналист 93.RU провела два дня с людьми на улице Тургенева, пообщалась с мэрией Краснодара и попыталась выяснить, что происходит.
Двор не продувается
Новая дорога пройдет мимо домов № 177, 179 и 181 по улице Тургенева. Два крайних дома образуют между собой букву П, еще одно здание находится посередине, разделяя территорию на две площадки. С другой стороны расположена церковь Казанской иконы Божией Матери и сквер. На снимках с панорамной карты 2018 года видно, что между храмом и домами была небольшая придомовая тупиковая дорога, тротуар и стихийная парковка. Проезжая часть упиралась в еще одну многоэтажку и металлические гаражи, которые не так давно снесли.
— Дома построили, когда микрорайона Солнечного еще не было, поэтому дорога была придомовой и вела только к трем домам. П-образная архитектура из наших домов складывается, поэтому здесь остается всё, что сюда залетает. Теперь тут будут газы, потому что машины будут здесь стоять. Получится, что будет газовая камера. Двор не продувается, он не предназначен, чтобы рядом шла магистраль, — поделилась с журналистом местная жительница Екатерина, которая борется за прекращение строительства.
Посуда в шкафу начала дрожать
Вместе со строительством дороги специалисты меняют коммуникации. Для этого они роют глубокие ямы, подступая вплотную к придомовому участку. Из-за сильных вибраций от техники на торце здания пошли трещины — их заметили жители угловых квартир. Наталья, которая живет на 9 этаже, пустила журналиста в свою квартиру и показала начинающиеся разрушения и перекошенные дверные проемы:
— Дверь всегда закрывалась легко, неделю назад начала туго. Сейчас я не могу закрыть ее, не ободрав краску. Я даже не рискую дальше тянуть, потому что не хочу портить. За неделю ситуация усугубилась. Они раздуться никак не могли, потому что за 20 лет ничего подобного не было, — рассказывала Наталья, показывая деревянные межкомнатные двери из двух створок, которые перестали закрываться.
Аналогичная ситуация в ванной — дверь начали цеплять друг друга, а краска с замка начала облазить. В одной из спален двери пока еще закрываются, но уже видны сильные зазоры разного размера. Помимо этого, в комнате по стене и потолку пошли трещины — их уже зафиксировала комиссия из домоуправления.
— Вот трещина, на обоях появилось вздутие. Это я заметила неделю назад. Сегодня обои я содрала при оценочной комиссии. Может показаться, что всё не так страшно, но этого же не было. С чего бы взялась эта трещина? Тем более что ремонт делали полгода назад и клеили эти обои.
Другая жительница дома, Татьяна, тоже рассказала о сильных вибрациях в квартире. Девушка почувствовала их утром, когда собиралась на работу — посуда в шкафу начала дрожать. Трещины заметили и другие жители.
Деревья вместо генплана
Кроме того, во время работ строители повредили корни многолетних сосен. Их замазали смолой, и сейчас власти города пообещали двору компенсационное озеленение. Для этого на встречу с жителями 25 августа приезжали замглавы Прикубанского округа Всеволод Нетреба, замдиректора департамента транспорта Евгений Беляков, а также общественница и руководитель организации «Транспортная инициатива» Марина Репещук. Люди пытались перевести тему разговора с озеленения на другие проблемы, но их не стали слушать:
— Мне очень нравится позиция администрации. Они заявляют, что эта дорога есть в генплане, она соответствует ему. Сегодня чиновники приезжали в 15:00. Знаете, какой аргумент у них? А мы бы не начали строительство, если бы не было в генплане. У нас [жителей] — документы. Там этой дороги нет, на месте переезда зеленая зона. У вас — просто вопли, что дорога есть в генплане, а у нас доказательства. «Мы сегодня на повестке дня будем обсуждать другие вопросы», — сказали на встрече. По трещинам ответ был один — предоставьте экспертизу, — возмутилась Екатерина.
Бешеными темпами начали строиться многоэтажки
Историю развития территории журналисту рассказал местный житель Владимир — один из главных активистов, который уже не первый месяц ведет диалог с различными ведомствами и властями. По его словам, дорога была в старом генплане, и не одном. Когда еще не было Солнечного микрорайона, предполагалось, что широкую магистраль проложат напрямую туда, где когда-то были сады. Она должна была пройти через то место, где сейчас расположены церковь и сквер.
— Тут построили сквер, и осталась узкая подъездная дорога. На старых схемах старая дорога осталась, она прям по храму должна была идти. Храма тогда не было. В начале 2000-х решили строить все-таки дорогу, но люди не хотели. Тогда пришли церковники и сказали: «Давайте мы построим храм, и не будет дороги». Все поддержали и успокоились. Но потом стихийно стал развиваться новый район. Например, по старым планам улица Архитектора Ишунина должна была быть выездом, но теперь там пешеходный бульвар.
Когда бешеными темпами начали строиться многоэтажки, о транспортной доступности никто не думал. Микрорайон заселили десятки тысяч людей и назрел вопрос, что всем им нужно где-то ездить. Тогда нашли компромисс и обустроили улицу Коржнева, которая выходит на Яна Полуяна, а далее — на Тургенева. Когда домов стало еще больше, на этой дороге образовались, пробки и людям снова стало некомфортно:
— Почему они стоят в пробке? Потому что Коржнева выходит прям на Яна Полуяна, где пешеходный переход и машины поворачивают направо. То есть налево — самое неприоритетное направление и светофора нет. Казалось бы, поставьте светофор. Но этого не делают.
На общественных слушаниях отклонили 12 из 13 замечаний
В 2019 году администрация Краснодара решила строить новую дорогу, вокруг которой сейчас идет борьба. На тот момент она была в генплане, поэтому власти в октябре собрали общественные слушания. Согласно протоколу, на повестке стояло 13 вопросов, 12 из них отклонили и проект планировки территории утвердили.
— Жители все аргументировали: по ширине не проходит, идет по краю детской площадки, загазованность, есть альтернатива и т. д. Все замечания отклонили, утвердили только 1 — если будет дорога, то безопасная. Зато теперь власти говорят: «Ну, слушания же были, давайте строить», — добавляет Владимир.
В сентябре 2020 года власти Краснодара приняли новый генплан, из которого убрали спорную дорогу от Образцова до Тургенева. Территорию обозначили как зеленую зону с номером 4.20 — там должен быть сквер. В решении гордумы об утверждении документа под вторым пунктом сказано, что все предыдущие генпланы считаются утратившими силу. Несмотря на это, в 2021 году на улице Тургенева все-таки начали строить дорогу:
— Проектировщики генплана питерские были. Они приехали, подумали: «Ну какая тут дорога?». И это для администрации оказалось сюрпризом, они не знают, что теперь делать и внаглую врут. Когда мы говорим, что нет дороги в генплане, они начинают изворачиваться и говорить, мол, были общественные слушания, планировка территории и бла-бла. И такие: отсюда следует вывод, что это не противоречит генплану. Но это бред, там налита куча воды, и потом делается вывод, который сделать нельзя.
Документы
В распоряжении редакции есть ответ на запрос жителей от заместителя начальника УГИБДД по краю Александра Матвеева. Документ содержит 7 страниц, и в нем о проезде от улицы Константина Образцова до Тургенева сказано:
что он является магистральной улицей районного значения, так как предназначен для обеспечения транспортной и пешеходной связи в пределах жилого района, выхода на магистральную улицу общегородского значения Тургенева;
для проектирования в границах красных линий застройки необходимо расстояние не менее 40 метров. Это требование действовало на момент утверждения задания на проектирование;
расстояние между установленными красными линиями в месте предполагаемого расположения магистральной улицы районного значения составляет от 15 до 16 метров.
В выводах документа от ГИБДД сказано, что принятые проектные решения о проложении магистральной улицы районного значения не соответствуют ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений».
Кроме того, в распоряжении редакции есть ответ Департамента архитектуры Краснодарского края, подписанный руководителем Иваном Поздняковым. В нем сказано, что вопрос строительства дороги не входит в компетенцию департамента, однако его перенаправили в Дептранса Краснодара, чтобы он предоставил аргументированные обоснования проекта.
Департамент транспорта Краснодара заявил, что на публичных слушаниях предлагали перенести дорогу. Однако «такие предложения не могут рассматриваться как альтернативные варианты переноса проектируемого участка дороги, поскольку являются дублирующими». При этом специалисты не использовали программу транспортного моделирования «Aimsun», чтобы изучить направления потоков машин.
— По мнению департамента, доводов, представленных Департаментом транспорта и дорожного хозяйства администрации МО г. Краснодар в части выбора проектных решений, недостаточно, при этом компетенциями для оценки таких решений департамент не обладает, — сказано в заключении ответа департамента архитектуры.
Кто строит дорогу и сколько это стоит?
Подрядчиком является ООО «Дортранссервис», зарегистрированное в ауле Понежукай в Адыгее в апреле 2005 года. Основной вид деятельности компании — деятельность автомобильного грузового транспорта и услуги по перевозкам. В 2020 году выручка фирмы составила 3 миллиарда рублей. При этом за последние 12 месяцев «Дортранссервис» выиграл 13 контрактов на сумму 4,1 миллиарда рублей.
По данным «Контур.Фокуса», в 2020 году чистая прибыль компании составила 51,2 миллиона рублей. Выручка фирмы растет на протяжении последних трех лет:
2018 — 1,8 миллиарда рублей;
2019 — 2 миллиарда рублей;
2020 — 3 миллиарда рублей
Директор и учредитель, которому принадлежит 100% долей «Дортранссервиса», — Аскер Хабаху. Его брат Юрий Хабаху с 2014 года был депутатом Государственного Совета — Хасэ Республики Адыгея и входил в комитет по строительству, транспорту, связи и ЖКХ. Как депутат от нового, 6-го созыва, он входит в комиссию по статусу, регламенту и депутатской этике. Ранее Юрий Гиссович был директором ООО «Теучежское ДРСУ», затем эту должность занимала его жена, Мариетта Газиевна — сейчас она осталась только учредителем компании.
Что касается дороги в Фестивальном микрорайоне, по данным сайта «Госзакупок», фирма была единственным участником электронного аукциона с начальной ценой контракта в 63 639 288 рублей. Администрация Краснодара разместила тендер 20 февраля 2021 — после принятия нового Генплана.
Помимо спорной дороги, компания также занималась ремонтом улиц Благоева, Лизы Чайкиной, Селезнева, а также Черкасской. Сроки сдачи последней уже дважды переносили. Кроме того, «Дортранссервис» чинит трассу Майкоп — Туапсе, строит дорогу Черниговская — Дагомыс, обслуживает проезжие части в разных районах края и Адыгеи.
Что говорят власти?
Портал 93.RU попросил пресс-службу городской мэрии прокомментировать ситуацию со строительством дороги. В администрации заявили, что все работы законны, и сослались на несколько факторов. Во-первых, в 2019 году прошли общественные слушания для утверждения проектной документации. Во-вторых, по новому генплану дорога находится в функциональных зонах транспортной инфраструктуры, в зоне озелененных территорий общего пользования (лесопарки, парки, сады, скверы, бульвары, городские леса). В-третьих, по ст. 45 Градостроительного кодекса РФ, прохождение линейного объекта возможно в функциональных и территориальных зонах различного назначения.
— В действующем генеральном плане в части территории, в отношении которой постановлением администрации от 18.11.2019 № 5268 утверждена документация по планировке территории, содержатся сведения об объекте местного значения — автомобильной дороге по проспекту им. Константина Образцова (статус — объект местного значения, планируемый к реконструкции), — сказано в ответе мэрии.
Что касается трещин в домах, жильцам рекомендовали обратиться в управляющую компанию, которая при наличии средств выполнит текущий ремонт. Если УК не предоставляет ответ, можно написать об этом в управление по жилищным вопросам, сотрудники которого проведут проверку. Также жители могут самостоятельно провести экспертизу помещений за свой счет.