Акционеры Каспийского трубопроводного консорциума (КТК) начали спор из-за подрядных контрактов на увеличение мощности российской части трубопровода в Новороссийске, за которую отвечает дочерняя компания «Транснефти» «Черномортранснефть».
После подписания соответствующих договоров на выполнение работ подрядчики потребовали пересмотреть их стоимость. Такое решение они приняли из-за роста цен на строительные материалы и инфляцию. Цены контрактов выросли почти на 2%, а вся смета увеличилась с 1,1 миллиарда долларов до 1,13 миллиарда долларов. Компания «Транснефть» требование подрядчиков поддержала, однако зарубежные акционеры КТК стали возражать против такого решения, считая это раздуванием бюджета. В ответ компания предложила сэкономить путем замены в КТК иностранцев на российских рабочих, у которых зарплата меньше.
За выполнение работ (расширение резервуарных мощностей и морских сооружений терминала в Новороссийске) отвечает американская компания Chevron. С 2009 года затраты на этот проект выросли с 715 миллионов до 911 миллионов долларов. Некоторые эксперты «Транснефти» считают, что именно этот бюджет и «раздут».
Ранее, в марте, компания «Транснефть», как крупнейший акционер КТК, инициировала смену руководства морского терминала в Новороссийске, а в потом провела аудит. Во время проверки были обнаружены нарушения, которые касались работы ООО «Ламналко». Эта компания в 2010 году выиграла тендер на 10-летнее техобслуживание морских объектов терминала.
Аудиторы обнаружили, что эта компания нарушает условия договор в части сроков и объемов оказания услуг, осуществляет бункеровку судов и утилизацию отходов через организации, не имеющие лицензий. Все эти действия могут привести к штрафам, которые придется платить КТК, и даже к остановке работы терминала. Также эксперты выяснили, что в ходе тендера «Ламналко» преувеличила свои возможности и апросила завышенную цену – стоимость 10-летнего контракта с ней составила 289,5 миллионов долларов. Это на 9,5 миллионов долларов больше, чем предлагала компания «Солл-Р», работавшая на терминале предыдущие 10 лет. В своем отчете эксперты сообщили, что КТК может понести необоснованные расходы в 25 миллионов долларов. После этого было подано заявление в правоохранительные органы, однако управление по транспорту МВД по ЮФО, проверив КТК, отказало в возбуждении дела за отсутствием состава преступления, сообщает газета «Ведомости».
По мнению экспертов «Транснефти» важны не только подряды, но и контроль над Новороссийским терминалом. Американская компания Chevron всегда управляла им и контролировала все работы, включая перевалку нефти. Но недавно ей пришлось уступить «Транснефти», говорит собеседник «Ведомостей»: все работы по расширению КТК компании контролируют вместе. Однако, компании начали переговоры о возобновлении сотрудничества, говорят источники, близкие к ним. Они нацелены на примирение, и договорились провести повторный совместный аудит Новороссийского терминала.