Премьер-министр с глазами Моны Лизы состоит из подписей Медведева, Барак Обама создан из факсимиле Ким Чен Ира, а Махмуд Ахмадинежад нарисован автографами американского президента. Все это проект Signature краснодарского художника Владимира Колесникова из арт-группировки «ЗИП». Шесть черно-белых портретов, созданных исключительно из подписей, до конца недели можно увидеть в выставочном зале группировки – небольшой комнате по улице Зипповской, 5.
«Это первая экспозиция проекта, – рассказал 93.ру его автор Владимир Колесников. – Он создавался в течение года, основная часть работ появилась за последние пару месяцев. Хотя идея возникла около двух лет назад – в годовщину конфликта в Южной Осетии. Тогда СМИ рассказывали о памятнике погибшему 18-летнему российскому солдату. Первая мысль при этом – сделать портрет юноши подписью Медведева и наоборот. Ведь президент как главнокомандующий направил войска в Цхинвал. А значит, он, скрепивший своей подписью приказ, несет ответственность за происходившее там».
Но тогда отговорили коллеги – такой проект казался слишком смелым даже для столичного искусства. Владимир решил воплотить идею по-иному: создать из факсимиле премьер-министра Медведева и из подписей президента портрет Путина. Потом появился портрет Барака Обамы. У американского лидера два явных антипода – глава Кореи Ким Чен Ир и президент Ирана Махмуд Ахмадинежад. «Первый политик совсем не медийный, – продолжает Владимир, – Ким Чен Ир скрывается, это, скорее, мифическое лицо. Поэтому остановился на иранце».
К Ахмадинежаду у краснодарского художника тоже особое отношение. «Образ политика создают СМИ – если посмотреть два новостных канала «Россия 24» и CNN, увидим совершенно разные оценки и акценты деятельности глав государств. Обычно лидера Ирана считают средневековым злодеем, тираном, диктатором, но этот шаблон создан западными демократиями во главе с Обамой. Поэтому я нарисовал Ахмадинежада подписью американского президента».
На вопрос, почему он не создал портреты знаковых политиков прошлого, чьи решения и размашистые подписи решали судьбы мира в XX веке – Гитлера, Черчилля, Сталина, Молотова-Риббентропа, Ленина, Колесников ответил, что художник должен работать с современностью или теми образами, которые значимы сегодня. События же прошлого столетия уже переработаны в культуре и стали историей.
Для портретов художник перебрал сотни фотографий президентов. Учитывались узнаваемость лица и выражения, визуальное удобство для перевода снимка в картину. Так, фото Путина по ракурсу головы и освещению оказалось типичным для портрета эпохи Возрождения, в результате Владимир Владимирович похож на леонардовскую Мону Лизу.
«Еще не знаю, продлится ли проект, – честно говорит автор. – Сейчас он выдвинут на российскую ежегодную национальную премию в области современного искусства имени Кандинского. Через месяц станет известна оценка жюри. После Краснодара работы увезут в московскую Айдан галерею».
Но если проект будет продолжен, то первым новым портретом станет изображение главы Чечни Рамзана Кадырова. «Кадыров – третье медийное лицо в современной России, – считает краснодарец. – К тому же большинство посетителей путают с ним Ахмадинежада, но если поставить рядом фотографию чеченского лидера, увидите, что они абсолютно не похожи. Сходство, скорее, подсознательное, в выражении лица, эмоциях. А вот Александра Ткачева я бы нарисовал подписью Кондратенко. Хотя кубанский губернатор не производит впечатления человека, от которого что-то зависит – он исполнитель».
Владимир Колесников – один из самых модных художников региона. Окончил художественное училище и графический факультет Кубанского государственного университета. Его творчество уже отмечено экспертами авторитетного сайта о современном искусстве GIF.ru и московской галереей современного искусства Айдан Салаховой. Он провел порядка десяти авторских выставок и участвовал еще приблизительно в 50 арт-проектах в Москве, Санкт-Петербурге, Афинах и Берлине. Его произведения хранятся в коллекциях Бориса Березовского, Андрея Малахова, входящих в двадцатку самых богатых бизнесменов России Виктора Вексельберга и Владимира Евтушенкова, совладельца «Нортгаза» экс-сенатора Фархада Ахмедова, спортивного журналиста Кирилла Кикнадзе, драматурга и предпринимателя Дмитрия Липскерова. Так, Евтушенков приобрел произведение из серии «Символы» – звезду Давида, Малахов – вариацию знаменитой фрески Микеланджело, где друг к другу тянутся не руки, а ноги Творца и Адама.
Среди известных предшественников Колесникова, писавших портреты Путина или Медведева, Никас Сафронов и Виктор Дерюгин.
«На первом портрете президент изображен в рыцарских доспехах «с репликой из Рембрандта», а на втором – в виде испанского гранда, в стиле Ван Дейка», – рассказывал о своих работах Никас. Продавать изображения Медведева мастер, по собственному признанию, не хотел, но с ростом популярности главы российского государства покупатели просто одолели, пришлось уступить. В результате Дмитрия Анатольевича в стиле Рембрандта приобрел один российский банк, а вторая картина уехала в Китай к пекинскому бизнесмену.
Самарские дизайнеры переработали образ Путина – создали ковер с 37 портретами национального лидера, который удостоился диплома в номинации «Лучший элемент интерьера – 2004» на московской международной выставке «Строительство и архитектура». А вот два года назад милиция задержала воронежского художника Александра Щеднова (известного под творческим псевдонимом Шурик), который ко Дню России пытался украсить здание мэрии портретом премьера в женском платье.