59-летнего Валерия Магдьяша, звезду скетчкома «Наша Russia», зрители узнают без грима и оранжевого комбинезона. По крайней мере во время интервью в холле краснодарского «Киноцентра» на Красной площади к нам несколько раз подходили взрослые и дети с просьбой сфотографироваться. Не меньший восторг экранный Джамшут вызвал в арт-кафе «Cocktail», куда актера пригласили на празднование четырехлетия.
– Валерий, у Равшана и Джамшута уж очень строгий прораб. В жизни Вам тоже не везет с начальниками?
– И с руководством везет и вообще с хорошими людьми. Начиная с родителей. Помню себя еще в животе у мамы – пытался выйти, толкался там... Затем в школе, училище, на сцене все время попадаются замечательные товарищи, коллеги, наставники. Это Леонид Утесов, Эмиль Лотяну, Рустам Ибрагимбеков, Борис Равенских, Иннокентий Смоктуновский, Андрей Гончаров – те, кто создавал кино- и театральную культуру Советского Союза.
– Поделитесь секретом – как притягиваете в свою жизнь хороших людей?
– Так получается. Я несовершенный человек, во мне много недостатков. Трижды был женат и трижды счастлив. Это случайное счастье, просто мне везет. Но в любой случайности можно заметить закономерность – если в тебе хоть частичка порядочности, ты отмечен Богом, трудолюбив, обязательно повезет.
– Роль Джамшута – тоже случайность?
– Конечно! В ту пору тяжело переживал очередной развод, мучился от одиночества, человеческой и творческой невостребованности. Лежал дома, смотрел в потолок и думал – конец жизни или начало нового отрезка? В этот день мой агент Наташа случайно зашла в офис к Гарику Мартиросяну, где царила паника. Гарик поставил условие, чтобы молчаливого Джамшута играл профессиональный артист. Прошел кастинг, но никто не вписывался в образ, а до съемок оставалось четыре дня. Тогда Наташа предложила меня. «Где он?!», – подорвался Гарик. Тут же агент послала за мной машину, сказав – не брейся, приезжай в чем есть. Когда зашел в офис, вся группа – Мартиросян, Светлаков, Галустян – с ходу выдали: «Это он!». Случайно? И да и нет. Каждому нужны время, воля и характер, чтобы дождаться своей звезды.
– Кстати, о характере. В Вашей жизни были Симферопольское военное училище. Армейский опыт пригодился на сцене?
– Когда попал в творческую атмосферу, навыки самодисциплины очень помогли. Кто-то из великих сказал – нет большей беды для мужчины, чем отсутствие характера. Он может быть богатым, удачливым, красивым, талантливым, но ничего не добьется без внутреннего стержня. Проведенные в советской армии годы дали мне действительно многое. Не буду принципиально утверждать «каждый должен отслужить», только настоящему мужчине это действительно нужно. Прежде всего, для себя самого.
– Вы выросли в Молдавии, окончили украинское училище, служили на Дальнем Востоке... В СССР было легче жить?
– Распад Советского Союза считаю цивилизационной катастрофой, не потому что родился и вырос в этой прекрасной стране. Можно по-разному относиться к красным, белым, репрессиям, Сталину, но нельзя отрицать того, что многонациональный народ вместе верил, жил, творил. Разрушить не то что миллионную, а даже личную мечту очень страшно.
– Актеры старой школы утверждают, что сценическое мастерство нельзя постичь вне театра. Сегодня же многие артисты снимаются только в кино. А где Вам легче работать?
– Актер вообще не должен играть! В каждом намешано столько хорошего и плохого, что на сцене или перед кинокамерой ты должен, прежде всего, разобраться в себе. Мне нужно было прожить полвека, чтобы дождаться роли Джамшута. Я ее действительно очень ждал.
Артист должен быть там, где востребован. 16 лет подряд провожу по месяцу в Марселе. По воскресеньям многие французы не готовят дома, а заказывают в ресторанах суп из морепродуктов. Это дорогая смесь практически всего, что плавает в Средиземном море. И у актера должна быть смесь образов – театр, кино, эстрада... Я, кстати, совсем не хожу в театр, чтобы сохранить в чистоте свое искусство.
– Как же профессиональная школа?
– Однажды Галустян заметил – «Валер, мы вот не заканчивали ГИТИСов...». «И слава Богу!», – ответил я. Когда приехал поступать в Москву, прошел в Щукинское, Щепкинское училище, МХАТ, но выбрал ГИТИС. Потому что там преподавали Туманишвили, Равенских, Гончаров – гении, давшие настоящую театральную школу. Не хочу обидеть современных педагогов, но в большинстве случаев ими становятся артисты, не реализовавшиеся в творческом плане.
– А вы себя реализовали?
– Нет. Все еще жду звонка, какого-то случая, заветной роли. Я снялся в 12 фильмах, сыграв разных героев от секретаря Сталина Поскребышева до директора казино, нотариуса, но самым востребованным оказался Джамшуд. Так совпало.
– Если бы «Нашу Russia» продолжили, пошли бы сниматься?
– Да. В прямом эфире НТВ была встреча с лидером таджикского землячества, который обиделся на образ гастарбайтера. Я спросил – переведите, на каком языке мы с Мишей разговариваем? Не смог. Потому что в сериале мы общались не на таджикском. Это картина не о таджиках, а о моей стране. Здесь зарождается будущее, со всеми его проблемами, противоречиями, сложностями, комедийный скетчком только передает самые яркие моменты. Я бы дал такое определение: «Наша Russia» – серьезная социальная комедия.
– Так на каком же языке общаются Равшан и Джамшут?
– Знаете, иногда сам верю, что существует такой язык. Но это просто коверканные слова, первыми приходившие на ум...
– Как к роли гастарбайтера относятся Ваши земляки молдаване?
– Отвечу описанием моих походов на рынок: беру большую сумку и говорю – ну хватит, ну хватит... И таджики, и молдаване, и украинцы очень любят этот образ, поэтому всегда щедро меня угощают. Считаю себя народным гастарбайтером Российской Федерации.
Самое удивительное – Джамшуд очень нравится детям.
Сейчас играю в детском мюзикле, где моего героя зовут визирь Сам Шут Гастр ибн Байтер Рахат-Лукум. Премьера состоялась в Москве, затем с представлением объедем всю Россию, с удовольствием выступим и в Краснодаре.
– Помимо мюзикла, над чем еще сейчас работаете?
– Совсем скоро начнутся съемки молодежного сериала, в котором участвую я, ребята из «Универа», другие звезды. Но главные роли достанутся талантливым непрофессиональным актерам, которых продюсер Александр Любащенко, известный по сериалу «Кадетство», отберет на кастингах в Краснодаре, Сочи и Москве. Уверен, молодые люди с актерскими, вокальными, хореографическими способностями должны прийти на кастинг, для кого-то он определит судьбу. О дате и месте его проведения узнаете на 93.ru.
В заключении желаю всем краснодарцам любви, – подытожил Валерий Магдьяш. – Цените тех, кто рядом. Самая большая ошибка – привыкание к тем, кто ежедневно наполняет нашу жизнь. Поэтому будьте всегда здоровы в своих отношениях.