Сегодня в российском и мировом футболе разгорелся настоящий скандал. Экс-футболист краснодарского футбольного клуба «Кубань» Никола Никезич обратился в FIFA и UEFA с письмом, где потребовал применить жесткие санкции к его бывшему клубу. Никезич утверждает, что 7 марта на базе клуба его под угрозой физической расправы заставили разорвать контракт.
«15 марта 2010 года я подписал двухлетний контракт с командой «Кубань», – пишет Никезич. – В первый же год я помог клубу выйти в премьер-лигу, забив 4 мяча и отдав 3 передачи. Однако на предсезонные зимние сборы с главной командой меня не взяли, объявив, что в моих услугах клуб не нуждается. Мне предложили разорвать контракт, но я отказался».
После чего, по словам черногорца, ему составили индивидуальный график тренировок, включавший лишь двухчасовую пробежку дважды в день, пока основная команда готовилась к сезону в Турции. При этом клуб якобы продолжал настаивать на разрыве трудовых отношений. Никезич утверждает, что руководство «Кубани» не отпускало его на просмотры в другие команды, без чего он не мог заключить новое соглашение. И в итоге в начале месяца, как пишет Никола, его заставили расторгнуть контракт буквально под дулом пистолета, при этом еще избивали в течение 20-ти минут и угрожали родным и близким.
Никола отметил, что, несмотря на угрозы, отважился обратиться в международные футбольные организации, чтобы добиться справедливости. К слову, из Премьер-лиги в клуб уже позвонили, заявив, что считают претензии Никезича ложью.
«Кубань» в шоке
Письмо Никезича в бывшем клубе вызвало настоящий шок. «Кубань» оперативно решила собрать прессу и высказать свою официальную позицию.
«Мы крайне возмущены заявлением нашего экс-футболиста, – заявил гендиректор клуба Сурен Мкртчян. – Ситуация для нас абсолютно непонятна. Факты, о которых говорит Никезич, абсурдны и не имеют под собой реальной основы. Правда лишь в том, что с ним действительно был расторгнут контракт».
Мкртчян уверил, что никакого давления, угнетения и особого отношения со стороны клуба к Никезичу не было, а Никола всегда был доволен своим пребыванием в «Кубани», отношением руководства, тренеров и футболистов.
«В конце прошлого сезона мы предложили нескольким футболистам найти себе новые команды, в их числе был и Никезич, – рассказал спортивный директор «Кубани» Сергей Доронченко. – С Николой мы решили, что до декабря он находит себе клуб, а после отпуска приезжает для разрыва договора. Такая же ситуация была и с другими ребятами – Малюковым, Киселевым, Горбушиным, Байрыевым, Сретеновичем. Никезич клуб себе не нашел и попросил продолжить работать с основной командой на турецком сборе. Ему отказали, поскольку было ясно, что в клубе он не останется. Решили, что Никола будет работать со специально выделенным тренером по индивидуальной программе в Краснодаре. Его агент продолжит искать новое место работы, и как только появится вариант, мы сразу же расторгнем соглашение».
Доронченко уточнил, что за трансфер Никезича «Кубань» даже не выставила цену, чтобы футболисту было проще перейти в другой клуб.
«В январе мы предложили Николе тренироваться с дублем, – продолжил спортивный директор клуба. – Игрок посчитал это несоответствующим его статусу. Видимо, смутило проживание в станице Полтавской, где базируется наша молодежка. За два месяца неоднократно появлялись предложения от российских и иностранных клубов, которые хотели видеть Никезича в своем составе. Но все время что-то срывалось. Никола постоянно был на просмотрах – то Китай, то Греция, то Дальний Восток».
По словам Доронченко, 25 февраля Никезич попросил рассчитаться с ним по долгам. Деньги выплатили. А 28 февраля уже подготовили все документы о расторжении контракта, с которыми он ознакомился. Никола стал ждать, когда подтвердится переход в другой клуб. Наконец, 6 марта вариант сработал – на следующий день он попросил принести ему бумаги на подпись. Подписал и передал в клуб.
«При этом он даже не зашел ни к генеральному директору, ни мне не позвонил, – возмутился Доронченко. – А насчет его заявлений о том, что клуб препятствовал его просмотрам, могу сказать, что «Кубань» была заинтересована в том, чтобы Никезич поскорее нашел себе клуб также сильно, как и он сам. Если не больше».
Попал под влияние?
В «Кубани» нет четкой версии, почему Никезич резко решил сделать столь агрессивное заявление. Доронченко предположил, что у футболиста в последний момент сорвался новый контракт, и агенты ему объяснили, как нужно вести себя в такой ситуации.
«Никаких явных поводов для недовольства не было, – уточнил спортивный директор. – Отношения в клубе были нормальными, рабочими. Никола жил на базе, питался в столовой вместе с командой. И если бы мы хотели применить к нему, скажем так, индивидуальный подход, то не смогли бы это скрыть. Я разговаривал с футболистами и сотрудниками клуба – здесь всегда масса народу, все на виду».
Сурен Мкртчян считает, что Никезичу стоило бы пожаловаться руководству клуба в таком случае.
«Почему к Николе у нас должно быть особое отношение? – заявил гендиректор. – Самое печальное, что я, тренер, служба безопасности – все на базе. Почему не сказать, что пришли какие-то люди и заставили подписать соглашение. Если бы факт подтвердился, мы бы с этим быстро разобрались. Почему он улыбается в глаза, жмет руку, а потом за глаза начинает кидаться подобными обвинениями?»
Генеральный директор «Кубани» также отметил, что клуб отнесся к нему лояльно. «Мы пошли навстречу Никезичу – не выставили сумму трансфера, предоставили возможность тренироваться, выделили специального тренера. Не бросили его на произвол судьбы. Это позиция клуба – быть максимально толерантными ко всем игрокам и сделать так, чтобы они были полностью довольны пребыванием в «Кубани» и не думали о бытовых проблемах. Только о футболе. И я вам могу точно сказать, что если сейчас мы захотим вернуть себе какого-то экс-игрока, он вернется к нам с радостью», – считает Мкртчян.
Петреску разочарован в Никезиче
На пресс-конференции высказались и те, кто на протяжении прошлого сезона проводил с Никезичем несказанно больше времени – главный тренер команды Дан Петреску и сосед по комнате и друг Георге Букур.
«Я сегодня не самый счастливый тренер, – заявил Мистер. – Мне кажется, что Никола врет. Тут либо личная обида, либо замешаны третьи лица. Мы разочарованы в Никезиче. Трудности всегда приходят в самый неподходящий момент. Нам сейчас необходимо сосредоточиться на предстоящем матче с «Томью». Но эта история только мешает».
Тренер также пояснил, почему «Кубань» отказалась от услуг Никезича в сезоне Премьер-лиги.
«Закончился чемпионат, мы смотрели в будущее, – рассказал Петреску. – Был список игроков, которых я хотел видеть в команде, а был список тех, кому предложил искать себе новый клуб. Никезич оказался в числе последних. Я поступил вполне корректно, еще в ноябре позвонил Николе и сообщил, что на следующий сезон от его услуг клуб отказывается. Сказал ему, что у него был хороший сезон, мы выиграли чемпионат и на этой волне ему будет проще подыскать себе достойный клуб. Все это время мы редко виделись. И когда вернулись с испанского сбора, пообщались буквально за десять дней до старта чемпионата. Никакого негатива не было».
Букуру, который прожил с Никезичем в одной комнате на базе клуба весь прошлый год, ситуация также не ясна. Футболист отметил, что у Николы не было проблем на тренировках или с игроками. «Может, все из-за обиды на то, что он не остался в команде», – предположил форвард.
Уладить вопрос можно
В итоге спортивный директор Сергей Доронченко отметил, что ему приходится плотно работать со спортивными агентами и он хорошо знает генсекретаря Профсоюза футболистов и тренеров Николая Грамматикова. «Мы с ним общались неоднократно в 2008 году, – заявил Доронченко. – Этот человек за каждого отбитого футболиста берет серьезные деньги. Сегодня он борец за справедливость, да. А через посредников предлагает за определенную сумму замять скандал. Буквально пару часов мне позвонили и предложили уладить ситуацию».
Цена вопроса, по словам спортдиректора «Кубани», не превышает сумму контракта. Но клуб на это идти не собирается. Напротив, дело может дойти до суда, поскольку сильно пострадал имидж клуба.
«Мы не намерены идти на мировую, такая ложь и клевета не останется безнаказанной, – пообещал Сурен Мкртчян. – Я уже поручил нашим юристам разобраться в ситуации и обратиться в соответствующие инстанции для защиты чести и достоинства клуба».
Напомним, контракт у Никезича действовал до ноября 2011 года. По слова Мкртчяна, это далеко не самые большие расходы клуба. «Если бы мы расставались с неугодными футболистами с позиции силы, сейчас в нашей команде не было бы достойных игроков. К нам просто бы никто не пришел, будь у нас такая слава. Сейчас для нас проблема – имидж клуба, а Никола Никезич для нас не проблема», – заявил гендиректор «Кубани».
Мировой футбол считает дело криминальным
Между тем, Международная федерация ассоциаций профессиональных футболистов FIFPro призвала российские власти предпринять меры в отношении лиц, виновных в давлении на двух бывших игроков «Кубани» Николы Никезича и Сретена Сретеновича. Второй, кстати, последовал примеру Никезича и сделал заявление о том, что ему также угрожали.
«Оба игрока выступали за краснодарский клуб в 2010 году и помогли команде завоевать путевку в премьер-лигу, – сообщает официальный сайт FIFPro. – У Никезича и Сретеновича были действующие контракты с клубом до 30-го ноября 2011 года. Однако «Кубань» не захотела продолжать сотрудничество с игроками и предложила им разорвать соглашения. Когда футболисты отказались от этого предложения, «Кубань» заставила их принять его. Никезич подвергся двадцатиминутному избиению двумя неизвестными, после чего подписал бумагу о расторжении контракта по взаимному согласию. Он недополучил от клуба зарплату в размере 230 тысяч долларов. Сретенович оказался более сговорчив, в его случае дело ограничилось лишь угрозами со стороны представителей «Кубани». Игрок не только не получил полагавшиеся ему по контракту 300 тысяч евро, но и заплатил 60 тысяч за разрыв соглашения с клубом».
«Это криминал в чистом виде, с которым должны бороться местные власти. Мы требуем, чтобы эти случаи были расследованы, дабы гарантировать безопасность всем игрокам в России», – заявили в FIFPro.