Вчера днем премьер-министр РФ Владимир Путин прибыл в Сочи с рабочим визитом. Вместе с комиссией МОК он ознакомился с ходом строительства олимпийских объектов. Рассматривая информационные стенды олимпийского строительства, премьер поинтересовался расположением трассы «Формула-1». Губернатор Александр Ткачев объяснил, что пролегать она будет в Имеретинской низменности, а ее протяженность составит 5 километров. Первая гонка должна состояться в 2014 году.
Сегодня Владимир Путин принял участие в церемонии подписания контракта на создание первой в России трассы Формулы-1. Это произошло в полдень. Специально для подписания контракта в столицу Олимпиады-2014 прибыл главный промоутер и глава группы компаний Формулы-1 Берни Экклстоун. С российской стороны соглашение подписал губернатор Краснодарского края Александр Ткачёв.
Таким образом, Кубань в придачу к Олимпиаде-2014 получит право на проведение гонок с 2014 по 2020 год с возможностью продления контракта еще на пять лет. Премьер встретился также с российскими бизнесменами, которые готовы спонсировать столь затратное мероприятие. Только строительство трассы оценивается в 200 млн долларов, однако эксперты считают эту сумму явно заниженной.
По условиям соглашения за право проведения первого этапа Россия заплатит более $40 млн. Цена контракта будет увеличиваться ежегодно на 10%.
Трасса будет создана по требованиям Международной федерации автомобильного спорта в олимпийском парке, расположенном в Имеретинской долине. Проект гарантирует новый вариант использования инфраструктуры, построенной в рамках подготовки к Олимпиаде-2014.
Предполагается, что все работы по сооружению трассы будут завершены к 2014 году, когда в Сочи должны пройти Зимние Олимпийские игры. Этот идеальный для Москвы сценарий получил благословение Берни Экклстоуна, но он потребовал правительственных гарантий: «Договор есть у российской стороны. Пока документ не подписан, но когда под ним появится подпись уполномоченного лица от России, я на следующий же день подпишу его», – заявил владелец «Формулы-1». Он также сообщил, что сумма промоутерского контракта для России составит 40 миллионов долларов.
Похожий проект рассматривался еще в 2002 году, однако Берни Экклстоуну и бывшему мэру Москвы Юрию Лужкову не удалось прийти к согласию по финансовым вопросам. «Они хотят получить всю прибыль и заставить нас оплатить все расходы», – заявил тогда столичный градоначальник.
Кроме того, на счету России нет больших достижений в автомобильном спорте. Пилот «Формулы-2» Иван Самарин отреагировал на новость довольно сдержанно: «Все это утопия. Для того чтобы строить трассу «Формулы-1», необходимо иметь несколько хороших трасс для проведения национальных чемпионатов».
По его словам, промедления в реализации проекта связаны в первую очередь с нетерпеливостью российских инвесторов: «Все хотят сиюминутной прибыли, а строительство автодрома – это инвестиции в будущее. Этап Гран-при поднимает престиж страны и привлекает множество туристов. Однако окупится он лишь через несколько лет, а потратить нужно порядка 200 миллионов долларов».
Тем не менее, чиновники не сомневаются в успехе. Мэр Сочи, Анатолий Пахомов, уверен, что организовать Гран-при «Формулы-1» городу вполне по силам. «Лучше курорта, чем Сочи, в России нет вообще, к сожалению или к счастью, – считает г-н Пахомов. – Год назад было много скептиков, которые не верили даже в то, что будут построены олимпийские объекты. Благодаря таким мероприятиям, как Олимпиада и «Форумула-1», о Сочи узнает весь мир. Тем более эти проекты продвигают не местные власти, а руководство страны».
«Формула-1» входит в тройку самых популярных спортивных соревнований и по телевизионной аудитории уступает лишь чемпионату мира по футболу и Олимпийским играм. Многие называют «Формулу-1» «королевой автоспорта», «вершиной автоспорта», «королевской формулой», «королевскими автогонками». «Формула-1» считается наиболее престижной гоночной серией в мире, и для большинства гонщиков выступление в ней становится целью всей жизни. С одной стороны, такое отношение связано с большой популярностью гоночной серии, а с другой – с высочайшими техническими достижениями «Формулы-1».
Чемпионат мира «Формулы-1» проводится каждый год и состоит из отдельных Гран-при, или этапов. В конце года выявляется победитель чемпионата. В «Формуле-1» соревнуются как отдельные пилоты, так и команды. Пилоты соревнуются за титул чемпиона мира, а команды – за Кубок конструкторов.
То, что местом проведения одного из этапов Гран-при выбран Сочи, лишний раз подтверждает инвестиционную привлекательность региона. Краснодарский край второй раз выбирают местом проведения крупнейшего международного состязания, а если заявка нашей страны на проведение чемпионата мира по футболу Россия-2018 будет одобрена ФИФА, то это будет уже третья победа, и третий пакет обязательств, которые нужно будет реализовывать к назначенному сроку.
Мощная поддержка правительства, заинтересованность зарубежных партнеров, активность инвесторов. Все это способствует развитию спорта и туризма в регионе. Не случайно авторитетным журналом Форбс Краснодар был назван лучшим Российским городом для ведения бизнеса. Тем не менее, кроме постройки нового автодрома и правом проведения Гран-при, перед нашим краем и всей страной стоят и другие задачи, спортивные.
Бывший тест-пилот команды «Формулы-1» «Мидлэнд» Роман Русинов считает, что на трассе в Сочи, кроме Гран-при «Формулы-1» 2014 года, следует проводить соревнования и других гоночных серий. Русинов подчеркнул, что российские гонщики должны стремиться участвовать не только в «Формуле-1», но и в других чемпионатах. Чтобы избежать участи автодрома в Дубае, по мнению Русинова, российские спонсоры должны помогать нашим гонщикам.
«Надо начать помогать российским автогонщикам, которые могут принимать участие в разных сериях при поддержке российских компаний, – сказал Русинов. – Без спонсоров мы не сможем развивать автомобильный спорт в России, поэтому под номером один я бы поставил задачу – развитие автоспорта в России. Это может быть даже не строительство автодрома и проведение этапа «Формулы-1», хотя это, конечно, очень важно, но самое главное – это начать помогать российским пилотам, которые уже есть, а потом растить будущих российских пилотов».